Общий взгляд на место России во всемирной
истории
Принятие русскими христианства
из Византии — конечно, в связи
с другими фактами, свидетельствующими
о влиянии Византии на нашу древнейшую
историю — было приобщением русской
истории к истории восточноевропейского, греко-славянского средневекового
мира, как, наоборот, сближение России
с Западом при Петре Великом можно назвать
приобщением этой истории к западноевропейскому,
преимущественно романо-германскому миру.
Оба эти факта нашей истории, один в конце
Х в., другой на рубеже XVII и ХVIII вв., получили
разную оценку в двух больших общественно-литературных
партиях, на которые разделилась мыслящая
часть русского общества в середине XIX
в. Именно славянофилы, видевшие благо
в том, что Россия приняла восточно-православное
христианство, признавали петровскую
реформу за большое зло, за событие именно,
благодаря которому Россия сошла с своего
настоящего исторического пути, тогда
как западники в этой самой реформе видели
спасение России, как культурной страны,
а один из представителей названного направления,
Чаадаев, даже выразил сожаление, что русские
не примкнули с самого начала своей истории
к западноевропейскому, католическому
миру. Настоящая историческая наука исходит
не из субъективной оценки фактов, а из
объективного их исследования. Для того,
чтобы Россия приняла христианство из
Византии, а не из Рима, как и для того,
чтобы через семь веков после этого она
сделалась европейским государством,
а не азиатским, в какое готово было, по-видимому,
превратиться, — и для того, и для этого
существовали свои исторические причины,
с результатами которых мы должны считаться,
как с совершившимися фактами безотносительно
к их оценке. Между двумя событиями, о которых
было сказано, стоит еще третье, тоже немалой
важности: через два с половиною века после
принятия христианства большая часть
Руси должна была подчиниться азиатской
орде, которая вскоре приняла магометанство.
Так называемое монгольское или татарское
иго, можно сказать, связывало русскую
историю с историей азиатского, мусульманского
Востока, и лишь за два века до петровской
реформы Русь стряхнула с себя чужеземное
иго, сильно отстав за это время в своем
историческом развитии. Крещение Руси
по восточно-греческому обряду, подчинение
монгольскому игу и петровская реформа
— вот три главные вехи русской истории,
указывающие на ее отношения, во-первых,
к Византии и вообще к греко-славянскому
миру, во-вторых, к мусульманской Азии,
которая в конце средних веков поглотила,
в лице турок, весь этот греко-славянский
мир, кроме самой России, и, в-третьих, к
европейскому Западу, вот уже около двух
веков оказывающему на нее свое культурное
влияние. Таким образом, русская история
соприкасается со всеми тремя историческими
мирами, образовавшимися в средние века
в западной части Старого Света. Развиваясь
в зависимости от внутренних условий,
в какие ее ставили природа страны и свойства
племен, ее населяющих, Россия в то же время
испытывала разные влияния со стороны
своих соседей, и влияния эти шли на нее
с трех сторон, с юга, востока и запада,
а именно с юга византийское, с востока
азиатское, с запада новоевропейское,
три влияния, соответствующие трем историческим
мирам, о которых у нас уже столько раз
шла речь. Конечно, влияния эти были неравноценны,
а с другой стороны, и сама Россия не оставалась
в бездействии по отношению к ближайшим
и более отдаленным соседям. Ее история
не прошла бесследно как для европейского
Запада, в систему государств которого
она вступила двести лет тому назад, так
и для Балканского полуострова с его славянским
и греческим населением, и, наконец, для
обширных территорий Азии (Сибирь, Средняя
Азия, Закавказье), где долгое время царило
магометанство. Приняв западную культуру,
Россия понесла ее в самые далекие страны
Востока. В то время, как совершалась заморская
колонизация западных народов, Россия
совершала свою сухопутную колонизацию,
и оба потока, идя в противоположных направлениях,
должны были, конечно, встретиться. Встреча
произошла и в Северной Америке, где еще
в шестидесятых годах нам принадлежала
Аляска в соседстве с английскими владениями,
и произошла, она также в Азии, где русские
владения в конце XIX в. пришли в соприкосновение
с английскими. Благодаря этому, европейская
культура, как кольцом, охватила все северное
полушарие, и одним из важных звеньев в
этой цепи явилась Россия.