Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса строительства Красной Армии. Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нам прeдcтoялo решить cлeдующиe взaимocвязaнныe зaдaчи:
-определить основные этапы формирования Красной Армии;
-рассмотреть организационную структуру Рабоче-крестьянской Красной Армии;
-охарактеризовать состояние РККА в годы сталинских репрессий.
ВВЕДЕНИЕ
I. Основные периоды строительства Красной армии 4
1.1. Формирование красной армии 4
1.2. Переход от добровольного принципа формирования армии к всеобщей воинской обязанности 8
II. Организационная структура Красной Армии 12
2.1 Рода войск и службы 13
2.2 Личный состав 21
III. Структурные изменения РККА в годы сталинских репрессий и их значение 28
3.1. Реформирование армии в 30-е гг. ХХ в. и его значение 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
После Гражданской войны
в Красную Армию не призывались
представители «
Срок службы в армии для пехоты и артиллерии — 1 год, для кавалерии, конной артиллерии и технических войск — 2 года, для воздушного флота —3 года, для морского флота — 4 года19.
Система военного образования в Красной Армии традиционно разделяется на три уровня. Основной — система высшего военного образования, представляющая собой развитую сеть высших военных училищ. Их учащиеся традиционно называются в Красной Армии курсантами, что примерно соответствует дореволюционному званию «юнкер». Срок обучения составляет 4—5 лет, выпускники получают звание «лейтенант», что соответствует должности «командир взвода».
Если в мирное время программа обучения в училищах соответствует получению высшего образования, в военное время она сокращается до среднего специального, сроки обучения резко уменьшаются, и организовываются краткосрочные командные курсы продолжительностью полгода.
Традиционной особенностью России является система среднего военного образования, состоящая из сети кадетских училищ и корпусов. После развала Вооружённых Сил Российской империи (Русской Императорской Армии и Флота) в 1917—1918 годах эта система прекратила своё существование. Однако в 40-х годах она была фактически восстановлена в рамках общего поворота СССР к дореволюционным российским традициям, вызванного Великой Отечественной войной. Руководство Коммунистической Партии санкционировало основание пяти суворовских военных училищ и одного военно-морского нахимовского; образцом для них послужили дореволюционные кадетские корпуса. Программа обучения в таких училищах соответствует получению полного среднего образования; суворовцы и нахимовцы обычно поступают в высшие военные училища.
После развала СССР в
1991 году в Вооружённых силах Российской
Федерации был организован ряд
новых учебных заведений, прямо
названных «кадетскими
Другой традиционной особенностью России является система военных академий. Обучающиеся в них получают высшее военное образование. В этом состоит отличие от западных стран, в которых академии обычно готовят младших офицеров.
Военные академии Красной армии пережили ряд переформирований и передислокаций, и разделяются по различным родам войск (Военная Академия Тыла и Транспорта, Военно-Медицинская Академия, Военная Академия Связи, Академия Ракетных Войск Стратегического Назначения имени Петра Великого, и др.). После 1991 г. пропагандируется точка зрения о том, что ряд военных академий прямо унаследованы РККА от царской армии. В частности, Военная академия имени М. В. Фрунзе происходит от Николаевской академии Генерального штаба, а артиллерийская — от Михайловской артиллерийской академии, основанной великим князем Михаилом в 1820 году. Эта точка зрения не разделялась в советский период, ибо история РККА велась с 1918 г. К тому же прямой наследницей Николаевской Академии Генерального Штаба считались Высшие Военно-Научные Курсы (ВВНК), созданные в Белой эмиграции по инициативе бывш. Верховного Главнокомандующего Русской Армии Вел. Кн. Николая Николаевича Младшего как преемник и продолжатель традиций Академии Генштаба.
Вооружённые силы Российской Федерации сохранила советскую систему военного образования в общих чертах, расформировав при этом ряд училищ в рамках общего сокращения Вооружённых Сил в 90-х годах XX века. Однако наибольшей потерей для системы военного образования стал распад СССР. Так как Советская Армия представляла собой единую для СССР систему, военные училища организовывались без учёта деления на союзные республики.
Как и в любой другой армии мира, в Красной армии была организована система подготовки офицеров запаса. Её основная цель — создать большой резерв офицеров на случай всеобщей мобилизации в военное время. Общей тенденцией всех армий мира в течение XX века стало неуклонное повышение среди офицеров процента людей с высшим образованием. В послевоенной Советской Армии эта цифра была доведена фактически до 100 %.
Подобная система применена впервые в мире, в Советской России, взята на вооружение Соединёнными Штатами где значительная часть офицеров подготавливается на курсах вневойсковой подготовки офицеров резерва, и в офицерских кандидатских школах. Развитая сеть высших военных училищ является также весьма дорогостоящей; содержание одного училища обходится государству, примерно как содержание дивизии, полностью развёрнутой по штату военного времени. Курсы подготовки офицеров резерва гораздо дешевле, и Соединённые Штаты делают на них большой упор20.
Советская армия рассматривает практически любое гражданское лицо с высшим образованием, как потенциального офицера запаса в военное время. Для их обучения развёрнута сеть военных кафедр при гражданских ВУЗах, программа обучения в них соответствует высшему военному училищу.
III. Структурные изменения РККА в годы сталинских репрессий и их значение.
3.1. Реформирование армии в 20-30-е гг. ХХ в. и его значение.
Первая после создания РККА советская
военная реформа 1923
- 1925 гг. по своим экономическим причинам
имела вынужденный характер, т.к. истощенное
первой мировой и гражданской войнами
народное хозяйство Советской России не могло
выдержать тяжести содержания современной
боеспособной армии.
Военная реформа включала в себя мероприятия по перестройке и укреплению Вооруженных сил Советского Союза. Была принята так называемая смешанная система устройства Вооруженных сил, позволявшая в то время при меньших затратах иметь небольшую кадровую армию, способную обеспечить безопасность границ страны, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные вооруженные силы. Смешанная система устройства Вооруженных сил предусматривала сочетание кадрового и территориального принципов комплектования Красной Армии.
Она поначалу распространялась на стрелковые и кавалерийские дивизии. Ее сущность состояла в том, чтобы дать необходимую военную подготовку максимальному количеству трудящихся с минимальным их отвлечением от производительного труда. В дивизиях примерно 16-20% штатов составляли кадровые командиры, политработники и красноармейцы, остальной же состав был временным, ежегодно призывавшимся (в течение пяти лет) на военные сборы сначала сроком на три, потом – на один месяц в году. Остальное время бойцы работали в промышленности и сельском хозяйстве21.
Такая система широкого обучения военнообязанных
в случае необходимости обеспечивала
быстрое развертывание
Военной реформой предусматривались меры по упорядочению организационно-штатной структуры Вооруженных сил, по качественному обновлению командного состава. По мере ее осуществления была реорганизована система снабжения Вооруженных сил, заложена плановая система боевой подготовки. В Красной Армии вводились новые уставы, началось ее техническое переоснащение, была изменена система переподготовки кадров командного состава, при этом краткосрочные курсы были заменены 3-4 годичными военными школами.
В целях профессиональной подготовки
высшего звена командования в
стране создавались 6 военных академий.
В армии вводилось
Благодаря напряженным усилиям всего советского народа по реорганизации армии и флота и осуществлению планов их строительства, к середине 30-х годов Вооруженные силы Советского Союза вполне соответствовали уровню развития экономики страны и задачам ее обороноспособности. Наряду с совершенствованием Вооруженных, сил большое внимание уделялось укреплению как сухопутных, так и морских границ страны – на Дальнем Востоке, в Балтийском и Черном морях. К концу 1935 года Красная Армия располагала довольно значительными по тем временам силами – 85 стрелковых и 19 кавалерийских дивизий, 4 механизированных корпуса, 22 артиллерийских полка Резерва главного командования, 5 управлений авиакорпусов, 19 авиабригад, 2 дивизии и 4 бригады ПВО.22.
Основным результатом реформ стало изменение порядка формирования войск. Теперь Вооруженные силы Советского государства формировались только по кадровой системе, территориально-милиционная же система утратила свою актуальность и была ликвидирована.
Заключение
Строительство Красной Армии, которая основывалась на совершенно новых принципах, не свойственных армии царской России, являлось сложным и трудным процессом, успех которого вился фундаментом многих будущих побед России.
Армия создается из сознательных и организованных элементов трудящихся, доступ в нее открыт для всех, кто готов отдать свои силы и жизнь.
Одновременно со строительством регулярной Красной Армии ЦК РКП (б) и СПК проводили большую работу по созданию и укреплению централизованной системы обеспечения войск на основе единого государственного плана. В условиях тяжелого экономического положения страны, вызванного войной, разрухой и военной интервенцией, требовалось централизовать не только работу промышленности, но и обеспечение быстро растущей действующей армии. Только принцип строгой централизации при решении вопросов обеспечения Красной Армии позволял рационально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы. Кроме того, централизация исключала участие частнокапиталистических элементов в обеспечении Вооруженных Сил и способствовала укреплению социалистических позиций в народном хозяйстве страны23.
Исходя из этих требований, приказом Народного комиссариата по военным делам 1 июня 1918 г. было учреждено Центральное управление снабжения Красной Армии (ЦУС). На ЦУС возлагалось определение потребностей Красной Армии в технике, вооружении, боеприпасах и других материальных средствах, плановое обеспечение ими войск, а также организация контроля за расходом.
В этот сложный период шло зарождение всех родов войск: артиллерии, бронетанковых, воздушных, военно-морских; в это время росли командиры, которые одержали победу в Великой Отечественной Войне. Строительство Красной Армии проходило одновременно со становлением нового российского государства и во многом это были связанные процессы, стимулирующие скорость создания нового строя.
С полным основанием можно считать, что нынешняя российская армия – прямая наследница боевой славы, опыта, традиций Советских Вооруженных сил и Красной армии. В тоже время – она наследница замечательных традиций и блистательных побед русской армии дореволюционного времени.
Список использованной литературы
Информация о работе Основные периоды строительства Красной армии