Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:20, доклад
Сегодня юридическая и политическая науки рассматривают федерализм как сложное социальное явление, подразумевая под ним и принцип, и режим, и форму государственного устройства, которое позволяет обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее политико-территориальной организации на нескольких уровнях. , решение ряда вопросов федеративной модели России через сокращение числа субъектов Федерации, в том числе объединение субъектов, образованных на принципах национально-территориального и территориального устройства, меняет пока только уровень разрешения проблем, причем с одновременным порождением других проблем, свойственных уже новой системе.
Россия была провозглашена федерацией 25 (12) января 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Все российские конституции определяли ее государственное устройство как федеративное. Однако в советский период российское государство являлось федерацией скорее только по названию, реально обладая иной формой государственного устройства. Особенностью федерации является ее «двухэтажная» структура и обязательное существование в федерации общефедеральной надстройки — общефедерального государства.
Федеральное государство
и функционирует как надстройка
над первичными субъектами федерации.
В РСФСР автономии, именовавшиеся
субъектами федерации, охватывали лишь
часть территории страны. На территории
административно-
После вступления в силу Федеративного договора от 31 марта 1992 г., а в конечном итоге — Конституции РФ 1993 г. определение России как федеративного государства было подкреплено законодательными и договорными новациями. Главные из них: статус любого субъекта Российской Федерации может изменяться по взаимному согласию Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ); наделение краев, областей, городов федерального значения статусом субъектов" Федерации (ч. 1 ст. 5, ст. 65), что в рамках федеративного строительства достроило «первый этаж» Федерации.
Несмотря на наличие Федеративного договора между органами государственной власти Российской Федерации и, органами государственной власти разных групп ее субъектов, а также ряда двусторонних договоров между ними, Россия по-прежнему остается конституционной Федерацией. После заключения Федеративного договора от 31 марта 1992 г. некоторые государствоведы стали утверждат Надо отметить, что Съезд народных депутатов РФ в свое время объявил Федеративный договор от 31 марта 1992 г. составной частью российской Конституции. Однако сделал он это в форме постановления (акта подзаконного), а не конституционного закона (закона об изменении конституции).ь, будто российское государство превратилось в Федерацию конституционно- договорную. Российская Федерация является асимметричным государством, включая в свой состав субъекты с разным конституционно-правовым статусом. Среди них республики, автономная область, автономные округа, края, области, города федерального значения. Республики, автономную область, автономные округа объединяет их национально- территориальная специфика — они конституированы как формы реализации национального самоопределения коренных для них народов. Надо заметить, что только республики реально являются внутрироссийскими национальными государствами, а национальное
Своеобразие автономной области, автономных округов фиктивно, поскольку титульные для них народы малочисленны и тяготеют к негосударственным формам самоопределения. Остальные субъекты Федерации являются чисто территориальными государственными образованиями.
Таким образом, асимметризм Российской Федерации проистекает и из ее одновременного построения на основе принципов территориального и национально-территориального федерализма. Российская Федерация остается национально-территориальной Федерацией.
Российский федерализм обретает свое современное содержание в новых экономических и политических условиях. Конституция России рассматривает федерализм как основу государственного устройства страны. Поэтому любые реформы должны базироваться на принципах, определенных Конституцией: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равенство субъектов Российской Федерации между собой и во взаимоотношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6.10.1999 г. Государственной Думой Федерального Собрания принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации. Этот законопроект – один из результатов работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Разграничение предметов ведения и полномочий между указанными органами в настоящее время представляет собой одну из ключевых проблем российского федеративного устройства. Законопроект представляет собой итог анализа более чем 200 действующих федеральных законов, определяющих механизмы разграничения полномочий между уровнями публичной власти.
Исходной позицией закона является признание того, что Конституция Российской Федерации сама разграничивает предметы ведения между Федерацией и ее субъектами в главе 3 «Федеративное устройство», где статьями 71 и 72 определены соответственно перечни предметов собственного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Российской Федерации, а статьей 73 установлен «остаточный» принцип формирования исключительной компетенции субъектов Российской Федерации. То есть, Конституция Российской Федерации сама разграничивает предметы ведения между Федерацией и ее субъектами, и они не могут быть разграничены иными актами в принципе. Разграничиваться могут только полномочия органов государственной власти – их права и обязанности по управлению определенной сферой общественных отношений. Конституционно предопределены, соответственно, три «блока» полномочий органов государственной власти: 1) полномочия по предметам ведения Российской Федерации; 2) полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 3) полномочия по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Со вступлением в силу
Федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон
«Об общих принципах
Сегодня юридическая и политическая науки рассматривают федерализм как сложное социальное явление, подразумевая под ним и принцип, и режим, и форму государственного устройства, которое позволяет обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее политико-территориальной организации на нескольких уровнях. , решение ряда вопросов федеративной модели России через сокращение числа субъектов Федерации, в том числе объединение субъектов, образованных на принципах национально-территориального и территориального устройства, меняет пока только уровень разрешения проблем, причем с одновременным порождением других проблем, свойственных уже новой системе.