Особенности античной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

Основная задача моей работы – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие цивилизация в доисторическую эпоху……………………………4
Возникновение античной цивилизации……………………………………..5
Основные особенности древнегреческой цивилизации и их культуры….13
Заключение…………………………………………………………………...19
Списк использованной литературы…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат тани .docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

Культура этого региона, в котором находилось большая  часть эллинских метрополий, была тесно связана с культурой  народов Анатолии, по сути будучи периферийной по отношению к цивилизациям Месопотамии и Египта. Однако в новых полисах на колонизуемых землях их влияние было существенно ослаблено. Туда выселялось наиболее активное население метрополий, не приспособившееся к условиям кланового подчинения жизни на родине. С одной стороны, это делало его более приспособленным к изменениям (мутациям) общественной культуры. Отсюда, видимо, происходит расцвет философии, науки, законотворчества и политических идей именно на Западе в Великой Греции. С другой стороны, это способствовало активному приспособлению эллинов к новым условиям жизни, развитию ремесла, торговли, мореплавания. Вновь основанные греческие города были морскими портами и это выдвигало мореплавание и торговлю на роль институтов, поддерживавших популяционное поле. Это отличало полисную цивилизацию от традиционных "сухопутных" цивилизаций, где инструментами поддержания популяционного поля служили политические институты и идеология.

Наличие колоний стимулировало  развитие метрополий и убыстряло  процесс развития греческих полисов  в целом. Разнообразие условий населенных греками областей вело к развитию торговли, специализации и денежных отношений. В результате появляется возможность, накопив деньги, обеспечить себе существование без клановой поддержки рода. В среде греческого демоса появляются богатые люди, которые  тяготятся обязанностью содержать  родовую аристократию. Они сами могут  выступать в роли эксплуататоров немалого числа людей, но этими людьми являются не свободные, а рабы. Богатство  и знатность утрачивают свою изначальную  связь. Одни из зажиточных демотов живут  в родных полисах, общинная взаимопомощь которых сознается ими как  важная жизненная ценность. Другие, в основном ремесленники и торговцы, бегут от своих аристократов в  другие полисы, становясь там метеками. Количественный рост массы этих людей  создавал предпосылку для социального  переворота, низвергнувшего власть родовой  аристократии. Но победить ее удалось  только тогда, когда демос оказался способен перенять у аристократии ведущую  роль в военном деле, когда на смену аристократической коннице пришла фаланга тяжеловооруженных пехотинцев-гоплитов.

Расцвет полисного строя.

К концу VI в. до н.э. античная соционормативная культура окончательно созрела и греческие полисы из общинных объединений родов и  кланов превращаются в автономные государства. В это же время сама античная цивилизация приблизилась к естественным рубежам своего распространения. Вероятно, поэтому настал момент осознания ею своей сущности и ее отрыва от исходного материнского цивилизационного комплекса Ближнего Востока.

Политически объединенный персами  ближневосточный мир рассматривал восточносредиземноморскую периферию  как свое естественное продолжение. Скифский поход Дария был проявлением  расширительной экспансии Ближневосточной  цивилизации, в равной мере выразившейся и в среднеазиатском походе Кира, и в нубийском и ливийском  походах армий Камбиза. Наиболее активную роль в колонизационном  движении играли греки Малой Азии, полисы которых оказались под властью персов. Но их отношения с персами строились на иной основе, нежели отношения последних с финикийцами, естественными конкурентами греков в торговле, мореплавании и колонизации новых земель. Осознавший к концу VI в. до н.э. свою особость греческий мир воспринимал персов как варваров и не желал мириться с их господством. Греко-персидские войны стали первым рубежом в развитии античной цивилизации, на котором эллины отстояли свое право на ее самостоятельность и уникальность.

Однако по большому счету  противостояние греков и персов продолжалось до конца IV в. до н.э., когда оно вылилось в восточный поход Александра Македонского. Уже в V в. до н.э. это противостояние было осознано как противостояние Европы и Азии, в котором персы лишь олицетворяли азиатскую Ближневосточную цивилизацию, стремящуюся поглотить европейскую цивилизацию полисного мира эллинов. Формирование политических инструментов поддержания популяционного поля началось у греков под непосредственным влиянием персидской экспансии и выразилось в создании Делосского морского союза. Защита общих интересов популяции (цивилизации) была объективной задачей входивших в ее состав социальных организмов. Поэтому политические объединения греческих полисов были естественным способом их приспособления к условиям внешней среды. На Западе давление италийского варварского мира и особенно Карфагена привели к образованию Сиракузской державы, в Причерноморье общение со скифским миром – Боспорского царства, в Эгеиде конкуренция с финикийцами и борьба с персами – Афинского морского союза. Фактически в рамках единой полисной цивилизации наблюдается обособление нескольких популяций полисов со своими частными интересами и некоторой спецификой развития – Великая Греция, Киренаика, Балканское побережье и острова Эгеиды, Северное Причерноморье.

Но это обособление  не было расхождением культур различных  частей античной цивилизации. Оно лишь способствовало еще большему углублению специализации регионов и, как следствие, более активному развитию мореплавания, торговли и денежного обращения. Товарно-денежные отношения не только остаются инструментом поддержания  цивилизационной соционорматики, но и все более наращивают свое значение в этом качестве. Это ведет к  повышению плотности популяционного поля, означающему на практике активизацию  межполисных отношений (экономических, политических, военных, культурных). Следует  подчеркнуть, что в отличие от других (традиционных) цивилизаций, у  которых плотность популяционного поля уменьшается от центра к периферии, у полисной цивилизации греков она  была почти равномерной как в  центре, так и на периферии. Это  было связано с тем, что ее создал один этнос и этническая соционорматика нигде не вступала в противоречие с цивилизационной.

Специфика социального поля эллинской цивилизации была иной. Оно было соткано из формально  однородных ячеек, которые фактически имели разное внутреннее наполнение. Греческие полисы условно разделяются современными исследователями на развивавшиеся по консервативной (Спарта) и по прогрессивной (Афины) модели. Это различие собственно и обеспечивало тот необходимый элемент борьбы противоположностей, который позволял развиваться единству однородного социального поля. Конфликты между полисами разной модели, олицетворявшими (в какой-то степени, абсолютизировавшими) две противоположные стороны – общинность и классовость – полисной государственности, уходят корнями в самое начало их складывания и замирают лишь в результате подчинения полисного мира Македонией. Можно сказать, что эти конфликты были имманентно присущи полисной системе, имея основой автономию полисов. Но при более строгом взгляде очевидно, что целенаправленный характер эта конфликтность приобретает с конца VI в. до н.э., когда завершается складывание полисной государственности и исходное социально-экономическое различие полисов приобретает очерченные политические формы.

Основные особенности  древнегреческой и древнеримской  цивилизаций и их культуры 

 

Конечно, греческая и римская  культуры очень похожи. “И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли  друг друга, и фундамент современной  Европы – их общее дело”. Но в  тоже время между этими двумя  цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь, это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Греция четко делится  на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским  заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т.е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько  периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.) , гомеровский (XI – IX вв. до н.э.) , архаический (VIII – VI вв. до н.э.) , классический (V – IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV – I вв. до н.э.) В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня, выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н.э. траверин, т.е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н.э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

Итак, в районе Эгейского  моря существовали и взаимодействовали  три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с  центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н.э.); кикладская, расцветшая на островах; и  элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства  коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к  жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: “Сладко  ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою  ради отчизны своей” — эти слова  спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое  гражданство поднималось с точки  зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже  в измененной форме: важнейший принцип  — кто лучше послужит полису. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое  явление, как народный суверенитет  – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция  к нивелировке – усреднению доходов  между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а  человеком.

Важнейшим центром Средиземноморской  империи был город Рим, население  которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы  возникли в I—III вв. н.э. другие большие  города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии, Эфес —  центр управления провинцией Азия. Крупнейшим городом Греции эпохи  Империи стал Коринф, восстановленный  Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли  порт Терракона и Толето (современный  Толедо) , в Галлии — Лугудун (современный Лион) , в Паннонии — Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии — Филиппополь (современный Пловдив) и Сердика (современная София) .

Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных  и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для  общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления  — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили  скачки на запряженных четверками лошадей  колесницах — “квадригах”. До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра “Коллосея” (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т.д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи I—III вв. н.э. были каменные мостовые, водопроводы (“акведуки”), канализация.

В самом Риме во II—V вв. н.э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою  длинные ряды арок, поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в  тот или иной город. В городе трубы  уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных  частях Малой Азии, Африки. Центральные  площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и  базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд  новых. Наиболее великолепен был  форум Траяна. Не менее великолепны  были “алтарь мира”, воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой  купольный храм “всем богам” —  “Пантеон”, построенный Агриппой и  перестроенный затем императором  Адрианом.

В Риме, а также во многих больших городах провинций строились  роскошные здания “терм” (общественных бань), в которых были бассейны с  теплой и холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные  в Риме Каракаллой.

Большими размерами и  богатством отличались многие архитектурные  сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в  Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в  Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: “Все дороги ведут в Рим!”.

Информация о работе Особенности античной цивилизации