Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:42, доклад
Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественной истории в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. Изучая историю, получают представление об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии России, овладевают необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.
Таблица 4.
№ п/п |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
Учебно-образовательные модули | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1. |
Знания: | ||||
1.1 |
основные исторические категории, исторические школы; |
+ |
+ |
+ |
+ |
1,2 |
этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.3 |
факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории, а также самобытные черты исторического развития России; |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.4 |
возможные альтернативы социального и политического развития общества, появляющиеся на переломных этапах его истории. |
+ |
+ |
+ | |
2. |
Умения: | ||||
2.1 |
критически осмысливать |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.2 |
излагать результаты своей учебной и исследовательской работы; |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.3 |
применять историческую информацию в решении вопросов, помогающих понимать социально-экономическую значимость своей будущей профессии; |
+ |
+ | ||
2.4 |
оценивать альтернативы общественного развития с учетом исторических реалий; |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.5 |
извлекать и систематизировать информацию из различных исторических источников; |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.6 |
сопоставлять различные точки зрения и оценки исторических событий и личности; |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.7 |
противостоять заведомым искажениям и фальсификациям исторических событий и процессов. |
+ |
+ |
+ | |
3. |
Владение: | ||||
3.1 |
методами составления текстов научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, эссе) с использованием приёмов компрессии текста; |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.2 |
навыками устного и |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.3 |
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики; |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.4 |
навыками исторического |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.5 |
навыками граждански и политически взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий; |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.6 |
навыками взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таблица 5.
№ п/п |
Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия |
Перечень практических занятий |
Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (IX-XVI вв.) | ||
Цель: изучить истоки и этапы, формиро-вания древнерусского государства. Уяснить разные точки зрения по вопросу о происхождении Древней Руси. |
1. Особенности становления древнерусского государства | |
Цель: изучить основные экономические и социально-политические процессы в рус-ских землях в XII – XVI вв., совокупность объективных и субъективных факторов, определивших специфику единого российского государства. |
2. Специфика формирования единого российского государства. | |
Цель: изучить эволюцию социально-политического строя в XV – XVII вв., формирование самодержавия и основных сословий российского общества в эпоху феодализма. |
3. Формирование сословной системы организации общества. Становление казачества как этно-социальной группы. | |
Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени | ||
Цель: изучить реформы XVIII века - Петра I и Екатерины II; их роль в складывании абсолютизма в России. Уяснить суть дискуссий по вопросу о значении петровской модернизации в истории России. |
1. Складывание российского абсолютизма (XVII-XVIII вв.) | |
Цель: изучить основные закономерности реформаторства России в XIX веке, его связь с особенностями общественной мысли и общественного движения этого периода. |
2. Россия в XIX веке | |
Цель: уяснить сущность основных эконо-мических и социально-политических процессов в России в контексте мирового исторического процесса. |
3. Россия в начале XX века | |
Модуль 3. Отечество в период советский власти | ||
Цель: изучить основные модели экономи-ческого развития, представленные в 1920 - 1930 гг., факторы, обусловившие отказ от НЭПа и переход к директивно-плановой экономике, суть процессов индустриализации и коллективизации. |
1.Социально-экономическое развитие страны в 1920 - 1930 гг. | |
Цель: изучить основы внешней политики СССР накануне второй мировой войны, содержание основных этапов ВОВ, суть фальсификаций истории и итогов второй мировой и Великой Отечественной войны |
2.Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) | |
Цель: рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие СССР: а) в 1945 – 1953 гг., б) в 1953 – 1964 гг. Уяснить значение реформ эпохи хрущевской «оттепели». |
3. Социально-экономическое развитие СССР и общественно-политическая жизнь страны в послевоенные годы (1945 – середина 1960 гг.) | |
Цель: изучить особенности социально-экономического, политического и научно-технического развития СССР в 1960 - 1970 гг., истоки и содержание «холодной войны» |
4. СССР в середине 1960 – 1980 гг. | |
Модуль 4. Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. | ||
Цель: изучить социально-экономические преобразования, изменения в системе высших органов государственной власти и управления, причины и результаты обострения межнациональных отношений в СССР в 1985 – 1991 гг. |
1. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка. | |
Цель: изучить: важнейшие процессы в развитии российского государства в 1990 гг. и в начале XXI в. Содержание и противоречия процесса становления новой государственности в России. |
2. Принятие Конституции РФ 1993 г.; Становление новой российской государственности 3. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; 4. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. |
Таблица 6
№ п/п |
Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (IX-XVI вв.) | ||||||
Тема 1.1. История как наука. Предмет истории. |
* |
* |
* |
* | ||
Тема 1.2.Особенности становления древнерусского государства |
* |
* |
* |
|||
Тема 1.3. Генезис российской государственности в XII – XVI вв. |
* |
|||||
Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени | ||||||
Тема 2.1. Становление российского абсолютизма (XVII – XVIII вв.) |
* |
* |
* |
* |
||
Тема 2.2. Россия в XIX веке |
* |
* |
* |
|||
Тема 2.3. Россия в начале ХХ века. |
* |
* |
* | |||
Модуль 3. Отечество в период советский власти | ||||||
Тема 3.1. Социально-экономическое развитие страны в 1920 – 1930 гг.. |
* |
* |
||||
Тема 3.2 СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. |
* |
* | ||||
Тема 3.3. СССР в середине. 1950 – 1980 гг. |
* |
* |
* | |||
Модуль 4. Россия на рубеже ХХ – XXI вв. |
||||||
Тема 4.1 СССР в 1985 – 1991 гг. Перестройка |
* |
* |
||||
Тема 4.2 Становление новой российской государственности |
* |
* |
*
1. История российской пищевой промышленности;
2. Экономика;
3. Культурология;
4. Философия;
5. История мировых цивилизаций.
Многообразие форм обучения: лекции с использованием технических средств обучения, наглядных пособий (карты, схемы, таблицы), презентаций. Практические занятия: доклады, рефераты, деловые игры, музейные занятия с составлением отчетов, проведение конференций и олимпиад в рамках дней студенческой науки, посвященных историческим событиям.
Таблица 7.
Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения дисциплине
№ п/п |
Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения |
Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии |
Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (VI - XVI вв.) | ||
Цель: изучить культурно-историческое и цивилизационное значение принятия христианства на Руси. Уяснить на конкретном примере принцип альтернативности в исторической науке. |
1. Коллоквиум на тему: «Крещение Руси: проблема религиозного выбора» | |
Цель: изучить влияния геополитического фактора на формирование и развитие древнерусского государства, роль кочевых народов Востока в истории России. |
2. Творческие работы на тему: «Русь и Великая Степь». | |
Цель: изучить социальную структуру российского общества в эпоху феодализма, ее особенности, углубленно проработать историю формирования казачества как этно-социальной группы. |
3. Коллоквиум на тему: «Формирование ведущих сословий российского общества в XV – XVII вв., казачества». | |
Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени | ||
Цель: изучить особенности петровской модернизации России, научиться сопоставлять точки зрения историков по проблеме. |
1. Деловая игра на тему: «Петр I – великий реформатор или злой гений России» | |
Цель: осознать великие достижения русской культуры ХIХ в., оценить ее вклад в развитие мировой культуры. |
2. Творческие работы на тему: «XIX век – золотой век русской культуры» | |
|
Цель: изучить спектр политических партий в России в начале ХХ в., уметь различать возможные альтернативы политического развития, которые эти партии представляли. |
3. Деловая игра на тему: «Есть такая партия в России». |
Модуль 3. Отечество в период советский власти | ||
Цель: изучить особенности модели НЭПа, выяснить её актуальность в современных условиях. |
1. Коллоквиум на тему: «НЭП: сущность, противоречия, актуальность». | |
Цель: проанализировать международные отношения и внешнюю политику СССР накануне и во время второй мировой войны, изучить важнейшие события и факты ВОВ, противостоять фальсификациям и искажениям событий и итогов Второй мировой войны. |
2. Конференция на тему, посвященную Великой Отечественной войне | |
Цель: показать противоречия реформ середины 1950 - 1960 гг., непоследовательность в демократизации общества. Движение «шестидесятников» |
3. Творческая работа на тему: Хрущевская «оттепель» и развитие советской культуры в 1960 гг. | |
Модуль 4. Россия на рубеже XX - XXI вв. | ||
Цель: изучить состояние советского общества в 1980 гг., выяснить объективные факторы, приведшие к проведению преобразований. |
1. Творческая работа: диспут на тему: «Перестройка» | |
Цель: изучить содержание и противоречия реформ начала 1990 гг. |
2. Деловая игра: «Альтернативы начала 1990 гг.» |
Изучение истории позволяет получить представление об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии России с древнейших времен до наших дней, уяснить основные закономерности и особенности отечественной истории в контексте мирового опыта. Эти знания студенты приобретают в значительной мере путём самостоятельного изучения учебного материала (36 часов). При этом студенту следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу.
Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:
а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;
б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;
в) подготовка докладов, рефератов, эссе.
В методическом пособии по «Отечественной истории» (методические документы для студентов всех специальностей и всех форм обучения) представлен список тем рефератов и докладов с рекомендуемой литературой, приводятся контрольные вопросы для аттестации по итогам освоения дисциплины (44 вопроса).
Учебно-практическое пособие по «Отечественной истории» (Гуманитас. Том II) по каждой теме содержит «Задания. Вопросы» и «Задания. Тесты» для самостоятельной работы студентов.
В качестве промежуточного контроля проводятся контрольные работы по отдельным модулям.
Таблица 8.
Виды и трудоёмкость самостоятельной работы студентов
№ п/п |
Учебно-образовательные модули дисциплины |
Трудоемкость СРС, зач. ед./часы |
Виды самостоятельной работы студентов |
1 |
Модуль 1. От Древней Руси к формированию
единого российского |
/21 |
1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию по модулю | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю. | |||
2 |
Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени |
/22 |
1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию по модулю | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю. | |||
3 |
Модуль 3. СССР в период советской власти |
/22 |
1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию по модулю | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю | |||
4 |
Модуль 4. Россия на рубеже XX – XXI вв. |
/21 |
1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию по модулю | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю. |