Ораторское искусство Древней Руси, его отражение в сочинениях Кирилла Туровского и митрополита Илариона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:19, реферат

Краткое описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Содержание

1.Введение. Ораторское искусство.
2.Основные особенности торжественного ораторского красноречия и их отражение в сочинениях Кирилла Туровского и митрополита Илариона: 1. Особенности торжественного ораторского красноречия Древней Руси.
2.Ораторские сочинения Кирилла Туровского.
3.Ораторские сочинения митрополита Илариона.
III.Заключение. Значение ораторского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

План.doc

— 30.54 Кб (Скачать файл)

План

    1. Введение. Ораторское искусство.
    2. Основные особенности торжественного ораторского красноречия и их отражение в сочинениях Кирилла Туровского и митрополита Илариона: 1. Особенности торжественного ораторского                                 красноречия Древней Руси.
        1. Ораторские сочинения Кирилла Туровского.
        1. Ораторские сочинения митрополита Илариона.
  1. Заключение. Значение ораторского искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Ораторское искусство.

Умение  говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

Термин  ораторское искусство античного  происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское - красноречие.

Выражение ораторское искусство имеет несколько  значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство  построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия  на аудиторию.

Ораторским  искусством называют также исторически  сложившуюся науку о красноречии  и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование основ ораторского  искусства, курс обучения красноречию.

Ораторская  речь - вид монологической речи, употребительной  в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с  целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными  особенностями композиции, стиля (и  вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные особенности торжественного ораторского красноречия и их отражение в сочинениях Кирилла  Туровского и митрополита Илариона.

1.Особенности  торжественного ораторского красноречия Древней Руси.

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские  ораторы-проповедники в своих речах  утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных  мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям  культуры, способствовало формированию национального самосознания. История  не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям  можно составить представление  об основных особенностях и принципах  древнерусского красноречия. Первоначально  оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и  особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения  к народу, закрепленные в типе речевой  речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего.

Эти речи отличались четкостью  композиции, предельной лаконичностью  и высокой образностью. Известно в Древней Руси и дипломатическое  красноречие. Одна из первых серьезных  дипломатических акций относится  еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».

Достойным образом в Древней  Руси было представлено военное красноречие - обращение к войску проявить стойкость  и мужество. Еще один вид красноречия  – торжественное. Памятники панегирического красноречия были приурочены к знаменательным датам церковной истории или посвящались событиям государственного значения - успешному походу против врага, строительству собора и т.д. В пределах избранной темы древнерусские авторы зачастую затрагивали важные вопросы внутренней и внешней политики, государственного устройства, церковной и светской власти. Эти произведения обращены прежде всего к образованным людям, которые способны постичь глубину идеи, оценить искусство мастера в разработке темы, насладиться красотой стиля, торжественного и витиеватого. Это достигалось применением сложных тирад, синтаксических конструкций, ораторы часто прибегали к игре однокоренными словами, вопросно-ответной форме изложения, риторическим вопросам и восклицаниям, использованием всевозможных тропов.

Классификация жанров древнерусского красноречия сложна, но наиболее распространенным для торжественного красноречия было слово. Он характеризуется следующими жанровыми особенностями:

слово в своей основе публицистично, его главные функции - воздействовать на общественное мнение, выражать и  пояснять потребности, которыми было занято общество в тот период;

автор слова - своеобразный "печальник Русской земли", понимающий огромную ответственность  за судьбу родины; при всем осознании  своих личных "малости", "худости", "недостоинства" - традиционно христианского выражения скромности - не может молчать, видя "великие настроения века сего" пытается активно вмешиваться в общественную жизнь и учит как простых людей, так и "сильных мира сего";

церковнославянский язык и культовая предназначенность  часто оказываются лишь внешней  оболочкой слова, под которой  скрывается светское, мирское содержание; так, именно в этой форме на Руси впервые были высказаны многие политические идеи, сделаны открытия в области  философии, эстетики, литературы.

 

 

2.Ораторские сочинения  Кирилла Туровского.

Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в. Самым  знаменитым его представителем был Кирилл Туровский. Известно, что Кирилл, сын богатых родителей, рано став монахом-аскетом, всю жизнь занимался чтением и толкованием христианских книг. Слава о нем шла по всей Туровской земле. По предложению князя и при поддержке народа Кирилл был поставлен епископом в Турове.

Со времени крещения Руси прошло более ста лет. "Властители мира сего и люди, погрязшие в житейских делах, прилежно требуют книжного поучениям», [6]- писал Кирилл Туровский. В то время многих верующих уже не удовлетворяло простое толкование текстов Священного Писания: они хотели получать от искусства проповедника удовольствие. Хотели слушать проповеди, составленные по всем правилам ораторского мастерства. И этим требованиям в полной мере отвечали речи Кирилла Туровского. Кирилл Туровский является автором "Притчи о душе и теле", "Повести о белоризце и мнишестве", "Сказания о чернородском чине", восьми слов на церковные праздники, тридцати молитв и двух канонов (песнопений в честь святых). «Ритмичность и плавность языка, слог, насыщенный витиеватыми оборотами и изысканными сравнениями, образы, красочные, абстрактные и одновременно зримые, почти реально осязаемые, риторическая амплификация (тема словесно варьируется, развивается во всех своих смысловых и эмоциональных оттенках до тех пор, пока ее содержание не будет полностью исчерпано, в результате она приобретает форму замкнутого в стилистическом отношении фрагмента - риторической тирады) - таковы стилистичские черты произведений Кирилла.»[7] Вот как, например, утверждал Кирилл Туровский важность духовных ценностей: "Сладки медвяные соты, и сахар - доброе дело, но добрее обоих книжный разум, ибо это сокровище вечной жизни"[6]. Если золотая цепь, унизанная жемчугом и драгоценными камнями, радует глаз и сердце видящих ее, то тем более приятна "духовная красота, праздники святые, веселящие верные сердца и души освещающие".[6]

Замечено, что картины  природы у Кирилла Туровского складываются в определенную систему  символов: весеннее обновление - Воскресение  Христово, ветры - греховные помыслы, песни - цветы, которые святую Церковь  украшают. Таким образом, жизнь природы наполняется высоким духовным смыслом.

Обращает на себя внимание и такая особенность творчества Кирилла, как смелое объединение  в одно художественное целое элементов  двух культур - византийской и русской  народной; двух поэтических систем - высокой риторики и устного творчества; двух языковых стихий - церковнославянской и русской. «Так, в "Слове об артосе" описание весны по жизнеутверждающим, оптимистическим мотивам, постоянным эпитетам (весна красная, холмы высокие, ветры буйные и т.д.) близко к народным "веснянкам".»[8] Сопоставление ветхозаветных и новозаветных образов напоминает в "Словах" Кирилла фольклорный параллелизм, при котором толкование сложных христианских понятий переводится на народно-поэтический язык. «Туровский епископ добавляет новые подробности к жизни Христа - в духе народных сказок представляет его скользящим по морю, ступающим по воздуху.»[8] С трагическими нотами русских народных причитаний перекликается горестная лирика плача Богоматери в "Слове об Иосифе".

Таким образом, опираясь на византийскую и русскую народную традицию, Кирилл Туровский создал свой неповторимый и оригинальный стиль, эстетическая значимость которого сопоставима  со "Словом о полку Игореве". Современники именовали Кирилла, "Златоустом, паче всех воссиявшим на Руси", Видимо, не позднее XII в. он был причислен  к лику святых, и не последнюю  роль в этом сыграло его ораторское мастерство.

 

 

 

 

3.Ораторские сочинения  митрополита Илариона.

О жизни и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался лучшим церковным оратором Древней Руси, IX в. По свидетельству "Повести временных лет" в 1051 г, великий киевский князь Ярослав Мудрый и собор русских епископов поставили Илариона, "русского родом", в митрополиты. Это решение можно считать первым шагом к освобождению Русской церкви от административного влияния церкви Византийской" до того регулярно присылавшей на Русь своих митрополитов. К этому времени уже было создано "Слово о Законе и Благодати" (не ранее 1037 и не позднее 1050 г.). Сведения о дальнейшем пребывании Илариона на кафедре митрополита скудны. Известно лишь, что в 1055 г. на это место вновь назначен грек по имени Ефрем, о судьбе же Илариона никогда и нигде более не говорится.

"Слово о Законе и  Благодати" (торжественное красноречие)  достойно стать рядом с лучшими произведениями византийского ораторского искусства. Митрополит, следуя правилам греко-славянского красноречия в области формы, композиции, поэтических средств, показал себя оригинальным мыслителем. «Его произведение - это своего рода политическая декларация, подчеркнуто полемическое прославление Русской земли, это стройное развитие единой патриотической концепции - независимости Руси от Византии, ее равноправия со всеми христианскими странами.»[10] Например, рассказывая о принятии русским народом учения Христа, Иларион ни словом не упоминает о том, что было это сделано под непосредственным влиянием Византии. Наоборот, он утверждает, что Русь по собственному желанию стала христианской страной и не нуждается ни в чьей религиозной опеке: "Все страны благой Бог наш помиловал и нас не отверг. Возжелал - и спас нас, и в понимание истины привел".[12]

В "Слове" воздается  хвала Владимиру Святославовичу ("Радуйся, во владыках апостол, не мертвых телом воскресил, но нас, душою мертвых, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобой приблизились к богу и Христа - жизнь вечную - познали")[12], его сыну - Ярославу Мудрому, продолжившему дело отца, его славным делам, благовествующим о будущем, еще большем величин Русской земли. В заключительной части "Слова" похвала переносится на конкретно-историческое событие - завершение постройки оборонительных сооружений вокруг Киева.

В "Слове о Законе и  Благодати" можно найти, пожалуй, все приёмы красноречия, к которым  прибегали выдающиеся ораторы древности (метафоры, антитезы, повторы, риторические восклицания и вопросы). Есть в "Слове" и примеры ритмической организации  речи: "То, что слышал ты, досточтимый, не для молвы оставил сказанное, не делом свершил: просящим подавая, падших одевая, голодных и жаждущих насыщая, больных всячески утешая, должников выкупая."[12]. Много в "Слове" цитат из Ветхого и Нового Заветов. Язык этого произведения - книжный. Как отмечал сам Иларион, произведение это не для несведущих, а для "насытившихся сладостями книжными".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. Значение ораторского искусства.

Нет ни одной  области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми  мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице.

Каждый  человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и может научить предмет  риторики.

Можно с  достаточной степенью уверенности  сказать, что если все студенты и  учащиеся любых учебных заведений  страны хотя бы в малой степени  овладели риторикой как учебной  дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум  на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство  отвечающего в момент речи подчеркнули  бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного  вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение риторикой необходимо каждому  человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы  начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в  новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно  и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы  открылись дальнейшие перспективы  карьерного и материального роста.

Тот, кто  обладает риторическими навыками и  умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А  это очень важно для достижения успеха в любом деле. 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Вишняков С. А. Культура России от Древней Руси до наших дней. М., 2006.
  2. Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского. АН СССР., 1962.-Т.18.-с.50-58.
  3. Никитин А. Л. Инок Иларион и начало русского летописания. СПб., 2003.
  4. Протопопов Д. Жития святых, 1885, август.-с. 436-438.
  5. Черторицкая Т. Красноречие Древней Руси. М. 1987.
  6. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4936
  7. http://www.saints.ru/k/11_svtKirillTurovskii.html
  8. http://www.turov.by/eparhia/holy/saint/kirill
  9. http://www.rulex.ru/01090186.htm
  10. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3975
  11. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=82597#1
  12. http://www.modernlib.ru/books/ilarion_mitropolit/

Информация о работе Ораторское искусство Древней Руси, его отражение в сочинениях Кирилла Туровского и митрополита Илариона