Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 12:02, реферат
Цель моей работы - рассмотреть основные этапы Великой буржуазной революции в Англии.
Для этого необходимо обратиться к предпосылкам революции, рассмотреть основные этапы её развития, а также проследим её роль в мировой истории.
В преддверии и в ходе революции определились
два лагеря, представлявших противоположные политические
и религиозные концепции, а также
разные социальные интересы.
Представители "старого", феодального
дворянства и англиканского духовенства
были опорой абсолютизма и отстаивали
сохранение прежних феодальных порядков
и англиканской церкви. Лагерь оппозиции
режиму объединял новое дворянство,
"джентри", и буржуазию под общим названием "пуритане".
Противники абсолютизма в Англии
выступали за буржуазные преобразования
под знаменем "очищения" англиканской
церкви, завершения реформации и
создания новой церкви, не зависимой
от королевской власти. Религиозная
оболочка социально-политических требований
буржуазии, многие из которых имели
чисто светский характер, во многом
объяснялась особой ролью англиканской
церкви в защите основ абсолютизма и в
подавлении оппозиции церковно-бюрократическим
аппаратом.
Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения:
Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа просвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан. Просвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или "конституционным", развитием революции, а затем переходом к гражданской войне8.
Индепенденты, политическим лидером которых стал Оливер Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. "Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с
упразднением монархии и
установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившейся затем
в военную диктатуру (1653-1659 гг.), которая
привела, в свою очередь, к реставрации
монархии.
В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте "Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы "общего права". Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.
Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие
беднейшее крестьянство и пролетарские-элементы
города и деревни. Они выступили с требованием
уничтожения частной собственности
на землю и предметы потребления.
Социально-политические взгляды диггеров
являлись разновидностью крестьянского
утопического коммунизма.
Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма9. В Петиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы:
Таким образом, в документе был отражен главный политический
вопрос революции - о правах короля в отношении
жизни и имущества подданных. Кроме
того, был поднят и важнейший социальный
вопрос - о неприкосновенности
частной собственности. Охрана собственности,
как говорилось в Петиции, есть истинная
цель закона и правосудия. Требования
парламентской оппозиции привели к роспуску
парламента и длительному беспарламентскому
правлению Карла I (1629-1640 гг.). В этот период
король для пополнения казны единолично
вводил все новые поборы и штрафы, пресекая
недовольство в стране с помощью чрезвычайных
судов. Однако в условиях начавшейся
войны с Шотландией король был вынужден
вновь обратиться к парламенту10.
В созванном в 1640 г. парламенте,, получившем
название Долгого (1640-1653), господствующее
положение заняли просвитериане. В течение
1640-1641 гг. парламент добился от короля
утверждения целого ряда важных правовых
актов. Прежде всего, по инициативе палаты
общин были осуждены главные советники
Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод.
Тем самым было утверждено право парламента
на импичмент высших должностных лиц.
Далее, согласно Трехгодичному акту 16
февраля 1641 г., парламент должен
был созываться по крайней мере один
раз каждые три года, а при несогласии
короля сделать это он мог быть
созван другими лицами (пэрами, шерифами)
или собраться самостоятельно. Эти положения
были дополнены законом, запрещавшим
прерывать, отсрочивать заседания
и распускать Долгий парламент иначе,
как актом самого парламента. Тем
самым исключалась возможность возвращения
к беспарламентскому правлению. Наконец,
в июле 1641 г. были приняты два акта, которые
ограничили полномочия Тайного совета
в области судопроизводства и предусмотрели
уничтожение системы чрезвычайных трибуналов,
прежде всего Звездной палаты и Высокой
комиссии. Серия актов, принятых
летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность
имущества подданных и лишала короля права
произвольно налагать различные штрафы.
Программным документом революции стала
Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря
1641 г. Она содержала, в частности, новое
требование о том, чтобы король впредь
назначал только тех должностных лиц,
которым парламент имел основание доверять.
Это означало, по сути, политическую
ответственность должностных лиц перед
парламентом и было воспринято королем
как вторжение в его прерогативу, исполнительную
власть. Король отказался утвердить
Великую Ремонстрацию.
Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).
Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали различные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. В 1642 г. парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем "Ордонанс о милиции", согласно которому командующие народным ополчением назначались только с согласия парламента и несли всю полноту ответственности перед парламентом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой "Протестации", принятой летом 1642 г., парламент вновь потребовал утверждения королем "Ордонанса о милиции" и своих требований, выдвигаемых ранее относительно осуществления некоторых прерогатив исполнительной власти: о назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента, о несменяемости судей "до тех пор, пока они не поведут себя ненадлежащим образом", о расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий. Уже в ходе гражданской войны парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645 г., который был направлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.
В период первой гражданской войны Долгим
парламентом был проведен и ряд других важных преобразований,
которые свидетельствовали об
углублении революции "под контролем"
пресвитерианско-
новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были освобождены от условий феодального землевладения (вассальных обязанностей), однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собственниками земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердил законность огораживании крестьянских земель11.
Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между просвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне. В декабре 1648 г., учитывая "левеллерские" настроения основной части армии, индепендентское руководство провело чистку парламента от активных пресвитериан. Политическая власть перешла в руки индепендентов. 4 января 1649 г. палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. королевское звание и верхняя палата были упразднены. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. В
нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись "Представители Народа в Парламенте". Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.
Установление республики - наиболее демократической
в существующих условиях формы правления
- стало вершиной революции. Однако
после учреждения республики социальная
борьба не ослабела, а, наоборот, приняла
более острые формы. Новые конфискации
земель роялистов, распродажа королевских
земель (акт 1649 г.) и захватническая
война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили
значительную часть индепендентов в крупных
земельных собственников, стремившихся
к прекращению революции. В армии, состоящей
в основном из среднего крестьянства
и ремесленников, влияние левеллеров
продолжало усиливаться. В этих условиях
лидеры индепендентов, опираясь на
армейскую верхушку, прибегли к установлению
режима диктатуры, которая была прикрыта
провозглашением "протектората"12.
Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. Он осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.
Основным достижением английской буржуазной революции было установление в стране конституционного строя, юридическое выражение которого проявилось в принятии трех законов, носивших конституционный характер (Хабеас Корпус Акт, Билль о правах, Акт об устроении).
Хабеас Корпус Акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями), принятый в 1679 г., был призван ограничить возможность тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо более широкое значение. Согласно закону, любой подданный, задержанный за уголовное деяние, исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление, имел право обратиться в суд (лично или через представителей) с просьбой выдать приказ Хабеас Корпус. Судья должен был выдать такой приказ арестованному через должностное лицо (тюремщика, шерифа), в чьем ведении находился арестованный. Получив приказ, эти лица должны были в течение суток доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. Далее судье предписывалось освободить заключенного под денежный залог и поручительство с обязанностью последнего явиться в ближайшую сессию суда для рассмотрения дела.
Лицо, освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и вновь заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в тюрьмах заморских владений Англии.
За неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности.
Позднее Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности.
В "Билле о правах" (1689 г.) утверждалось верховенство парламента в законодательной и финансовой политике, в этом проявилось его главное предназначение. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время без санкций парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю с петициями.
Информация о работе Основные этапы английской буржуазной революции