Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:21, контрольная работа
Хозяйственные отношения между людьми, или экономика в самом широком смысле этого слова, существует столько, сколько существует человеческое общество. Мир хозяйства не мог не стать предметом размышлений древних проповедников, правителей и философов. Их идеи закреплялись в священных книгах разных религий, ученых трактатах, уложениях законодателей и, наконец, в нормах повседневной жизни. В этих идеях и нормах и находили выражение еще несистематизированные представления об экономике. Именно они составили исходный идеологический и идейный контекст, в котором рождались первые системы экономических знаний.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Основные этапы
в истории мировой
Введение
Хозяйственные отношения между людьми, или экономика в самом широком смысле этого слова, существует столько, сколько существует человеческое общество. Мир хозяйства не мог не стать предметом размышлений древних проповедников, правителей и философов. Их идеи закреплялись в священных книгах разных религий, ученых трактатах, уложениях законодателей и, наконец, в нормах повседневной жизни. В этих идеях и нормах и находили выражение еще несистематизированные представления об экономике. Именно они составили исходный идеологический и идейный контекст, в котором рождались первые системы экономических знаний.
В своей работе я попытаюсь показать основные вехи становления мировой экономической мысли, обстоятельства, повлиявшие на идеологию мыслителей своего времени, а в некоторых случаях и последствия, к которым привели те или иные заблуждения.
Для удобства изложения можно выделить три крупных эпохи развития экономического учения:
1. Эпоха дорыночных отношений;
2. Эпоха нерегулируемых рыночных отношений;
3. Эпоха регулируемых рыночных отношений.
Для каждого из этих этапов характерны определенные черты государственного строя, хозяйственная политика, религиозные взгляды и морально-этические нормы поведения. Всё это вкупе с особенностями менталитета и принадлежностью к социальному слою накладывает отпечаток на восприятие окружающей действительности.
Эпоха дорыночных отношений
Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и Средневековья.
Первые «кирпичики» в
фундамент экономических наук были
заложены задолго до появления самых
ранних школ и учений. В возникших
еще в четвертом тысячелетии
до н.э. первых древневосточных
Основная роль отводилась земледелию (основанному на эксплуатации рабов), а крупная торговля и ростовщичество осуждались как якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости. Деньги рассматривались как предмет соглашения между людьми. Особое внимание уделялось разделению труда.
Вершину развития экономической
мысли эпохи дорыночных отношений связывают
с деятельностью античных мыслителейКсенофонта (430–354
Экономическая мысль Древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера. Идеологом римских рабовладельцев был Катон Старший (234–149 гг. до н.э.). Он обобщил опыт ведения хозяйства на базе рабского труда и дал ряд советов по повышении его доходности. Аналогичные проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства затронуты в трудах римских агрономов Варрона (116–27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.). Первый рекомендовал сочетать земледелие со скотоводством, отождествляя рабов с говорящими орудиями. Второй отразил неэффективность экстенсивных латифундий и рабского труда, рекомендуя хозяевам передавать землю для обработки свободным колонам, т.е. перейти к мелкому производству.
Таким образом, экономическая мыль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экномической науки. («История экономических учений» под ред. В.С. Адвадзе, Москва 2004)
В средние века вся полнота власти была в руках светских и религиозных феодалов, которые явно или неявно осуждали тенденции роста товарной экономики и ростовщичества как формирования капитала. Исходя из этого многие мыслители, «осуществляя социальный заказ», теоретически обосновывали те или иные факты устроения общества. Особенно природу власти (от бога, Аллаха и т.п.), подводя логическую базу осуждения того, в чем власть видела вред. (Городецкий В.К. «История экономических учений»)
Среди наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун (1332–1406), а в Европе – представители школы канонистов: ранней школы святой Августин Блаженный (353–430) и поздней школы Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274).
В своей концепции
«Социальной физики» Ибн-
Ранние канонисты придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических и явлений. Не оспаривая святого Августина, Фома Аквинский наряду с названными инструментами исследования использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственных явлений и экономических категорий. Это связано с его учетом реалий того времени. Он выискивает новые объяснения социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. Рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций он уже не называет грехом и не требует их запрещения. Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена»», процент.
Двойственность и лицемерие церковных догматов, социальная несправедливость, мечты о лучшей жизни и более справедливом устройстве общества вызвали к жизни появление утопического социализма (Томас Мор «Утопия» (1516), Томмазо Кампанелла «Город солнца» (1602.). В этих произведениях критикуется несправедливость средневекового общества, роскошь, паразитизм, угнетение и создаются проекты справедливого устройства общества, залогом которого является отсутствие частной собственности.
Эпоху дорыночных отношений
завершает особый этап в эволюции
экономической мысли –
Меркантилизм выражал прежде всего экономическую политику государства, видя богатство страны в золотых и серебряных деньгах, а его источник – во внешней торговле. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала, требовали от правительства мер по поощрению развития национальной промышленности. Для достижения активного торгового баланса государственное вмешательство считалось необходимым. При исследовании основных экономических категорий использовался статистический метод исследования
В развитии меркантилизма выделяют два этапа развития: ранний и поздний. Апогей раннего меркантилизма соответствует примерно середине XVI в. Для него харктерны слаборазвитые внешние торговые связи, отсутствие конкуренции. В целях достижения положительного сальдо велась политика «разори соседа», мерами которой являются максимально высокие цены на экспорт, ограничение импорта, запрет вывоза золота и серебра из страны, порча национальной монеты. В качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги.
Поздний меркантилизм охватывает почти целиком XVII столетие. В этот период торговля между странами носит регулярный характер, новые рынки сбыта (Америка и Индия) обусловили ужесточение конкуренции. Разрешалось завоевать внешние рынки, предлагая относительно дешевые товары, а также перепродавая товары одних стран в других странах, покупать импорт (за исключением предметов роскоши и при условии положительного торгового баланса), вывозить деньги из страны для заключения торговых сделок. Поощрялся ввоз сырья и вывоз готовой продукции. Определяющей функцией денег признается функция средства обращения.
Наиболее известным выразителем идей позднего меркантилизма в Англии явился Томас Мен (1571–1641), во Франции – Жан Батист Кольбер (1619–1683). Последний у себя на родине провел ряд мероприятий, направленных на развитие мануфактур и практически удушение сельского хозяйства (в частности фермерства), в результате которых крестьянство оказалось почти на грани вымирания, что повлекло за собой сужение внутреннего рынка.
Основными заслугами меркантилистов можно считать «реабилитацию» торговли и ростовщичества, накопление первоначального капитала. Они дали характеристку капитала как самодвижения денег. Концепция меркантилистов почти целиком была обращена к практике хозяйственной жизни, хотя в основном в сфере обращения (потребления), что не помешало им, хотя и поверхностно, исследовать основные экономические категории, выявить важные закономерности в области торговли, ссудных операций и денежного обращения. Но самое важное – меркантилисты положили начало становлению экономики как отдельной науки.
Эпоха нерегулируемых рыночных отношений
Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XVII в. до 30-х гг. XX в. Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую классической называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Возникнув в эпоху перехода от мануфактурного типа хозяйствования к индустриальному классическая политэкономия ориентировалась прежде всего на развитие производства и представляла интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры. Большое развитие школа получила только в двух странах: в Англии и во Франции.
Основными чертами классической школы являются либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения. Категория «стоимость» признавалась исходной категорией, от которой происходили другие производные категории. Изменилось отношение к деньгам: их признали необходимой частью рынка, облегчающей обмен. Начали применяться такие методы исследования как причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическая абстракция. Классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.
В развитии классической политиэкономии можно выделить четыре этапа.
Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости. Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (не денежного) богатства в сфере материального производства.
Завершила первый этап классической политической экономии школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника «чистого» продукта (национального дохода) решающее значение придавали земле и приложенному к ней труду людей, занятых в сельскохозяйственном производстве.
Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети ХVIIIв. и связан с именем и трудами Адама Смита.
Смит сумел понять и объяснить механизм саморазвития капиталистического способа производства исходя из природы человека, чьим поведением определяются все экономические процессы в обществе (концепция «невидимой руки»).
Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа наиболее заметный вклад в историю экономической мысли внесли французы Ж.Б. Сэй и Ф. Бастиа и англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус и Н. Сениора.
Информация о работе Основные этапы в истории мировой экономической мысли