Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:45, лекция
Научное обеспечение этапов исторического процесса - главная цель источниковедения. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным. Исследование истины само должно быть истинным. В науке нельзя произвольно увеличивать количество сущностей, не следует вводить новые понятия для характеристики явления, которое можно оценить с позиции существующих понятий
Понятия:
Исторический источник-это все результаты, все продукты деятельности людей, которые содержат в себе информацию о реальной жизни общества. Информацию, как непосредственную, так и опосредованную.
Опосредованная информация- информация, которая прямо не содержится ни в одном источнике, и которую историк может установить из сопоставительного изучения целого комплекса источников.
любой след, как в материальном, так и в духовном смысле, когда-либо оставленным человеком на земле и околоземном пространстве, можно считать историческим источником.
Валерий Васильевич Журавлев.
Источниковедение: предмет, задачи, исходные понятия.
Учебники: Голиков А.Г.
и Круглова Т.А. « Источниковедение
отечественной истории», Кабанов
В.В. «Источниковедение истории
« Апология истории или ремесло историка» Марк Блок
Антропологический подход
к истории заключается в
Научное обеспечение этапов исторического процесса - главная цель источниковедения. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным. Исследование истины само должно быть истинным. В науке нельзя произвольно увеличивать количество сущностей, не следует вводить новые понятия для характеристики явления, которое можно оценить с позиции существующих понятий
Понятия:
Для того, чтобы историк мог научно обеспечить все этапы исторического процесса, он должен пройти 3 главных этапа, постижения истины:
Именно профессионализм и качество проведения первых двух этапов обеспечивают качество третьего этапа.
Материалистическая и
идеалистическая школы
3 категории факта:
Источниковедение-совокупность научных вспомогательных дисциплин, относящихся к изучению и обработке исторических источников
Источниковедение - одна из вспомогательных дисциплин
Источниковедение (советская энциклопедия)- главная из вспомогательных научных дисциплин
Источниковедение ( Шмидт) – самостоятельная историческая дисциплина, изучающая проблематику исторического источниковедения
Источниковедение - совокупность научных дисциплин.
Расчленив источниковедческое исследование и собственно-исторического исследования, можно сказать, что источниковедение - теория и методика добывания исторических фактов, тогда как собственная историческая наука - теория и методика осмысления исторических фактов в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Источниковедение - это наука об исторических источниках и приемах их выявления, изучения и использования в работе историка.
Эта наука построена на единстве теории и практики, чистого знания и прикладного знания.
Задачи источниковедения:
Исходное понятие источниковедения - информация
Социальная функция
Историзм мышления - способность человека оценивать все, что происходит в обществе и с ним лично с позиции исторического опыта.
Главная прикладная задача источниковедения - это повышение информационной отдачи источника.
Информация – это отраженное в сознании человека разнообразие явлений объективного мира.
Прогресс любого общества зависит от 2-х факторов:
Информация - это та часть знания, которая используется для достижения практических целей, в целях поддержания развития и совершенствования любой системы
Информация - это действующее знание. Для того, чтоб выполнять функции действующего знания, информация должна обладать двумя качествами:
Всякая информация, выполняя свои функции, облечена в информационный процесс.
Информационный процесс-это сложное сочетание трех факторов: объекта, субъекта и информации
Объект информации- то, что существует вне нашего сознания, это сама жизнь, реальная действительность. Это источник информации для субъекта.
Информация - отражение в сознании субъекта черт и свойств объекта, реальной действительности.
Формы выражения информации изучает специальная наука - семиотика (наука о знаках и знаковых системах). Информация может быть выражена описательно, измерительно, фоно-информативно, фотографически, и светосигнально.
Наиболее удобна для восприятия - описательная информация, выраженная в знаковых системах, как естественных, так и искусственных. Информация - явления идеальное. Материальными могут быть носители информации. Выражение субъективного момента в информации усиливает тот факт, что в любой информации содержится прагматический, целевой момент, однако для достижения своей цели субъекту необходима объективная информация, поэтому субъект, в меру понимания своих задач, стремиться к получению объективной информации.
Информация бывает фиксированной и нефиксированной.
Важнейшая проблема
информации - проблема ценности и
достаточности. Ценность одной
и той же информации может
быть различной в зависимости
от целей, для которых она
используется. В содержательном
отношении нельзя делить
Достаточность информации.
Историк не имеет права делать скоропостижные выводы, не обладая достаточной информации.
Д.З. текст: стенограмма заседания учредительного собрания. Январь 1918 года.
Понятие «критика источника» не содержит отрицательных намеков, оно подразумевает всесторонний анализ источника. Этот анализ включает в себя выявление содержащейся в источнике информации и оценку информации в форме исторических фактов.
Критика исторического источника -это или критика текстов, передающих исторические факты или критика фактов, воспроизводимых текстами (Ключевский). Процедура критики источника включает в себя 2 этапа: внешняя критика источника (критика текстов) и внутренняя критика источника (критика фактов)
Внешняя критика источника:
Цель внешней критики источника
Подлинность источника- это действительная принадлежность источника к тому лицу или тому учреждению, от имени которого этот источник выступает.
Внешняя критика источника состоит из 9 последовательных этапов, в ходе решения задач этих этапов историк должен выявить все стороны и проблемы источника.
Основная школа говорит, что «Слово о полку Игореве» посвящена походу северских князей на половцев 1185 года. «Слово» могло появиться не ранее 1185 года и не позднее 1187. Другие историки (А. Мазон, А.А. Зимин) говорят, что документ появился в конце 18 века. Этот источник- блестящая подделка под старину, ряд фактов это доказывают.
Основная школа считает
местом появления источника Новгород
Северский, другие историки считают, что
это ярославский мужской
Основная школа не может назвать имя, но убеждена, что это дружинник князя Игоря. Друга школа считает, что автором является архимандрит ярославского мужского монастыря Иаиль Быковский.
Сторонники подлинности «Слова» говорят, что автор произведения- передовой человек своего времени, а это время когда Киевская Русь раздробилась на независимые княжества. Автор скорбит по поводу того, что происходит с Русью, его не устраивают последствия раздробленности. Смысл поэмы- призыв к единению князей перед нашествием татаро-монголов. Зимин же говорит, что никаких идей о единстве у дружинника удельного князя 12 века быть не может.
Пройдя по 9 этапам внешней критики источника, мы всесторонне исследуем проблемы источника, все его стороны.
Второй этап критики источника- внутренняя критика источника (анализ содержания источника, установление достоверности и фактологической ценности, содержащейся в источнике информации в форме исторических фактов).
Достоверность факта –соответствие его исторической реальности.
«Торжество исторической критики: из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивают» (Ключевский).
Установить в каком соотношении находятся понятия «подлинность источника», «достоверность факта» и «историческая правда».
Подлинность источника не гарантирует достоверности, содержащихся в нем фактов. В свою очередь, подлинность источника и достоверность, содержащихся в нем фактов не гарантирует исторической правды.
Историческая правда- это, по возможности, приближающееся к действительности отражение в источнике исторических явлений.
Вся исследовательская работа историка состоит из 2 частей: анализа и синтеза. Критика источника решает проблему анализа, синтез - это уже реконструкция истории. Работа историка как истоковеда решает проблему анализа, это предварительная работа историка. Некачественная работа историка на истоковедческом этапе не может дать качественного исторического труда.
Источниковедение как наука возникла из практики и изначально решала лишь прикладные, утилитарные задачи работы с источником. Затем наука стала наращивать свой теоретический и методический арсенал и стала полноценной дисциплиной.
Все вспомогательные исторические дисциплины можно разделить на 2 группы: конкретные дисциплины и частные.
Конкретные научные дисциплины изучают конкретные типы и виды источников (нумизматика, сфрагистика, кодикология (рукописные книги), летописиведение, берестология, эпиграфика, фалеристика, геральдика)
Частные научные дисциплины рассматривают отдельные стороны и элементы, присущие ряду источников, независимо от их видовой принадлежности. (палеография, метрология, хронология, генеология, текстология, геортология, филигранология)
Важнейшая тенденция в развитии вспомогательных исторических дисциплин- это дифференциация ( стремление превращения любой из этих наук в самостоятельную).
Дипломатика изучает экономические, политические договоры, между людьми. Она также изучает клаузулы.
Нумизматика- ранее содержала задачи описания и классификации монет, сейчас стали изучать не отдельные монеты, а клады.
Источниковедение по
традиции долгое время рассматривалась
в ряду вспомогательных исторических
дисциплин, сейчас же оно выделяется
из этого ряда. Оно рассматривается
как центральное и главное
из этих дисциплин, потому что все
остальные дисциплины выявляют свою
вспомогательную роль именно из источниковедения.
Любая вспомогательная
Информация о работе Основы источниковедения отечественной истории