Основы конституционного строя Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:07, реферат

Краткое описание

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства.

Содержание

I. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ …………………………………………. 3
II. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ……………........ 9
III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ…………………………………………………………… 11
IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ………………………………. 14
V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

К числу  политических прав, которые названы  в основном в преамбуле Декларации 1789 г. и  в законах, входящих в "конституционный  блок" относятся: свобода объединения, слова, печати, собраний, митингов, де монстраций.

Конституционные документы  закрепляют личные права  исходя из концепции естественных прав человека (неприкосновенность личности свобода совести, право  на публичные должности, право убежища  для

иностранцев). В  Декларации прав человека и гражданина 1789 г. записаны также и некоторые  общие принципы осуществления этих прав: свобода состоит в возможности  делать все, что не приносит вреда  другому,  границы устанавливаются  только законом; никого нельзя принуждать тому, что не предписано законом.

В конституционном  праве Франции закреплены также  обязанности личности: трудиться, платить налоги для общественных нужд. В качестве обязанностей государства  провозглашается бесплатное и светское образование на всех ступенях, помощь неимущим.

Защита  конституционных  прав и свобод во Франции осуществляется не только общими (как в Великобритании) и административными  судами, но и специальными органами, о которых  говорилось выше, - Конституционным  советом и Государственным советом. В первом рассматриваются законы между их принятием парламентом  и промульгацией президентом. Граждане в случае нарушения их конституционных  прав также могут обращаться в  Конституционный совет, но только после  прохождения других инстанций. Государственный  совет рассматривает акты исполнительной власти, в том числе и на предмет  выявления нарушений конституционных  прав граждан, но только в том случае, если эти акты изданы в качестве самостоятельных, а не в развитие на основе закона.

Существует  также  особый орган - парламентский  посредник (омбудсман), но его полномочия ограниченны. Обращаться к нему с жалобами на нарушения конституционных прав можно только через членов парламента; он не может вести собственное расследование, а лишь обращает внимание органов государства на нарушения.

Защита  основополагающих прав и свобод возможна на международном  уровне, если исчерпаны  внутренние возможности или если лицо оспаривает решения национальных судов, ссылаясь на их противоречия международным актам. В частности, французские граждане могут обращаться в органы Совета Европы - в Европейскую комиссию по правам человека и в Европейский  суд по правам человека (в Страсбурге).

 

III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

Наиболее  активное влияние на политическую жизнь  оказывают  политические партии. Во Франции действует  несколько  десятков политических партий (на выборах  в парламент участвует  обычно более 40, включая партии Корсики  и заморских регионов). Они постоянно  изменяются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия. Наиболее крупными из них являются: на левом  фланге - Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического  интернационала; Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая  в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы; Объединенная социалистическая партия; Движение левых радикалов (около 30 тыс. членов);

Движение  реформаторов. Ближе к правому  центру находится  Объединение в  поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность  Франции на международной  арене, а во внутренней политике - "ассоциацию труда и капитала". На правом фланге находится Республиканская партия (около 160 тыс. членов), Республиканская  партия радикалов и радикал-социалистов, партия Центр социальных демократов (30 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний. На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на' партии все чаще заменяется делением на левых и правых.

Основы  статуса  партий в конституционном  праве  Франции впервые определены конституцией 1958 г. Она устанавливает: 1) принципы создания и деятельности партий (создаются  и действуют  свободно); 2) направление деятельности партий (содействуют выражению мнения народа путем голосования); 3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального  суверенитета и демократии - это  означает, что внутренняя структура  партии, ее деятельность должны соответствовать  демократическим принципам). Все  эти положения содержатся в одной  довольно краткой статье конституции.

Специального  закона о политических партиях во Франции  в отличие, например, от Германии нет; их создание и деятельность регулируются более общим законом об ассоциациях 1901 г. Партии, как и другие ассоциации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи декларации (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для получения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.

Законы, принятые в 90-х годах, регулируют финансирование политических партий со стороны граждан  и государства. Для частных лиц  установлен определенный предел финансовых пожертвований партиям. Государство  поддерживает политические партии по двум основаниям: поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие  не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента; осуществляет финансирование партий и политических группировок  в зависимости от численности  их фракций в парламенте. Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они  лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным  кампаниям и выборам.

Предпринимательские союзы во Франции имеют различные  формы:

национальная  и  отраслевые ассоциации, торгово-промышленные палаты, союзы работодателей и  др. В отличие от Великобритании членство торговых и промышленных предприятий  в торгово-промышленных палатах (общегосударственной  и местных) во Франции обязательно, поскольку в этой стране они осуществляют некоторые публичные функции.

Профсоюзы во Франции  организованы в основном по производственному  признаку. Действует  несколько профсоюзных  центров: Всеобщая конфедерация труда (600 тыс. членов). Форсвриер (Рабочая сила, 400 тыс. членов), Французская конфедерация христианских трудящихся (100 тыс. членов) и др. Профсоюзы играют значительную роль в производственных советах на предприятиях, но профсоюзное движение раздроблено, руководители профсоюзных объединений ориентируются и на левые, и на правые силы.

 

 

 

 

IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

 

Во Франции  нет  права досрочного отзыва депутата (в  том числе и в местных  советах), не используется народная законодательная  инициатива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.. Широко используются и опросы общественного  мнения, которые получили законодательное  регулирование: их запрещено, например, проводить в определенные периоды  избирательной кампании. Но они служат лишь выявлению мнения населения. Пpaвoвoе регулирование выборов. Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие ко дню выборов 18 лет.

Существует ценз оседлости: в избирательные  списки вносятся лица, проживающие в коммуне (низовой единице административно-территориального деления), как правило, не менее 6 месяцев. Регистрация для избирателей  считается обязательной, но невыполнение этой обязанности ненаказуемо, поскольку  участие в выборах не обязательно. Французские граждане, проживающие  за границей, могут голосовать в  дипломатических представительствах Франции или дать доверенность на голосование какому-либо избирателю в той коммуне, где они родились или жили.

Пассивное избирательное  право для выборов  в Национальное собрание (нижнюю палату парламента) устанавливается  с 23 лет, в сенат (верхнюю палату) - с 35 лет. Для президента минимальный  и  максимальный возраст не установлен. В доктрине иногда считается, что  он совпадает с условиями выборов  в нижнюю палату. Кандидат в парламент  и в местные органы самоуправления (советы) может быть выдвинут одним  избирателем (вследствие этого возможно и самовыдвижение), но фактически кандидаты  выдвигаются партиями, другими объединениями, только оформляется это как выдвижение избирателем. Запрещено выдвигать  одного и того же кандидата более  чем в одном избирательном  округе, а также одновременно в  обе палаты парламента. Установлена  несовместимость мандата парламентария  и должности члена правительства, но можно быть одновременно парламентарием и депутатом местного совета, членом правительства и депутатом в  местном органе самоуправления. Для  кандидатов существует избирательный  залог: 1 тыс. франков - для нижней палаты (залог возвращается, если кандидат получил не менее 5% голосов), 2 тыс. - для сенаторов, 10 тыс. - для кандидатов на должность президента. Кандидаты  должны представить декларации о  своем имущественном положении, избранные лица должны представить  такие декларации после истечения  срока полномочий.

Округа  по выборам  в нижнюю палату одномандатные, в  сенат - многомандатные, выборы президента осуществляются по единому общегосударственному (национальному) округу. Нижняя палата избирается в два тура по смешанной  мажоритарной системе: в первом туре для избрания необходимо получить абсолютное большинство, во втором - относительное  большинство, но баллотируются все  кандидаты, получившие в первом туре не менее 12,5% голосов избирателей. В  первом туре обычно избирается небольшое  число депутатов.

Сенат избирается путем  косвенных выборов - специальной  избирательной коллегией, состоящей  приблизительно из 108 тыс. человек. В  избирательную коллегию входят депутаты нижней палаты (около 600),члены региональных и генеральных  советов, т.е. члены  советов регионе  и департаментских  советов (имеется 26 советов регионов и около 100 ее ветов департаментов). В совокупности в избирательную коллегию вхо  дит около 3 тыс. таких советников. Наконец, в коллегию входят избранные представители муниципальных советов (их приблизительно 104 тыс. человек). Именно последние из-за своей численности определяют результаты выборов сенаторов. Выборы сенаторов, таким образом, как бы трехстепенные: муниципальные представители участвуют в выборах третий раз - сначала их выбрали, затем из своей  среды они выбирают представителей в избирательную коллегию и, наконец, эти представители будут участвовать  в избрании сенаторов, оказывая решающее влияние на исход выборов.

Голосование членов избирательной коллегии происходит в главном городе департамента (он же главный город региона); от департамента членами избирательной коллегии избирается 2-3 и более сенаторов (всего сенаторов более 300), по пропорциональной системе избираются 69 сенаторов, остальные - по мажоритарной системе абсолютного  большинства в два тура.

Президент избирается прямыми выборами (после  реформы  конституции в 1962 г.). Для  выдвижения кандидатуры требуется 500 подписей но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, территориальных собраний, мэров. Причем эти подписи под  заявлением о выдвижении кандидатуры  должны представлять по меньшей мере 30 департаментов и заморских территорий из приблизительно 100. Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного  большинства, во втором туре баллотируются  два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

Региональные  советы избираются по пропорциональной системе  по многомандатным округам, панашаж и преференциальный вотум не допускаются. Существует пятипроцентный заградительный барьер.

Генеральные советы в департаментах избираются по мажоритарной системе, по одномандатным  округам (округами служат исторические единицы - кантоны, не имеющие органов  самоуправления и администрации). Они  избираются на 6 лет с обновлением  наполовину каждые 3 года.

При избрании муниципальных  советов (городских, населенных пунктов, групп поселений, которые обобщенно  называются коммунами) используются разные системы. В крупных  коммунах (более 3,5 тыс. жителей) применяется  мажоритарная система, но по спискам  партий: каждая партия должна выдвинуть  столько кандидатур, сколько членов совета избирается (обычно это число  невелико), а избиратель голосует за тот или иной список партии. В мелких коммунах выборы проходят по смешанной мажоритарной системе - во втором туре достаточно OTHOCF тельного большинства.

Результаты  выборов  президента могут быть обжалованы в  Конституционный совет, остальных  выборов - в органы административной юстиции.

Референдум. Конституционное  право Франции  предусматривает  широкое использование  этого  института. Предусмотрен конституционный  референдум о поправках к конституции, если закон о поправках принят по инициативе депутатов парламента (если по инициативе президента, то возможен и референдум, и утверждение поправок конгрессом парламента, т.е. на совместном заседании палат парламента).

Референдум  может  проводиться президентом  по предложению  правительства или  по совместному  предложению обеих  палат парламента, но только по определенному  кругу  проблем, установленному новой  редакцией  ст. 11 конституции в 1995 г. Это организация  публичных  властей, реформы в  экономической  и социальной политике и публичных  службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных  договоров, которые могут отразиться на функционировании государственных  институтов страны. Местный референдум возможен в двух случаях:

1) уступка,  присоединение,  обмен территории  государства  не могут производиться  без  согласия ее населения  (на  основе этой статьи конституции   проводились референдумы в Алжире  в 1962 г., на Коморских Островах  в 1974 г., на острове Майотта  в 1976 г.); 2) местный референдум  проводится при объединении коммун. Хотя во Франции к местным референдумам относятся отрицательно, они проводятся довольно часто (по статистике, в среднем семь  местных референдумов в год).

 

V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Законодательная власть принадлежит парламенту. Президент  подписывает законы, но в отличие  от стран с влиянием англосаксонского npaва он не охватывается понятием парламента.

Информация о работе Основы конституционного строя Франции