Октябрьские события 1993 г. Конституция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Кровавые события в Москве 3-4 октября 1993 г. завершили Советский период в истории Отечества. На всенародный референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 г., был вынесен предложенный Президентом проект новой Конституции. По официальным данным его поддержала одна треть избирателей (32.937.630 из 106.182.034, внесенных в списки для голосования). Центризбирком признал, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием. Однако некоторые оппозиционные организации стали оспаривать это решение со ссылкой на неотмененный закон "О референдуме РФ" и общепринятые нормы цивилизованных государств, согласно которым конституционные вопросы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право голоса.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 35.74 Кб (Скачать файл)

Октябрьские события  1993 г. Конституция.

Кровавые события  в Москве 3-4 октября 1993 г. завершили Советский период в истории Отечества. На всенародный референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 г., был вынесен предложенный Президентом проект новой Конституции. По официальным данным его поддержала одна треть избирателей (32.937.630 из 106.182.034, внесенных в списки для голосования). Центризбирком признал, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием. Однако некоторые оппозиционные организации стали оспаривать это решение со ссылкой на неотмененный закон "О референдуме РФ" и общепринятые нормы цивилизованных государств, согласно которым конституционные вопросы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право голоса.

Конституция определяет Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления» при доминирующей роли президента в структуре власти. Избираемый всенародным голосованием Президент является главой государства. Он осуществляет все кадровые перемещения, играет роль арбитра, посредника в конфликтах между разными ветвями власти, берет на себя некоторые судебные функции, имеет право роспуска парламента и может отправить в отставку правительство, которое сам же назначает.

Парламентом страны по новой Конституции является Федеральное  собрание Российской Федерации, состоящее  из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной  Думы (нижняя палата).

В Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  из 89 субъектов Федерации (21 республики, 6 краев, 49 областей, двух городов федерального значения – Москвы и Петербурга, одной автономной области, 10 автономных округов). Верхнюю палату составляют главы администрации и законодательной  власти субъектов Федерации.

В Государственную  Думу входят избираемые на 4 года 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

К ведению высших органов власти России по Конституции  отнесено: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Отмечена  самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплены политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности.

Субъекты Российской Федерации имеют собственные  конституции или уставы, а также  органы власти, обладающие высокой  степенью независимости, что позволяет  учитывать местные  интересы. Но субъекты Федерации не имеют права  на выход из состава Российского  государства, что соответствует  и мировой практике.

12 декабря 1993 г., одновременно с проведением референдума по новой Конституции, состоялись выборы в российский парламент – Федеральное собрание. Государственная Дума избиралась по  «смешанной» мажоритарно-пропорциональной системе (половина  депутатов – по   одномандатным округам, на индивидуальной основе;  другая половина – по партийным спискам). В парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили близкий к президенту блок  Е. Гайдара «Выбор России» – 76 мест, либерально-демократическая партия или ЛДПР (лидер В.В. Жириновский) – 63 места,  КПРФ – 45 мест (лидер Г.А. Зюганов).

Вновь избранный  парламент не стал менее оппозиционным, чем насильственно отстраненный Верховный Совет. Однако, как первая Государственная Дума, так и Совет Федераций не могли серьезно влиять на политику в стране, не способны были существенно корректировать курс президента и правительства, так как не обладали по Конституции соответствующими правами.

Центральное место  в работе Государственной Думы первого  созыва заняли вопросы экономической  и национальной политики, социального  обеспечения и международных  отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Среди них  – Законы о правительстве и  конституционной системе,  о новых  формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных  обществах, о свободных экономических  зонах.

На выборы в  Государственную Думу  1995 г. общественные объединения и партии шли со своими требованиями в экономической, политической областях. Представители исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев объединились во Всероссийское общественное движение «Наш дом – Россия», которое выступало за усиление радикальной рыночной реформы. Центральное место в платформе КПРФ занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса приватизации средств производства.

В состав Государственной  Думы второго созыва было избрано (17 декабря 1995 г.) 450 депутатов. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% - «Наш дом – Россия», 11% - ЛДПР, 10% - блок  Г.А. Явлинского («Яблоко»), 17% - независимые, 14% - другие избирательные объединения. Выборы продемонстрировали явное «полевение» избирателей, рост их оппозиционности. Оппозиционные общественно-политические силы в Государственной Думе  (КПРФ, «аграрии», «Народовластие») имели 221 голос.

Для принятия решения  Думой надо иметь 226. А для конституционного закона необходимо, чтобы за него проголосовало 300 депутатов. При таком соотношении  сил принятие решений зависело от колеблющихся депутатов или предопределялось соглашением лидеров фракций.

В условиях нестабильности внутриполитической  жизни, острой фракционной  борьбы в парламенте, начатой правительством в декабре  1994 г. широкомасштабной военной операции на  территории Чеченской республики с целью восстановления там «конституционного порядка» Б.Н. Ельцин второй раз победил на президентских выборах июня-июля 1996 г. (в два тура).  Ему отдали голоса 37,2% россиян. Однако, вскоре после выборов Президент Ельцин на длительные  периоды стал отходить от активной государственной деятельности. Его появления на политической арене сопровождались перетасовкой  высших звеньев власти. Только в 1999 г. главами правительств были В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. Оппозиции удалось внести для обсуждения в Государственной Думе вопроса об отрешении Ельцина от президентских обязанностей, собрать для этого необходимые две трети голосов депутатов.

В мае 1999 г. комиссия Государственной Думы выдвинула против Президента обвинения, усматривая в его действиях признаки преступления. Первым было обвинение Б.Н.. Ельцина в разрушении  Советского Союза и ослаблении Российской Федерации путем подготовки, заключения и реализации беловежских соглашений. Второе обвинение квалифицировало действия Б.Н. Ельцина в сентябре-октябре 1993 г. как совершение  государственного переворота. Третье  обвинение президента Ельцина - в развязывании и проведении военных действий на территории Чеченской республики. Четвертое обвинение – в совершении действий, приведших к геноциду российского народа. При голосовании в Государственной Думе для отрешения Б.Н.. Ельцина от президентских обязанностей не хватило нескольких голосов депутатов до необходимых 300.

В обстановке острого  политического кризиса с осени  1999 г. шла подготовка к очередным выборам в Государственную Думу. Место развалившегося проправительственного блока «Наш дом – Россия» фактически занял новый блок «Единство», перенявший у левого блока («Народно-патриотический союз России) державно-патриотические лозунги. На роль лидера правоцентристских сил стал претендовать блок «Отечество – вся Россия».  Ориентирующиеся на Запад политики объединились в «Союз правых сил».

Официальные итоги  выборов в Государственную думу, прошедших 19 декабря 1999 г., показали, что пятипроцентный барьер преодолело всего 6 партий и общественно-политических блоков. Результаты таковы: коммунисты получили 24% голосов, «Единство» – 23%, ОВР – 12%, СПС – 9%,  «Яблоко» – 6%, блок Жириновского – 6%.

Накануне нового 2000 г. Б.Н. Ельцин добровольно сложил с себя  полномочия президента  России и передал их исполнение председателю правительства В.В. Путину. 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Россия  на пути радикальной социально-экономической  модернизации.

После августовских событий 1991 г. Б.Н. Ельцин для проведения радикальных экономических реформ назначил на ключевые позиции в Правительстве группу молодых политиков во главе с Е.Т. Гайдаром. Новые министры А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс были сторонниками так называемой «шоковой терапии», что предполагало быстрое достижение макроэкономической стабилизации (равновесия между платежеспособным спросом и товарным предложением). Намечалось единовременно «разморозить» все цены, освободить от ограничений доходы, проводить жесткую кредитно-денежную политику, в сжатые сроки осуществить приватизацию государственной собственности. Президент и правительство заявили, что рыночные реформы будут благодатны для всех.

В начале 1992 г. Правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Одновременно резко ограничивался доступ к дешевым банковским кредитам (учетная ставка Центробанка быстро выросла в несколько раз). До минимума сводились расходы на социальные нужды. Существенно сокращались затраты на содержание армии. Реформаторы предполагали примерно пятикратное повышение цен, но на деле цены выросли в течение года более, чем в 100 раз. Уже через два месяца после начала реформ Правительство было вынуждено повысить зарплату примерно на 70%, но это вызвало лишь новый виток роста цен. Моментально обесценились и вклады населения в Сбербанке. Большинство граждан страны в течение нескольких месяцев оказались за чертой бедности.

Предприятия-монополисты  при отсутствии конкуренции и  отлаженных механизмов регулирования  спроса и предложения продолжали взвинчивать цены,  попадая при  этом в порочный круг: каждое новое  повышение оборачивалось для  них ростом тарифов на перевозку  товаров, цен на  сырье и энергию. Надежды на сдерживание инфляции рухнули. Быстрый рост взаимных неплатежей предприятий привел к тому, что  Правительство вынуждено было вновь  резко расширить кредитование  народного хозяйства. Выпуск наличных денег за 1992 г. увеличился в 20 раз по сравнению с 1991г.

Многие предприятия, научно-исследовательские  институты, конструкторские бюро в советское  время были обеспечены военным заказом. Продуманной концепции перехода их на «мирные рельсы» у Правительства  не было. В результате многие производства, передовые в мире по своим научно-техническим  достижениям, перешли на выпуск дешевого ширпотреба. Начался  интенсивный  технологический регресс большинства  отраслей экономики, дисквалификация  специалистов.

С осени 1992 г. Правительство развернуло  «малую» приватизацию (разгосударствление кафе,  ресторанов, предприятий в сфере услуг, магазинов). В конце 1992 г. каждый гражданин страны получил приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тыс. рублей,  который он мог вложить в акции приватизируемых предприятий и различных инвестиционных фондов.  Это предполагало в будущем получение процентов с прибыли в соответствии с количеством вложенных чеков. В стране началась неконтролируемая скупка приватизационных чеков (до весны 1993 г. по ценам в два и более раза ниже их номинальной стоимости). Для определенной категории предприимчивых людей, частных банков, мафиозных групп приватизационный чек стал средством извлечения значительной прибыли.

В 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ). Правительство рассчитывало получить крупные займы в твердой валюте для усиления  рыночных реформ. Но МВФ, страны «Большой семерки» обещанные займы не предоставили, ссылаясь на неустойчивую политическую ситуацию в России. Положение в экономике стремительно ухудшалось. Началась деградация социальной сферы (сокращение числа детских садов, падение объемов жилищного строительства). На этом фоне начался гигантский рост предпринимательства в сфере обращения (различные формы посредничества) и финансовых спекуляций. Новая политическая элита, боровшаяся со старым режимом под лозунгом уничтожения привилегий, за социальную справедливость, придя к власти, стала распоряжаться государственной собственностью как своей личной. В декабре 1992 г. Гайдар вынужден был уйти в отставку. Главой правительства стал В.С. Черномырдин, признавший необходимость внесения определенных корректив в курс на рыночную экономику.

В условиях своеобразного  двоевластия, летом 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации приостановил действие президентских указов по приватизации. До октября 1993 г. экономическое развитие страны находилось в своеобразном плену у политического противостояния Правительства с Верховным Советом. В погоне за популярностью Верховный Совет принял ряд законов (о социальных гарантиях военнослужащим, о помощи жителям северных районов), совершенно не обеспеченных  соответствующими финансами. В свою очередь Правительство принимало решения и осуществляло новые расходы, не предусмотренные заранее в бюджете государства.

Декабрьские выборы 1993 г. в Федеральное Собрание Российской Федерации (в Совет Федерации и Государственную Думу) в соответствии с новой Конституцией серьезно изменили расстановку политических сил в стране. Правительство провозгласило вместо неуправляемой «шоковой терапии» стратегию активной стабилизации (выборочная поддержка перспективных отраслей народного  хозяйства, умеренно жесткая финансовая политика, снижение темпов инфляции). В результате настойчивой критики оппозиции должности вице-премьера лишился А. Чубайс, с именем которого чаще всего связывались неудачи экономических реформ и потери бюджета при проведении приватизационных мероприятий.

Однако в 1994 г. курс радикальных рыночных реформ, по сути, остался прежним. Темпы приватизации не только мелких, но и крупных предприятий усилились. К концу года более 70% из них были акционированы.

Ситуация в  российской экономике все более  осложнялась. Производственные инвестиции снизились на 33%, в 1995 г. – на 21%. Россия по-прежнему являлась страной, чрезвычайно непривлекательной для иностранных инвестиций.

Информация о работе Октябрьские события 1993 г. Конституция