Особенности восточной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:13, доклад

Краткое описание

Различие Запада и Востока. Влияние англичан на Индию. Однако изменений не наблюдается. Обратное влияние тоже присутствовало. Произошло взаимообогащение. В том числе и в философии. Английский жкзистенциализм возник под влиянием индийской философии.
Оттон Оттонович Розенберг. Щербатской. Шуцкий. Бонгард-Левин. Топоров. Кобзев. Васильев. (Индия).Лысенко.
Андросов. Петербургская школа востоковедения.
Традиционное общество это не тоже что родовая и не тоже

Вложенные файлы: 1 файл

История философии Востока.docx

— 32.81 Кб (Скачать файл)

    Тема. Особенности восточной философии.

    Различие  Запада и Востока. Влияние англичан на Индию. Однако изменений не наблюдается. Обратное влияние тоже присутствовало. Произошло взаимообогащение. В том  числе и в философии. Английский жкзистенциализм возник под влиянием индийской философии.

    Оттон Оттонович Розенберг. Щербатской. Шуцкий. Бонгард-Левин. Топоров. Кобзев. Васильев. (Индия).Лысенко.

    Андросов. Петербургская школа востоковедения.

    Традиционное  общество это не тоже что родовая  и не тоже 
, что европейская наука.

    Ориентация  на прошлое. Язык схож с нашим. Особенность индийской философии определятся природными условиями. Характерная черта – интроверсия.

    Эзотерия – тоже главная черта. Экзотерическое – наоборот.

    Что же называется философией Древней индии.  Дарщан….что бы это нибыло. От глагола дарщ – видеть. Учение поучение. Синоним философской школы. Все там есть. Чистую философию мы вычленияем из дарщаны. В чистом виде ее там не было. В таком виде она была только в ДГ.

    Каковы  источники наших знаний? 20 век  – век популяризации. Переводы, адаптации, интерпретации. Сложилась переводческая  культура. Индийская традиция делит  тексты на две части: 1 – шрути, 2- смрите. Первое от глагола слышать – услышанное знание, сакральное, вечное. Принято считать, что их произнесли 7 мудрецов. Их перевели 70 переводчиков. Септуагинта. На греческий. Там все очень сакрально. Автора нет. Истоков нет. Они вечны.

    Время прихода ариев. 20 век до нашей эры. Развитая религиозная культура.

  1. Брахманы. – варна – слой. Жрецы (Джати)
  2. Кшатрия – воин
  3. Вашья – купец
  4. Шудра – слуга.

    Варнашраматхарма – учения о стадиях жизненного пути брахмана.

    Сборники  текстов Самхиты. Таких сборников 4: Ригведа, Самаведы, Ярмаведа, Атхарваведа. Политэизм. Сборник гимнов посвященных главным богам.

    Потом он становится хозяином дома. Затем  брАхманы – тексты которые делятся на 4 части. Тексты методологического характера. Указания по совершению обрядов. Потом он становится отшельником. Тут его спутниками становятся лесные песни.  Упанишады.

    Смрити – запомненное.

    Основные  идеи текстов ведической традиции, основные понятия.

    Насадия – сукта.

    Сомо. племья Вратья.

    Основные  понятия встречающееся в упанишадах, и могущие иметь философский конспект (протофилософия упанишад). Исследования говорят, что терминов психологического характера, описывающих внутренний мир больше. Единое, сущее, несущее.

      Sat – сущее, действительно происходящее, то, что можно понять, упорядоченное, космос.

      asat – несущее, хаос

      При этом Bhava и Abhava. Su+asti+ka= благое существование.

    Tapas – жар, энергия, то, ради чего что-то горит.

    Kama – желание,

    Namarupa – имя-форма, способ индивидуализации (единичное), которое должно иметь форму и имя, способ фиксации многообразия, способ проявления единого

    Brahman – священное по звучанию слово,

    Atman – происходит от возвратной частицы, принято переводить как самость, связан с человеческим телом, работает, то, что делает меня истинным бытием, то, что меня одухотворяет

    Rta(rita) – порядок, последовательность, ритм, закон, которому упорядочивается сущее в космос.

    Ингра, Агни, Сома.

    Aum – священный звук. Это мнемоника, искусство запоминания.

Упанишады: четыре группы

    Упанишады – процесс 8-6 века до нашей эры  и закончился в середине 1 тыс нашей эры.

    Самые древние и главные упанишады: Чшандогья (жрец исполняющий ритуальную песню), Брихадараньяка.

    Чхандогья:

    Текст на первый взгляд бессвязный. Но вдруг  не такой? Определяется мнемонической  культурой, то есть его запоминали наизусть. Первые две главы говорят о  значении слога ом. Признесение этого слова как бы открывает дверь туда, где скрыт смысл всеобщего.

    В третьей главе рассказывается, для  чего это песнопение совершается. Обосновывается жертвоприношение.

    В четвертой главе ведется речь о брахмане, описание его.

    В пятой главе речь идет о двух путях  для каждого человека и существа – путь богов и путь предков. Путь предков связан с пятью огнями, речь идет о круговороте земной жизни, а в конце жизни попадает на жертвенный огонь.  Зачатки учения о карме. Путь некоего бесконечного прибывания. Те же, кто это знают, и которые чтят веру…пуруша – человек, но там он не просто человек, а тот, кто ведет их к брахману, а это путь к богам. Prana – дыхание.

    Седьмая глава – знание вед – знание слов, но не знание атмана. Знание атмана – особого рода, знание, кторое может дать все, и даже освободить от смерти. Атман и есть основа всего.

    Восьмая глава говорит о атмане более подробно. Атман – граница, для разъединения этих миров. Знание атмана дается в четвертом состоянии (турье). Первое состояние – как отражение в воде, когда мы видим себя,, в ответ на вопрос, кто я? (Сон – некая плата за бодраствование). А вот индусы говорят, что сон – это тоже состояние всего. Третье состояние – состояние сна без сновидений. А вот четвертое состояние – глбочайшее, это состояние, когда я есть на самом деле.

    Бриходараньяка:

    Речь  идется о пране – дыхании. Все сущее из атмана, поэтому имеет имя и форму, или проявление атмы. У брахмана два аспекта – воплощенный и невоплощенный. Невоплощенный – высшая реальность, iti na? Naiti (neti), воплощенный – все, что вокруг нас, оно доступно.

    Атман – сущий внутри меня. Постижение его возможно, но очень дорогое. Требует  отречения от всего.

    Речь  идет о познании сущности. Видимо индумы подозревали, что есть два ответа на вопрос об истинно сущем.  Брахман – идея, с помощью которой мы говорим о мире.

    Tat tvam asi (он есть ты). Brahman=_Atman.

    Знакомство  с опытом имперической реальности, в которой живет буддист.

    Если  философия выражается в текстах, то где преграда в понимании этих текстов представителем другой культуры? – Культурная разница. То есть в нашей культуре опыт медитации не включается в понятие имперического опыта.

    Нирвана, Сансара, карма.

    Этап  классического индийского буддизма. Учение, якобы не для всех, а только для монахов.

    Дхармология – учение о дхармах. Архат (?).

    Понятие анандэ – величайшее удовольствие, некое четвертое состояние человека. это состояние никак не связано с обыденным состоянием.

    Nir-vana – не-веяние. Ил, если более точно – не возникновение дхарм. Кроме различения дхарм нет другого пути достижения нирваны. Обязательно разбираться в дхармах.

    Дхарма  – единичка мира. Что-то вроде атомов (но это не совсем верно). Очень плодотворна  метафора кинематографа. То есть такая  картина мироздания, которая состоит  из отдельных кадров, каждый из которых  представляет собой полноценную  картину мира.  Для буддистов момент длиться примерно 1/75 секунды. Таких как бы кадров для буддистов 75. 1/75 – мельчайший элемент анализа, который достигается в процессе медитации, или буддистской империи. Буддист вставший на путь достижения нирваны должен уметь анализировать свой медитативный опыт. То есть дхарма – единица самопсихоанализа буддиста.

    Все дхармы разные и делятся на две  неравные части:

Чистые, простые Загрязненные, составные
Akaca 1
Nirodha1 – прекращение, успокоение. Некий синоним нирваны, но это успокоение достигнутое. Аффект –  любая наша отдача, реакция. Вся эта  часть загрязнена аффектами. А они  ведут к страданию(duhkha). То есть что-то плохое.
Nirodha2 2…и так до 72

    +arymaiga – четвертая истина о благородном пути к нирване.

    Классификация skandha (агригат)– 5 классов. Дается как бы вместо атмана.

    Классификация – ayatana(дверь, вход) 6 классов. Вместо объекта. У буддистов вариантов ощущения 6.

    Классификация dhatu – 18 классов. Вместо субъекта.

    Если  возможно возникновение всех вещей, то должен быть и объект это все  уничтожающий. Это вселенная психофизическая. Культура медитативного опыта возникает  в рамках представления о мире, как о живом существе. И этот космос лишен сущности. Следствие не содержится в причине. Какая связь между двумя состояниями?

    Сознательность  – cetana.

    Действия  бывают двух видов – оба сопровождаются ментальным элементом побуждения. Всякая деятельность должны иметь сознание. Поэтому все действия подлежат нравственной оценке. Действия бывают благие и неблагие. Базовые аффекты: невежество, гнев, алчность.

    Кроме действия – есть плод действия.

    Matrka. выражения, которые могут быть записаны, состоят из двух частей.

    Списков таких матрик по разным классификациям очень много. Есть некоторое сходство с формулой, но на формализацию это все не тянет. Не тянет потому, что если  5 scantia, то ничего более того.

    Есть  матричный перечень. Есть минимальный  набор, но с течением времени этот список расширялся и дополнялся. Список выполняет функцию помощи в медитативном опыте.

    ВАЙКХАШИКИ  – КОМЕНТАТОРЫ

    Сутратики

    Ботхисатва – почти будда.

    Нагарджуна – наверно реален

    Новые сутры – праджяпаранита.

    Школа матхиамиков.

    Учение  о двух уровнях истины. 1 – относительная  истина2 – высшая.

    С помощью буддийской логике нагарджуна подверг скепсису все понятия буддийской философии. Его сравнивают с Зеноном.  Его также сравнивают с Перроном. Прием его называется чакушкоти (четыре угла).

    Сутра сердца и алмазная сутра.

    Чань-буддизм. Все через труд, как и поиск истины.

    Йогачара – Асангта. Школа – лидер. Но был и ботхисатва. Объективная реальность – лишняя сущность. Vijnana или Citta – сознание, рассудок. Учение о сознании. Осознание того, что нам дают пять органов чувств. Синтез – предыдущих пяти, который дает.

    Алаявиджняя.

    Для йогочаров сансара нереальна.

    Проблема  эгоцентрично

    Учение  Санкхья-йога.

    Катила.

    Основные  принципы этой философии:

  1. Саткарьявада – причина и следствие связаны между собой субстратно – свернутое и развернутое состояние одного и того же. Синие мы никогда не сделаем желтым, а на небе никогда не вырастим цветы, а значит слествие должно содержаться в причине. Это ведет к утверждению о едином, которое родило множество вещей – пракрити (СУБСТАНЦИЯ – ОСНОВА, МАТЕРИАЛ ИЗ КОТОРОГО ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ).
  2. Отсутствие бога творца. Она единственная это утверждает.

    3 гуны – положения этого учения. (переводится как веревка) но стоит переводить как качество, о сочетании этих трех гунн – процесс образования множество всего.

    Тамас – темное, тьма – ассоциируется с пассивностью и инертностью, глупостью и невежеством. черный

    Раджас – страсть, боль, устремленность. красный

    Саттва – истинное или сущность, ясность покой, равновесие, белый.

    Метафора  каната, который сплетен из трех нитий . в любой вещи есть все три гунны, но вот весь вопрос в их количественном соотношении.

    24 сущности составляют сложную  иерархию.

    Пракрити – будхи(интеллект вообще) – ахамбата(яйность) – 5 танматр(тончайшие сущности)звуки запахи тактусы формы вкусы –11 проявлений человека: 5 чувств, 5 органов действия (ГОЛОС , РУКИ,НОГИ, ВЫДЕЛЕНИЕ,РАЗМНОЖЕНИЕ), манас(ум),5 элементов(akaca)

Информация о работе Особенности восточной философии