Основные направления внешней политики России и рост ее территории в XV--XVI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:09, доклад

Краткое описание

Основные направления внешней политики России и рост ее территории в XV--XVI вв.
Основными направлениями внешней политики были восточное (Орда), южное (Крым и Астрахань) и западное (Литва, Швеция, Ливония). Иван III объявил себя «государем всея Руси», тем самым претендуя на земли Киевской Руси. Часть их принадлежала Литве (Киев, Чернигов, Волынь), что и привело к войнам с нею. Иван III сманивал к себе православных князей Литвы. В итоге к Москве отошла часть южных и западных русских земель. Именно при Иване III Русь стала называться Россией, вышла на международную арену, завязала отношения с Данией, Священной Римской империей, Венгрией и др. В борьбе против Орды и Литвы ей помогал в отдельные периоды крымский хан. При Иване III его войска дважды побеждали Казань и посадили там русского ставленника. В 1502 г. пала Большая Орда. С 1506 г. начались набеги крымцев на Россию, которые угрожали даже Москве. При Василии III его армии трижды терпели поражения под Казанью. В царствование Ивана IV в 1552 г. после длительной осады русские войска взяли Казань, в 1556 г. была без боя присоединена Астрахань. В 1558 г. началась Ливонская война за Прибалтику. После побед России над Ливонским орденом в борьбу вмешались Литва, Швеция, Дания, позднее Польша. В 1571 г. крымцы сожгли Москву, но в 1572 г. были разгромлены М. И. Воротынским и Д. И. Хворостининым в битве при Молодях. В 1579 г. в Россию вторгся польский король Стефан Баторий. После неудачной осады Пскова он заключил Ям-Заполь-ский мир (1582). В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война закончилась поражением России — Иван Грозный переоценил свои силы. В 1581 г. начался поход Ермака в Западную Сибирь, которая была покорена к 1588 г. В Сибирь хлынул поток русских переселенцев, были основаны крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Сургут (1594).
В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.

Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела.
В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.
Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение е

Вложенные файлы: 1 файл

ДРЕВНЯЯ РУСЬ.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Основные направления внешней политики России и рост ее территории в XV--XVI вв.

       Основными направлениями внешней политики были восточное (Орда), южное (Крым и  Астрахань) и западное (Литва, Швеция, Ливония). Иван III объявил себя «государем всея Руси», тем самым претендуя на земли Киевской Руси. Часть их принадлежала Литве (Киев, Чернигов, Волынь), что и привело к войнам с нею. Иван III сманивал к себе православных князей Литвы. В итоге к Москве отошла часть южных и западных русских земель. Именно при Иване III Русь стала называться Россией, вышла на международную арену, завязала отношения с Данией, Священной Римской империей, Венгрией и др. В борьбе против Орды и Литвы ей помогал в отдельные периоды крымский хан. При Иване III его войска дважды побеждали Казань и посадили там русского ставленника. В 1502 г. пала Большая Орда. С 1506 г. начались набеги крымцев на Россию, которые угрожали даже Москве. При Василии III его армии трижды терпели поражения под Казанью. В царствование Ивана IV в 1552 г. после длительной осады русские войска взяли Казань, в 1556 г. была без боя присоединена Астрахань. В 1558 г. началась Ливонская война за Прибалтику. После побед России над Ливонским орденом в борьбу вмешались Литва, Швеция, Дания, позднее Польша. В 1571 г. крымцы сожгли Москву, но в 1572 г. были разгромлены М. И. Воротынским и Д. И. Хворостининым в битве при Молодях. В 1579 г. в Россию вторгся польский король Стефан Баторий. После неудачной осады Пскова он заключил Ям-Заполь-ский мир (1582). В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война закончилась поражением России — Иван Грозный переоценил свои силы. В 1581 г. начался поход Ермака в Западную Сибирь, которая была покорена к 1588 г. В Сибирь хлынул поток русских переселенцев, были основаны крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Сургут (1594).

       В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими  митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.    

        
     Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. 
     
     Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела.

       В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув  западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.

       Свергнув  идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

       Принятие  христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. 
    

       Княжеская власть получила в новой религии  и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

       Христианство  с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

       Крещение  Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

       Духовное  и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

       Православие, приобщив Русь к древней греко-римской  и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Информация о работе Основные направления внешней политики России и рост ее территории в XV--XVI вв