Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть октябрьскую революцию 1917 года и попутаться ответить на вопрос о ее значении в истории нашего государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть октябрьскую революцию 1917 года, ее условия, причины, возможности, через призму места этого события в истории;
рассомтреть роль и место русской интеллегенции в революции;
сформулировать выводы и заключение.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА: УСЛОВИЯ, ПРИЧИНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
1.1. Условия и причины октябрьской революции 1917 года
1.2. Февральская революция1917 года. Варианты развития
1.3. Социалистическая революция
2. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Октябрьская революция 1917 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА: УСЛОВИЯ, ПРИЧИНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
1.1. Условия и причины октябрьской революции 1917 года
1.2. Февральская революция1917 года. Варианты развития
1.3. Социалистическая революция
2. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Можно считать справедливой
точку зрения многих историков, социологов,
философов, политологов, считающих
значительными для судеб XX века событий
1917 года. Есть разные мнения о причинах,
ходе и последствиях Февраля и
Октября. На рубеже веков очень важно
для понимания социально-
В 1997 году исполнилось восемьдесят лет двум российским революциям (Февральской и Октябрьской), изменившим судьбу России и оставившим неизгладимый след на всем двадцатом веке.
Пожалуй, сегодня нет ничего более запутанного, чем эти страницы отечественной истории. В их трактовке содержатся по меньшей мере четыре разные "правды": одна - единственно истинная — та, какими эти революции были на самом деле, почему они развивались так, а не иначе; вторая объясняет, как эти революции субъективно воспринимались современниками и участниками, почему они руководствовались тем или иным пониманием, будучи авторами и актерами драмы; третья - "правда", которая на протяжении ряда десятилетий внедрялась в общественное сознание в качестве "марксистско-ленинской", хотя на деле была сталинизмом; наконец, четвертая - это широко афишируемая ныне "правда", а на деле откровенная ложь, какую распространяют сегодняшние противники Октябрьской революции, откровенные враги социализма.
Конечно, было бы большим самомнением, предлагая собственное видение событий, претендовать событий, претендовать на истину в последней инстанции, а не на еще одну попытку приблизиться к адекватному отражению случившегося - на что претендует каждый добросовестный обществовед, берущийся за перо и пишущий об отечественной истории. Никто не застрахован от ошибок, но следует различать невольные заблуждения, порожденные сокрытием фактов или несовершенством концептуального аппарата, и преднамеренную ложь, пренебрегающую фактами и сознательно обманывающую сограждан в угоду одномоментной корысти или долговременного холуйства перед власть имущими. Ныне в обществоведении не мало тех, кто переход к рынку понимает как торговлю единственным своим достоянием - совестью. А как известно, "чем меньше совести, тем больше всего остального".
Среди этих последних немало ретроградов, осуждающих революции как таковые, не понимающих того, что революционные перевороты, сопровождающие естественно-историческое развитие - средство спасения и умножения обществом производительных сил, а потому важный момент прогресса. Эсер Виктор Чернов в свое время писал: "Оправдание революции - не в выигрыше времени и в экономии сил. Ее оправдание, высшее и бесспорное, в том, что она является единственным способом двинуться вперед там и тогда, где и когда упрямство командующих групп и классов пытается глухою стеною отстаивать мощное и неудержимое историческое движение". Именно такими и были революции 1917 года - это были тогда единственно возможные способы двинуться вперед.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть октябрьскую революцию 1917 года и попутаться ответить на вопрос о ее значении в истории нашего государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть октябрьскую революцию 1917 года, ее условия, причины, возможности, через призму места этого события в истории;
рассомтреть роль и место русской интеллегенции в революции;
сформулировать выводы и заключение.
Отметим, прежде чем приступать к выполнению поставленных задач, что сам вопрос о роли и месте революции подразумевает, наверное, не столько однозначный ответ, сколько его поиск. Слишком много факторов, слишком много событий, много неизвестного во всем произошедшем тогда и слишком мало еще прошло времени для того, чтобы дать однозначный ответ.
1. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА: УСЛОВИЯ, ПРИЧИНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
1.1. Условия и причины октябрьской революции 1917 года
К началу XX века Россия
не была страной классического
При всех издержках
прогресса страна отличалась высокой
концентрацией промышленного
Как же политически сознательная Россия встретила этот вызов истории? На политической арене страны было много партий, движений и лидеров, дававших свой ответ на этот исторический вызов. Какую позицию заняли левые, те, кто сыграл главную роль в революциях 1917 года?
Хорошо известно, что, выступая за естественноисторический переход к социализму, Маркс и Энгельс не раз предупреждали революционеров, что попытки преждевременного и насильственного насаждения нового строя грозят неизбежным провалом, ведут не к действительному, а к "казарменному коммунизму" с его формальным обобществлением, фактически не устраняющим капитала и связанных с ним отношений. "Для такого коммунизма, - писал К. Маркс, - общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом". Поскольку же общество не в состоянии еще обеспечить сносное существование всем своим членам, то в нем, если и не возобновляется в полной мере "борьба всех против всех", то сохраняется вся "старая мерзость" борьбы за жизненные блага с использованием силы и власти, что и превращает общество в казарму, нерентабельно производящую, населенную забитыми гражданами и их стяжателями-правителями.
Ф. Энгельс дважды писал о том, что если коммунисты получат власть до того как сложатся условия господства представляемого ими класса, то это приведет к катастрофе, ибо их вождь окажется перед неразрешимой дилеммой: "то, что он может сделать противоречит всем его прежним выступлениям, его принципам и непосредственным интересам его партии, а то, что он должен сделать, невыполнимо. Словом, он вынужден представлять не свою партию, не свой класс, а тот класс, для господства которого движение уже достаточно созрело в данный момент. Он должен в интересах самого движения отстаивать интересы чуждого ему класса и отделываться от своего класса фразами, обещаниями и уверениями в том, что интересы другого класса являются его собственными. Кто раз попал в это ложное положение, тот погиб безвозвратно". Это крайне суровое предупреждение было по-разному воспринято меньшевиками и большевиками.
Для меньшевиков
осознание этого явилось
Принципиально иной
вывод сделали большевики: если российская
буржуазия консервативна и не
желает осуществлять свою историческую
миссию, а Россия уже созрела для
радикальных буржуазно-
Убеждение, согласно
которому социальную революцию рабочего
класса следует пассивно ждать до
тех пор, пока капитализм не исчерпает
весь свой потенциал - ошибочно, ибо
социально-экономическое
Будучи результатом
революционной энергии масс, новая
власть представляет собой относительно
самостоятельную ценность, фактор, способный
ускорить прогресс. На фундаменте одного
и того же социально-экономического противоречия
в зависимости от степени недовольства,
уровня организованности и активности
масс возникающая власть может быть разной
- менее или более революционной. Так, результатом
Февральской революции, являвшейся по
своему существу буржуазной (но с широким
участием масс), были возможны, по меньшей
мере, три варианта: диктатура буржуазии,
демократическая диктатура пролетариата
и крестьянства и, наконец, то, что состоялось
на деле - двоевластие, сочетание того
и другого. Мало того, сама революционная
власть при определенных условиях (скажем,
если это демократическая диктатура пролетариата
и крестьянства, возникающая в ходе буржуазно-демократической
революции эпохи империализма), может
начать действия, характеризующие задачи
уже другой - социалистической - революции.
Однако всегда, опираясь на энергию создавших
ее масс (их недовольство, порыв, энтузиазм),
революционная власть остается толькоотносительно
1.2. Февральская революция1917 года. Варианты развития
23- 27 февраля 1917 года
система социально-
В результате этих
активных выступлений рабочих и
солдат, а также сочувствующих
им граждан революция одержала политическую
победу - в России пало самодержавие,
возникло двоевластие: с одной стороны,
власть созданного думским комитетом
буржуазно-помещичьего
Политическая победа
буржуазно-демократической
Сегодня о Февральской
революции пишут многие и самое
разное. Но мало кто добирается до органического
противоречия или, если хотите, интимного
смысла, озарявшего своим светом ее
драматический ход и исход. Эта
главная тайна Февральской
Почему же эта «наиболее вероятная» возможность не реализовалась? Согласно В. Старцеву, во всем мире виновато Октябрьское вооруженное восстание ибо "Временное правительство Керенского имело шансы довести страну до Учредительного собрания, если бы не было свергнуто Октябрьским вооруженным восстанием в Петрограде"7. Куда же делась "значительная поддержка массами" этого правительства, как оно дошло до того, что оказалось свергнутым?
Такой исход Февральской
революции был с самого начала
заложен в расстановке