Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:26, реферат
Целью реферата является выявление сущности и последствий опричнины.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть причины возникновения опричнины;
• узнать об устройстве опричнины;
• проанализировать методы ведения опричнины;
Введение…………………………………………………………………..1
I. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ………………..5
1. Государственный строй России в начале XVI века…………………..5
2. Указ об опричнине………………………………………………………8
3. Устройство опричнины…………………………………………………10
4. Методы проведения опричной политики……………………………..11
5. Продолжение реформ…………………………………………………..12
6. Попытки политического компромисса………………………………..13
7. Разгром земской оппозиции……………………………………………14
8. Усиление опричнины……………………………………………………15
II. ОПРИЧНЫЙ ТЕРРОР…………………………………………………..16
1. Разоблачение «боярской крамолы»……………………………………17
2.Раздор с церковью……………………………………………………….18
3. Опричная гроза……………………………………………………….....19
III. ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ……………………………………………..20
1. Изменение внутренней политики………………………………………20
2. Предпосылки к отмене опричнины…………………………………….22
3. Отмена опричнины………………………………………………………23
IV. Последствия и итоги опричнины Ивана Грозного………………….24
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………27
Руководители
их именовались путными боярами.
Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных
органов возрастала их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших
в первую очередь личные нужды князя, они
все больше превращались в общегосударственные
учреждения, выполняющие важные задачи
по управлению всем государством. Так,
дворецкий с XV в. стал в известной мере
ведать вопросами, связанными с землевладением
церковных и светских феодалов, осуществлять
общий контроль над местной администрацией.
Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении строило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.
Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XVв. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI века уже под руководством Ивана Грозного. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения.
В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ, ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей). Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
Русское государство
подразделялось на уезды - наиболее крупные
административно-
Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.
Кормленщики были
обязаны управлять
Система кормления была не способна в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей». Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.
Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но администраторами и судьями в своих деревнях и селах. В вотчинах привилегированных бояр оставались приказчики и ключники владельца, которые и творили суд, заведовали вотчинной полицией, и, следовательно, жизнь и дела в таких местах мало зависели от государственной администрации.
Вместе с
формированием московского
2. Указ об опричнине
Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов стали встречать их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя.
Проблемы централизации и укрепления власти, борьбы с оппозицией требовали от царя решения об установлении в стране диктатуры и сокрушения оппозиции с помощью террора и насилия. Но в Русском государстве «ни одно крупное политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе».
Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию. По этой причине царь вынужден был избрать совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю совету крупных феодалов, он объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал «вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения».
Отречению Грозного предшествовали события самого драматического свойства. Вначале декабря 1564г. царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы. Иван IV «посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них».
К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли «сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую "святость" и всю государственную казну, которые стали своего рода залогом в руках Грозного».
Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном недоумении и неведении о замыслах царя.
Царский «поезд» скитался в
окрестностях Москвы в течение нескольких
недель, пока не достиг укрепленной Александровской
слободы.
Из слободы царь направил в Москву гонца
с письмами к думе и горожанам.
В то время, когда члены думы и епископы
сошлись на митрополичьем дворе и выслушали
известие о царской на них опале, дьяки
собрали на площади большую толпу и объявили
ей об отречении Грозного. В прокламации
к горожанам царь просил, «чтобы они себе
никоторого сумнения не держали, гневу
на них и опалы никакой нет».
Объявляя об опале власть имущим, царь как бы апеллировал к народу в своем давнем споре с боярами. Он, не стесняясь, говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу «изменниками-боярами».
Среди членов боярской думы, конечно же, были противники Грозного, пользовавшиеся большим влиянием. Но из-за общего негодования на "изменников" никто из них не осмелился поднять голос. Расчёт Ивана VI на веру народа в доброго царя борющегося с боярами-притеснителями оправдался.
Толпа на дворцовой площади
прибывала час от часу, а ее поведение
становилось все более
Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством». Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу.
Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил, что его решение окончательно. Но потом он "уступил" слезным молениям близкого приятеля чудовского архимандрита Левкия и новгородского епископа Пимена.
Затем в слободу были допущены
руководители думы.
Слобода производила впечатление военного
лагеря. Бояр привели во дворец под сильной
охраной, как явных врагов. Руководство
думы просило царя сложить гнев и править
государством, как ему «годно».
Иван Грозный поставил условие: он будет
казнить изменников по своему усмотрению.
выговорил себе право казнить бояр без
суда и следствия, что и было одним из средств
укрепления абсолютной власти. На подготовку
приговора об опричнине ушло более месяца.
В середине февраля царь вернулся в Москву
и представил на утверждение думе и священному
собору текст приговора.
В речи к собору Иван сказал,
что для "охранения" своей жизни
намерен «учинить» на своем государстве
"опришнину" с двором, армией и территорией.
Далее он заявил о передаче Московского
государства (земщины) в управление Боярской
думы и присвоении себе неограниченных
полномочий – права без совета с думой
"опаляться" на "непослушных"
бояр, казнить их и отбирать в казну "животы"
и "статки" опальных.
При этом царь особенно настаивал на необходимости
покончить со злоупотреблениями властей
и прочими несправедливостями. В этом,
как ни парадоксально, заключался один
из главнейших аргументов в пользу опричнины.
Правительство без труда добилось от собора одобрения подготовленного указа.
Члены думы связали себя обещаниями в дни династического кризиса. Теперь им оставалось лишь верноподданнически поблагодарить царя за заботу о государстве.
Организованная
по типу удельного княжества «
Формально ее возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы. Но фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы, бояре Алексей Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор Басманов и их друзья Вяземский и Зайцев.
В организации опричнины Иван Грозный по сути показал, что он сохранил в себе удельное мировоззрение своих предков: опричнина не что иное, как новая позднейшая форма той борьбы, какую предки Ивана вели со своими удельными родственниками. И буквально, слово опричнина на языке XIV века означало удел. Так удельный инстинкт предков сказался в Иване в минуту решительного столкновения с оппозицией.
Подозрительный
и воспитанный с детства на примерах коварства и жестокости,
неуравновешенный, и в то же время глубоко
религиозный Иван развязал массовый террор
в стране, казня, уничтожая население часто
без малейшего повода. Он стремился укрепить
личную власть путем нагнетания всеобщего
страха, уничтожая думающих и рассуждающих,
казня правых и виноватых. Общая атмосфера
в стране, нравы и обычаи того времени
хорошо воссозданы в исторической повести
А.К. Толстого “Князь Серебряный”.
Россия была разделена на две части: Опричнину
(личную территорию Ивана Грозного) и земскую
части. Все, кто жил на территории опричнины,
но не были опричниками, выселялись. Царь
забрал в опричнину Суздальский, Можайский
и Вяземский уезды, а также около десятка
других совсем мелких. В состав опричного
"удела" вошло несколько крупных
дворцовых волостей, которые должны были
снабжать опричный дворец необходимыми
продуктами, и обширные северные уезды
Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми
торговыми городами.
Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны.
Финансовые заботы побудили опричное правительство взять под свой контроль также главные центры солепромышленности: Старую Русу, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и Соль Вычегодскую. Своего рода соляная монополия стала важнейшим средством финансовой эксплуатации населения со стороны опричнины.
Уездные дворяне были вызваны в Москву на смотр. Опричная дума во главе с Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, о родословной жены и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян,не знавшихся с боярами. Укомплектованное из незнатных дворян опричное войско должно было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе с феодально-аристократической оппозицией.
При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал» разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. Опричникам запрещалось общаться с земщиной.
Удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей. Они привязывали к поясу у колчана некое подобие метлы, что символизировало стремление «вымести» из страны измену.
Опричная тысяча была создана как привилегированная личная гвардия царя.
Служба в опричнине открывала широкие перспективы перед худородными дворянами. Им увеличили земельные «оклады», для чего провели конфискацию земель у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу.
4. Методы проведения
опричной политики
В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. При определении вины, степени участия бояр в «заговорах» летописи заменили отсутствующие следственные материалы, скомпрометировав многих влиятельных оппозиционеров.