Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:56, реферат
На протяжении большей части античной истории одним из сильнейших государств южной части Пелопонесса был древнегреческий город-государство Спарта (Лакедемон) 1. Город Спарта возник в XI или X вв. до н.э., после того как дорийцы, вторгшиеся в Лаконию, обосновались на плодородных землях в средней части долины Эврота, окружённую горными возвышенностями. Согласно «Илиаде», древняя Спарта являлась одной из 12 ахейских общин Лаконики, подвластных мифическому царю Менелаю. В глубокой древности на территории Лаконики, как и на территории смежных с ней Арголиды и Мессении, находился ряд центров микенской культуры. Памятниками микенской культуры являются вещи замечательные по богатству и художественной ценности, найденные в погребениях древних Амикл (современная дере
Созданная Ликургом государственная организация работала как четко налаженный механизм. По мнению многих древних историков, Спарта представляла собой полноценный военный лагерь. В казарменных условиях семья могла пребывать только на периферии, как бытия, так и сознания граждан, так как без частичного обесценения семейных отношений невозможно было создать новую социальную общность со своей, предназначенной только для "внутреннего употребления" этикой. Созданная атмосфера в обществе, методическое и целенаправленное внушение, формировало из молодых людей, любовью к родине и гордость, каждый считал смерть во имя великой Спарты благом. Нормы поведения, заложенные на подсознательном уровне, не давали вариантов выбора.
Сисситии были центром общественной
жизни Спарты. Согласно описанию Плутарха,
в двадцатилетнем возрасте, спартанцы
получали гражданские права и становились
членами сисситий, но попадали в неё не
автоматически. Каждый участник сисситий
обладал правом вето, ограничивая тем
самым круг возможных претендентов. Система
избрания наводит на мысль, что при внешне
соблюдаемом равенстве отдельные "обеденные
клубы" вовсе не были равны между собой,
в тоже время, отдельные сисситии обладали
большей притягательностью у вновь поступающих,
чем другие. И хотя сисситии никогда не
переставали быть элементарными подразделениями
спартанского войска, подразумевалось,
что комплектование сисситий происходит
по административно-
Общественные школы, общественные обеды, военные походы, охота, занятия спортом - все то, что наполняло жизнь спартиата, - никак не было связано с семьей. По-видимому, они обязаны были жениться, после 24 лет, хотя семейная жизнь терпелась, но не приветствовалась. Брак в Спарте не был частным делом гражданина, наоборот, община осуществляла контроль и при необходимости прямое давление. Безбрачие угрожало спартанцам как материальными, так и моральными неприятностями, холостяки становились изгоями общества. ( Л.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001.стр.269)) Даже высокие чины не защищали их от всеобщего презрения, специально культивируемого властями. Как свидетельствуют источники, холостяки подвергались настоящему моральному террору со стороны общества. «В то же время Ликург установил и своего рода позорное наказание для холостяков: их не пускали на гипнопедии, зимою, по приказу властей, они должны были нагими обойти вокруг площади, распевая песню, сочиненную им в укор... и, наконец, они были лишены тех почестей и уважения, какие молодежь оказывала старшим. Несмотря, на свой новый семейный статус, молодые спартанцы до тридцати лет продолжали оставаться под полным контролем воспитателей, или педономов. Брак для мужчины вплоть до 30 лет, по сути, оставался полулегальным. Молодой супруг мог приходить к жене только в ночное время, тайно, а днем он находился вместе с ровесниками в казарме. Как замечает Плутарх, «так тянулось довольно долго: у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете». ( Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН СССР, 1963-
Т.2. Тесей. п. 15)
В быту женщины являлись полными хозяйками. «Их своеволие и могущество- следствие частых походов, во время которых мужья вынуждены бывали оставлять их полными хозяйками в доме, а потому и оказывали им уважение ...и даже называли «госпожами». (Древняя Греция история, культура, искусство. Спарта. http://www.greecancient.ru/). Это свидетельствует о том, что в обществе сохранились явные пережитки матриархата.
Многие традиции семейной жизни также относятся к первобытнообщинному строю. Примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. В Спарте существовало моногамия в семье, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены, как отголоски группового брака. Рождение женщиной ребенка от доблестного воина - друга её мужа приветствовалось и государством, и обществом, т.к. «... дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.» (Древняя Греция история, культура, искусство. Спарта. http://www.greecancient.ru/)
Для спартанцев удача на военном поприще была единственным способом добиться высокого положения в обществе. Для спартанца считалось позорным проявление какого-либо интереса к делам, непосредственно не связанным с военной службой или подготовкой к ней. По словам Плутарха, под запретом были даже темы разговоров, связанные с торговлей или наживой, а в роскоши и рассматривалась как нечто неуместное и даже опасное. Пресекались все внешние проявления роскоши, начиная от одежды и заканчивая жилищным строительством. Дома спартиатов должны быть построены только с помощью топора и пилы и не выделяться роскошью, дабы не раздражать сограждан.
Однако, за фасадом официально провозглашённого равенства тщательно скрывалось фактическое экономическое неравенство. О наличии в Спарте богатых людей свидетельствует увлечение спартанцев коневодством. Судя по данным просопографии, большинство спартанцев, участвующих в конных агонах в Олимпии, были представителями одних и тех же знатных семей. (Л.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001 стр.267)
Законодательство Ликурга
В последний раз неодамоды упоминаются в греческой истории в 370/69 г, временный диапазон их зафиксированного существования составляет 50 лет, с 421 по 370 г. В дальнейшем о них говорится лишь в связи с Пелопоннесской войной и гегемонией Спарты. Примерно в этот же период в греческой историографии появляется новое понятие «гипомейоны». (Л.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001 стр.321)
_) Первоначально гипомейоны были спартанскими гражданами, которые оказались исключенными из общины "равных", по разным причинам. Круг прав и обязанностей гипомейонов, как мы их себе представляем, был достаточно ограниченным. Они не участвовали в сисситиях, не являлись членами гоплитской фаланги. Поражение в правах, очевидно, распространялось и на другие сферы общественно-политической жизни. Вряд ли они могли занимать и выборные должности. Но одно право у них, кажется, было - это право участвовать в народном собрании. Неудовлетворённость своим положением в обществе толкнула гипомейонов к участию в заговоре Кинадона, который иллюстрирует опасность отстранения от управления и водворения в более низкий разряд людей мужественных и энергичных, имеющих в своих руках оружие.
Подводя итоги, следует отметить, что внешнеполитическому кризису Спарты, выразившемуся в потере гегемонии над Грецией и утрате Мессении, предшествовал внутренний кризис общества, нашедший свое выражение в заговоре Кинадона. Признаки кризиса в полисе Спарта, проявились, прежде всего, в изменении совокупной структуры спартанского общества. (Л.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001 стр.305)
Прежняя триединая система, компонентами которой были, с одной стороны, спартиаты, с другой илоты и периэки, потеряла свой простой и однозначный характер. Усложнились социальные связи между всеми членами общества, что привело к появлению новых промежуточных звеньев между классами господ и рабов. Наличие их свидетельствует о каком-то глубинном, до поры до времени скрыто идущем в Спарте процессе социально-экономического перерождения общества. В период Греко-персидских войн изменяется традиционная система управления войсками, происходит расширение военно-административного аппарата, возникает самостоятельная должность флотоводца, или наварха. Навархи, как и все без исключения спартанские магистраты, подчинялись эфорам, которые осуществляли неизменный контроль за их деятельностью. Навархи при отплытии получали от эфоров определенные инструкции, а по возвращению были обязаны представить полный отчет. Это была первая значительная магистратура, которая, по сути дела, уже не принадлежала собственно традиционным институтам общинно-полисного типа.
Период завоевания территорий, которые были довольно плотно заселены, предшествовал процессу формирования спартанского государства. Живя в окружении превосходящей по численности, враждебной среде илотов, спартанцы были поставлены перед необходимостью превратить свой город в постоянно функционирующий военный лагерь. Власть в лагере должна была принадлежать немногим. Создание спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, с целью полного подчинения, захваченных новых земель и удержания в полном повиновении. Расширение территорий спартанского государства за счет завоёванной Мессении способствовало формированию стабильной системы землевладения, которая основывалась на чётком соотношении между числом граждан и наделов - клеров. Основой системы землевладения стала эксплуатация порабощенного населения – илотов. Запрет на перемещение земли от владельца к владельцу предполагал очень серьезные ограничения прав собственности, что было обязательным условием для сохранения за государством контрольных функций. Реформы полумифического царя Ликурга, в достоверности личности которого сомневались уже древние авторы, сыграли важную социально - экономическую роль в истории Спарты. Преобразования, приписываемые ему, привели к торможению имущественного расслоения, позволили оформиться «общине равных», силы каждого гражданина были направлены на ведение военных действий внутри и вне полиса. В государственном аппарате, была создана довольно сбалансированная система, не позволявшая установиться в Спарте ни тирании, ни демократии. Олигархический характер Спартанского государства во многом и определялся наличием внутри гражданского коллектива нескольких ступеней гражданства. Таким образом, община "равных", как себя декларировала Спарта, была весьма далека от подлинного экономического и социального равенства своих граждан. Отсюда раскол гражданского коллектива и стремление спартанского демоса к социальной революции.
1. Алексей Фанталов. Древняя
Греция: история и мифология. Спарта,
Афины, греко-персидские войны.
2. История Древней Греции: учеб. / Под ред. В.И. Авдиева, А.Г. Бокщанина, Н.Н. Пикуса. - 2-е изд.- М., 1972.
3 История Древней Греции: учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. - 2-е изд., перераб. И доп. - Высш. шк., 1996.
4. Л.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001.
5. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН СССР, 1963-
Т.2. - 546 с.
6.Древняя Греция. Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с.
7.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Пер. М. Л. Гаспарова; Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; АН СССР, Ин-т философии. — 2-е изд., испр. — М.: Мысль, 1986. стр. 75-77.
8. Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э. - Ленинград, Наука,
1957. - 440 с.
9.Древняя Греция история, культура, искусство. Спарта. http://www.greecancient.ru/
10. Хрестоматия по истории Древней Греции. Под ред. Каллистова Д.П. - М:
Мысль, 1964. - 694 с.
11. Геродот История в 9-ти книгах. - Ленинград: Наука, 1972. - 599 с.
12. Фукидид История. - Ленинград: Наука, 1981. - 530 с.
13.М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция Издательство: Новое литературное обозрение, 2004 г. , 428 стр.
14. Спартанцы http://www.greek.ru
15. "Интересная газета. Тайны истории" №2 2007 г.
1 Спартой назывался только город или, точнее, группа поселков на берегу Эврота, в которых концентрировалась основная масса гражданского населения. История Древней Греции: учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. - 3-е изд., перераб. И доп. - Высш. шк., 2003.стр.112