Опричнина Ивана Грозного и ее последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл - стремление к централизации, к укреплению государства. Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны.

Содержание

Введение…………………………....………………………………..……………….…………. 3
I Опричнина Ивана Грозного
1.1 Формирование личности Ивана Васильевича, истоки политики опричнины………………………………………………………………....……………………. 4
II Указ об опричнине
2.1. Введение опричнины, её сущность ……………..…………………………………5
2.2. Первые дни опричнины…………………………………………………………….7
III Раздор с церковью……….………………………………….………………………………..9
IV Опричный террор…….……………………………………………………………………..10
V Отмена политики опричнины
5.1.Предпосылки и отмена опричнины………………………………………………..12
VI Последствия опричнины……….……………………………………………………….…..14
Заключение…………………………………………………………………………………...…16

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В нашей истории  царствование Иоанна Васильевича (1530-1584), составляющее половину XVI столетия, является одной из самых важных эпох, содержащих в себе ключевые моменты становления  Государства Российского: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и, наконец, опричнина - одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного.

Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл - стремление к централизации, к укреплению государства. Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны.

Историк Скрынников считает, что во время политики опричнины погибло около четырех тысяч человек, а Кобрин - пятнадцать тысяч. Но, тем не менее, потери были катастрофическими. По воспоминаниям современников река Волхов выходила из берегов от трупов, которых туда сбрасывали.

Опричнина закончилась так же неожиданно, как и началась, но при этом оставила в истории неизгладимый след. Несомненно, царь достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. Опричнина стала своего рода восточного уничтожения, гнёта. В России 70-80-х годах разразился настоящий хозяйственный кризис - запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, страшный голод.

«Варварские, средневековые методы борьбы царя Ивана со своими политическими  противниками... накладывали на все  мероприятия опричных лет зловещий отпечаток деспотизма и насилия», - справедливо пишет А. А. Зимин.

Правление Грозного напоминало государственный разбой, войну против своего народа, предпринятые только ради укрепления своей личной власти, что в свою очередь влияло на нравственную атмосферу в обществе.

На мой взгляд, одними из самых интересных литературных источников, где более полно и  точно представлены основные моменты, сущность и значение политики опричнины  Ивана Грозного, являются книги Скрынникова  Р. Г. «Царство террора» и «Иван Грозный».     

 

 

I. Опричнина Ивана Грозного

1. Формирование личности Ивана Васильевича, истоки политики опричнины

Подходило к концу правление  Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником  трехлетнего сына Ивана при регентше - матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием.

В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость.

Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем  подозрительности, мстительности и жестокости.

Мстительность, и злоба как семена, попавшие на благодатную почву мягкой и впечатлительной натуры, вскоре дали всходы. К двенадцати годам он стал, прежде всего, проливать кровь бессловесных, бросая их на землю с высоких теремов, а пестуны позволяли ему это и даже хвалили, уча отрока на свою беду. В нём рано развились подозрительность, привычка скрывать свои мысли, недоверие к людям, склонность к лицемерию, свидетельствовавшие об отсутствии родительской заботы и материнской ласки. Рождённый для престола, он вынес из детства жгучую задачу мести своим обидчикам.

Иван Васильевич во всех подданных  видел только «холопов»; их обязанность - беспрекословно повиноваться его  воле.

 

 

II. Указ об опричнине

2.1. Введение опричнины, её сущность

Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями. Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом.

Внутриполитический  кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М.Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. В Москву он не вернулся, скитался несколько недель в ее окрестностях, пока не поселился в 65 верстах от столицы в Александровской слободе.

3 января 1565 Иван  Грозный объявил о своем отречении  от престола по причине «гнева»  на бояр, воеводских и приказных людей, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании «воевать против недругов». Посадским же объявил, что гнева и опалы на них не имеет.

Опасаясь «смуты»  в Москве, 5 января в Александровскую  слободу прибыла оттуда депутация  от бояр, духовенства и посадских людей во главе с архиепископом Пименом с просьбой к царю вернуться и «вершить дело государево». Вырвав у Боярской думы согласие на введение в государстве чрезвычайного положения, царь выдвинул условия, что впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению и потребовал учредить опричнину. В феврале 1565 Грозный вернулся в Москву.

Опричнина не была каким-либо новым делом, ибо так  назывался издавна удел. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства стала именоваться земщиной.

В государевом  уделе были созданы «свои»: дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1тыс. опричников в начале и к  концу опричнины – до 6 тыс.). В  опричнину отошли лучшие земли и  более 20 крупных городов (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг и др.); к концу опричнины ее территория составляла 60% Московского государства.

С земщины царь потребовал на устройство опричнины  огромную сумму – 100 тыс. руб. Однако царь не ограничил свою власть территорией  опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.

Состав опричного  двора был неоднородным: среди  опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Целью их становилось – приблизиться к трону, власти и богатству.

Обещая народу «устроить на земле  Царство Божие» во главе с ним, Грозный начал с кровавого  утверждения власти самодержца. Себя он именовал «игуменом»; опричников –  «монашеской братьею», которая в  церквях по ночам, одетая в черное, совершала кощунственные ритуалы.  Символом службы опричников царю стали песья голова и метла, что означало «выгрызть и вымести измену». Будучи мнительным человеком, царь стал видеть эту измену повсюду и особо не терпел честных и независимых людей, заступавшихся за гонимых.

Действия опричников были направлены на то, чтобы парализовать волю людей к сопротивлению, вселить  ужас, добиться беспрекословного подчинения воле монарха. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились  для опричников нормой. Часто они не удовлетворялись простой казнью: отрезали головы, разрезали людей на куски, сжигали живьем. Опалы и казни становились повседневным явлением. В глазах народа опричники стали страшнее татар.

В организации  опричнины Иван Грозный, по сути, показал, что он сохранил в себе удельное мировоззрение своих предков: опричнина не что иное, как новая позднейшая форма той борьбы, какую предки Ивана вели со своими удельными родственниками. И буквально, слово опричнина на языке XIV века означало удел. Так удельный инстинкт предков сказался в Иване в минуту решительного столкновения с оппозицией.

Подозрительный  и воспитанный с детства на примерах коварства и жестокости, неуравновешенный, и в то же время  глубоко религиозный Иван развязал массовый террор в стране, казня, уничтожая население часто без малейшего повода. Он стремился укрепить личную власть, путем нагнетания всеобщего страха, уничтожая думающих и рассуждающих, казня правых и виноватых.

2.2. Первые дни опричнины

В первые дни  опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. При определении вины, степени участия бояр в «заговорах» летописи заменили отсутствующие следственные материалы, скомпрометировав многих влиятельных оппозиционеров. По приказу царя опричные палачи обезглавили князя Горбатого, его 15-ти летнего сына и его тестя - П.П.Головина.

Задачей Ивана  Грозного было ослабить Боярскую думу. Первыми жертвами опричников стали  представители ряда родовитых дворянских семейств, особенно сурово царь преследовал своих дальних родственников, потомков суздальских князей.

С территории опричнины  сотнями выселялись местные землевладельцы-феодалы. Их земли и земли их крестьян передавались дворянам-опричникам, крестьян при  этом зачастую просто убивали. Взятые в опричнину дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землей и крепостными, получали щедрые льготы. Таким земельным перераспределением, действительно, было сильно подорвано экономическое и политическое влияние земельной аристократии.

Учреждение опричнины и использование ее царем как орудием физического уничтожения политических противников, конфискация земельных владений, вызвали нараставший протест части дворянства и духовенства. В 1566 группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Все челобитчики Иваном Грозным были казнены.

В 1567 напротив Троицких ворот Кремля был построен опричный двор, окруженный мощной каменной стеной, где и вершился неправедный суд.

В 1568 с «дела» боярина И.П.Федорова началась большая  волна репрессий, в результате которой было казнено от 300 до 400 чел., в основном это были люди из знатных боярских родов.

В 1569 году по приказу  царя принял яд его двоюродный брат, князь Старицкий, второй по знатности  в России после самого царя, вместе с ним были умерщвлены его семья и слуги.

Но самой жуткой страницей  опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском  и где творил расправу полтора  месяца. “Мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они  были сброшены. История не знает  столь ужасной резни” - пишет англичанин Дж.Горсей. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв. Потомки имели полное право называть Ивана IV Грозным. Впрочем, за рубежом его называли Иваном Ужасным.

Первые опричные репрессии  имели отчетливую антикняжескую направленность. Они отличались большой последовательностью. Казанская ссылка нанесла сильнейший удар суздальской знати. Учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения. Катастрофа была столь велика, что никакие последующие амнистии и частичный возврат родовых земель опальным князьям не могли ликвидировать ее последствий.

 

III. Раздор с церковью

Начавшиеся  казни вызвали резкий протест  со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп посетил царя и  долго беседовал с ним наедине. Убедившись в тщетности увещаний, он выждал момент, когда царь со всей своей свитой явился на богослужение в кремлевский Успенский собор, и при большом стечении народа произнес проповедь о необходимости упразднить опричнину. Это нарушило благочиние церковной службы и имело неблагоприятный для Грозного исход. На другой день о столкновении царя с митрополитом говорила вся столица.

Открытый раздор с главой церкви ставил Грозного в исключительно  трудное положение. Он вынужден был  удалиться в слободу и заняться там подготовкой суда над Филиппом. Опричные власти поспешили вызвать из Новгорода преданного царю архиепископа Пимена, а затем направили в Соловки особую следственную комиссию, состоявшую из опричников и духовных лиц.

Комиссия произвела розыск о жизни Филиппа в Соловецком монастыре и с помощью угроз и подкупа принудила нескольких монахов выступить с показаниями, порочившими их бывшего игумена. Вернувшись с Соловков, следственная комиссия представила боярам материалы о порочной жизни митрополита. К тому времени оппозиция в думе была обезглавлена террором, и никто не осмелился высказать вслух своих сомнений. Послушно следуя воле царя, земская боярская дума вынесла решение о суде над главою церкви. Чтобы запугать Филиппа, царь послал ему в монастырь зашитую в мешок голову его троюродного брата М.И.Колычева. Филиппа судили в присутствии Боярской думы и высшего духовенства. Филипп принужден был служить службу после того, как соборный суд вынес ему приговор. В середине службы в Успенский собор ворвались опричники. С Колычева содрали клобук и мантию, бросили его в простые сани и увезли его в Богоявленский монастырь.

Информация о работе Опричнина Ивана Грозного и ее последствия