Орден иезуитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Тема работы – «Орден иезуитов». Цель работы – рассмотреть следующие вопросы: Что представляет собой орден иезуитов? Какие цели и задачи были поставлены? Каковы основные идеи преследовал орден? И наконец, какой след в истории оставили иезуиты? Задачи, которые были поставлены перед написанием контрольной работы: 1.Узнать основные принципы ордена. 2. Изучить историю ордена и ее особенности. 3. Оценить влияние на ход исторических событий и экономическое развитие.

Содержание

Введение 3
Принципы ордена 5
История ордена 10
Иезуиты в России 9
Генералы Ордена 21
Известные иезуиты 24
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Орден иезуитов 2013.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

 

В течение оставшихся пятнадцати лет  своей жизни Игнатий руководит  Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. Ко дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число  которых стремительно растёт, разосланы  по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви. [11]

Наряду с этим следует  отметить, что в отличие от средневековых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику в период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через различные указы и статуты, посредством которых предполагалось возвести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли — исходного условия формирования рыночной экономики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию». [12]

 

 

 

11 Интернет: http://traditio-ru.org/wiki/Иезуиты

12 Р.Ю. Виппер «История Нового времени»,  с. 246.

Иезуиты прежде всего  направили свое внимание на южные романские страны, из которых набирались самые ревностные члены ордена. К моменту смерти первого генерала, Лойолы, орден располагал 13 провинциями, из них семь принадлежали Испании и ее колониям; иезуиты придавали большое значение миссионерству в обширных странах Нового Света; кроме того, они устроили миссии б области португальской торговли от Гоа на Индостане и до Японии. Иезуиты сначала помешали проникнуть протестантизму на два южных полуострова Европы; затем они двинулись сами на более опасное поле борьбы, во Францию, и еще дальше, в Германию.

В борьбе с ересью иезуитам было всего важнее взять в свои руки воспитание будущих поколений, создать новый вид деятелей, преданных церкви, просвещенных, обладающих всеми талантами спора, обличения, красноречия и литературного искусства. Через 10-12 лет после возникновения ордена иезуиты основали в Риме два католических университета, collegium Romanum и collegium germsnicum; второй был предназначен для того, чтобы отвоевать более чем наполовину потерянную для папства Германию. Иезуиты старались взять в свои руки и среднюю школу. Новые приемы обучения они усвоили в совершенстве. В течение двух веков, по крайней мере, они были бесспорно лучшими педагогами в Европе. Они привлекали учеников даровым обучением; впервые в их школах бесформенная масса старших и младших учеников была разделена на классы. Наглядным, ясным и интересным изложением они умели заинтересовать учащихся; они замечали направление вкусов и талантов у отдельных лиц и старались их развить; они поддерживали соперничество между учениками и честолюбие их. [13] Одно из средств сделать школу интересной состояло в устройстве театральных представлений; в пьесах по большей части изображалась в ярких красках гибель ереси, ничтожество противников церкви и одушевленная сила ее защитников,  

 

13 Ук. соч. с. 64

причем героические  роли последних передавались самым  честолюбивым, горячим и энергичным юношам с целью их экзальтировать. [14]

Следующий период существования  ордена называется «Золотой Век». Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13.112.

Продолжается миссионерская  деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года. [15]

 

 

 

 

 

14 Ук. соч. с. 65

15 Интернет: http://enc-dic.com/catholic/Iezuit-751.html

 

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также  в мире массовой коммуникации. Они  работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции). [16]

Вторая мировая война  стала для Общества, так же как и для всего мира,

 

16 Интернет: http://traditio-ru.org/wiki/Иезуиты

переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические  исследования. Французские иезуиты  изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное  издание греческих и латинских  святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая  деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости  видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная  Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.) [17]

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что

 

17 Интернет: http://traditio-ru.org/wiki/Иезуиты

в прошлом считалось  делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

В количественном плане  послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.[18]

Для ордена иезуитов характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе  ордена и папе римскому.

В орден не принимались  бывшие еретики. Кандидаты в орден  назывались индиферентами.

Разряды ордена:

  1. испытуемые (новиции), проходящие в продолжение двух лет суровую школу орденской дисциплины
  2. схоластики, изучающие 5 лет общие науки и богословие;
  3. коадъюторы, принимающие обычные монашеские обеты и распадающиеся на два разряда:
  4. духовные коадъюторы, посвященные в духовный сан и занимающиеся обучением юношества, миссионерством, исповеданием, проповедничеством, и светские коадъюторы, исполняющие физические работы для ордена, повара, слуги, управители, их набирали из числа прошеших первую ступень, минуя вторую.
  5. Высшую степень иезуитов составляют профессы, присоединяющие к

 

 

18 Интернет: http://slovari.yandex.ru/~книги/Брокгауз%20и%20Ефрон/Иезуиты/

трем обычным монашеским обетам еще четвертый — безусловное  повиновение папе; занимаются либо миссионерством между язычниками и  еретиками, либо служат духовниками при дворах владетельных князей. Профессы избирают из своей среды генерала ордена («чёрного папу»), назначающего профессов на остальные должности и наблюдающего за всеми отраслями деятельности ордена.

Учреждения общества — резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) — составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т. д.).

В Риме находился центральный орган ордена. В него входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, и адмонитор (негласный контролер при генерале). Глава ордена — генерал, обладал неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. В 2013 году папой стал иезуит. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 Интернет: http://www.hrono.ru/religia/katolik/iezuity.php

 

3. Иезуиты в России

25 августа 1580 года на  заседании Боярской Думы Московского государства, потерявшего в ходе Ливонской войны взятый Полоцк, Великие Луки, Нарву, было решено отправить посла в Рим к папе и в Прагу к императору Рудольфу II с предложением о содействии в организации перемирия между Россией и Польшей. После приезда в Рим русского посла Истомы Шевригина папская курия послала в Россию своего представителя. Антонио Поссевино родился в 1534 году в Мантуе в семье ювелира, учился в Риме, в 1559 году вступил в орден иезуитов, где выполнил ряд ответственных поручений и, основав коллегию в Авиньоне, стал ее ректором. В 1569 году в Риме Антонио стал исповедником четырех обетов, а с 1572 по 1578 год был секретарем генерала ордена Эбергарда Меркуриана. В 1579 году Поссевино, выполняя дипломатическое поручение, познакомился в Вильно с польским королем Стефаном Баторием, выиграв диспут с кальвинистом Андреем Воляном. В августе 1581 года в Старице он встретился с Иваном IV, откуда выехал в Псков для организации переговоров с поляками. С 13 декабря 1581 года по 15 января 1582 Антонио Поссевино вел все заседания и писал все протоколы переговоров, закончившихся Ям-Запольским десятилетним перемирием. 14 февраля 1582 года А. Поссевино приехал в Москву, где по разрешению царя 21, 23 февраля и 4 марта провел публичные диспуты о вере. 15 марта 1582 года иезуит выехал из Москвы в Рим с русским посольством Якова Молвятинова от Ивана IV к папе с грамотой, содержащей общие слова о любви и братстве. С 1582 по 1586 год Поссевино был главным инспектором католических семинарий в Польше, а с 1587 по 1611 год служил ректором падуан-ской академии, где написал свои сочинения — «Московия», «Московское посольство» и «Ливония», где о своих действиях в Москве написал: «Дело введения в Московии католической веры будет очень трудным». [20]

 

20 Р.Ю. Виппер «История Нового времени»,  с 312.

Летом 1684 года в составе  посольства императора Священной Римской империи в Москву прибыл иезуит Карло Маурицио Бота, который организовал в Москве иезуитскую миссию и школу. Тогда же для пастырской деятельности в Немецкой слободе в Москве прибыли и в течение пяти лет работали два иезуита — чехи из Богемии — патер Давид (Георги-ус) Тихавский и патер Милан.

Сочинение Давида Тихавского — «Нынешнее положение Великой  России или Московии» — описывает  деятельность иезуитов в нашей стране. Патер Давид привел в книге  также сведения о политическом положении, религиозной жизни и православных обрядах, а позднее опубликовал трактат «Основные особенности московитско-русинского варианта Библии и Вульгаты», который был практически первым пособием для изучения русского алфавита и лексики для всех народов Западной Европы.

Информация о работе Орден иезуитов