Особенности древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:17, доклад

Краткое описание

Важнейшими признаками государственности традиционно признаются: наличие определенной территории, границы которой установлены и, насколько возможно, охраняются; отделение власти от народа и формирование государственного аппарата, включающего в себя, как правило, аппарат управления и карательный аппарат; систематизированное налогообложение; наличие идеологии, используемой для обоснования и подтверждения полномочий правящей верхушки. Такая идеология в Средние века имела в странах Европы исключительно религиозный характер. Важнейшим признаком государственности является также применение норм писаного права, не являющегося ни в коем случае простой записью норм обычного права. Как правило, наличие всех названных и иных признаков, менее определяющих, но порой придающих государственному образованию присущую только ему специфику, позволяет говорить о завершении процесса образования государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности древнерусского государства.docx

— 30.35 Кб (Скачать файл)

Особенности древнерусского государства

  Важнейшими  признаками государственности традиционно  признаются: наличие определенной территории, границы которой установлены  и, насколько возможно, охраняются; отделение власти от народа и формирование государственного аппарата, включающего  в себя, как правило, аппарат управления и карательный аппарат; систематизированное  налогообложение; наличие идеологии, используемой для обоснования и  подтверждения полномочий правящей верхушки. Такая идеология в Средние  века имела в странах Европы исключительно  религиозный характер. Важнейшим  признаком государственности является также применение норм писаного права, не являющегося ни в коем случае простой записью норм обычного права. Как правило, наличие всех названных  и иных признаков, менее определяющих, но порой придающих государственному образованию присущую только ему  специфику, позволяет говорить о  завершении процесса образования государства.

  В Древней  Руси складывание этих признаков  шло в Х – XI вв. весьма динамично.

  Летопись  рассказывает об успешном морском походе русских, предводительствуемых князем Олегом (879–912 гг.), на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение письменного договора между Византией и Русью, весьма выгодного для последней. В 941 г., в княжение Игоря (912–945 гг.), поход на Византию был повторен, но оказался менее удачным. В 944 г. был совершен еще один поход. Договор с Византией был возобновлен, по нему Русь признавалась по-прежнему суверенным государством, но он был менее выгоден, чем договор, заключенный в правление Олега. В текстах договоров упоминается «Закон Русский» – правовые нормы, которыми руководствовались представители русской стороны.

  Восточные славяне в первой половине Х в. совершали походы в Закавказье, используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. В княжение Святослава Игоревича (с 945 г. в связи с его малолетством княжила его мать княгиня Ольга, умершая в 964 г., однако уже в 957 г. Святослав стал ее соправителем и до своей гибели в 972 г. проводил дни в военных походах) русские дружины нанесли сокрушительный удар Хазарскому каганату. Вятичи были освобождены от уплаты дани хазарам. Владения Киева распространились до низовьев Дона, до Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма, где возникло Тмутараканское княжество. В состав Руси вошли земли ясов, касогов, обезов – предков современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев и других народов Северного Кавказа. На Дону русские использовали как форпост хазарскую крепость Саркел (русская Белая Вежа).

  В 968 г. русские дружины во главе со Святославом совершили поход на Дунай. Целью похода было создание обширного славянского, русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. В короткий срок Восточная Болгария была покорена, а сам Святослав обосновался в Переяславце, в Добрудже. Тогда военные действия против Руси начала Византия. Святослав привлек на свою сторону болгарского царя Бориса, и Болгария выступила союзницей Руси против Византии. В 970 г. они начали наступление, перешли Балканы, спустились в долину и по Македонии двинулись к Константинополю. Только весной 971 г. император Иоанн Цимисхий смог оказать отпор дружинникам Святослава в перейти в наступление. Русские и болгары героически отстаивали Переяславец и Доростол, но огромное численное превосходство византийцев вынудило Святослава вступить в переговоры с императором. Дружины Святослава, не имея возможности удержать балканские завоевания, вернулись в Причерноморье, двинулись к Киеву, но у днепровских порогов на них напали печенеги – кочевые племена степняков. Святослав был убит. По мнению многих историков, печенеги получили от Византии все необходимые сведения о времени продвижения войск Святослава и их численности.

  Конец X столетия ознаменовался завершением  объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение падает на время княжения Владимира Святославича (980–1015). В 981 г. была присоединена область Червенских городов и Перемышль, т. е. восточнославянские земли до реки Сан. В 992 г. в состав государства вошли земли хорватов, лежащие по обоим склонам Карпатских гор. В 983 г. русские дружины ходили на ятвягов, и русское население, заселившее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси (современные западные области Белоруссии). В 981 г. в состав древнерусского государства вошла земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы независимости правящей местной верхушки. В 984 г. власть Киева распространилась и на радимичей.

  Так было закончено объединение всего  восточного славянства в единое государство. Столицей неизменно являлся Киев – «мати градом русским».

  При Владимире  усиленно укреплялись южные окраины  Руси, которым угрожали печенеги. По Десне, Трубежу, Суле, Стугне и Остру были возведены города, заселенные воинами – славянами (словенами, кривичами, вятичами), финно-уграми (чудью). Города, засеки, валы и ограды с воротами, протянувшиеся полосой к югу от Киева, служили надежной оборонительной линией от враждебной Руси кочевой степи.

  Одним из важнейших событий, связанных  с Киевской Русью, с образованием и развитием древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену  племени, этнической категории первобытно-общинного строя, вместе с утверждением и развитием государственных отношений на Руси приходит иная общность людей – народность.

  С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные  объединения восточных славян: не стало ни полян, ни кривичей, ни северян, ни древлян.

  В основе народности лежит общность языка. Вместе с созданием единой древнерусской  государственности, с развитием  торговли, с расширением связей между  населением разных земель в местные  диалекты проникают элементы диалектов  соседей. Если в VII–VIII вв. славянские племена, для которых было характерно языковое единство, расселялись по обширным просторам Восточной Европы, дробились и расходились, что усиливало местные языковые особенности, то политическое единство восточных славян обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности.

  Не  позднее конца IX – начала Х в. на Руси распространились славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь. Первым известным памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г. Использование письменности само по себе является немаловажным признаком развития государственности.

  Синтез  славянской дохристианской культуры с  тем культурным пластом, который  поступил на Русь в конце Х в. с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них – к античной и ближневосточной культурам, создал феномен русской средневековой культуры. На Русь из Болгарии и Византии прибыли священники, иконописцы, строители, возводившие храмы и монастырские постройки. Получило распространение византийское церковное право. Оригинальность и высокий уровень древнерусской культуры были во многом обусловлены бытованием в качестве литературного славянского языка, понятного всему населению. (В отличие от Западной Европы, где языком церковной службы была латынь – к концу I тысячелетия н. э. давно уже мертвый язык.)

  Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией  автономии славянских союзов и племенных  княжений складывалась структура единого  государства с единой династией  во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя  и дружины его родственников). В сфере политико-территориальной  в этих условиях для центральной  власти оказались непригодными старые центры племенных княжений и были созданы новые, в которых и  располагались князья – родственники киевского правителя (Владимир-Волынский; Смоленск, отстроенный на новом месте; Ростов; новая крепость-детинец в  Полоцке; Туров и т. д.). В сфере же идеологической оказались непригодными старые политеистические языческие культы, носившие местные черты и могущие служить сепаратистским тенденциям.

  Владимир (бывший в момент смерти Святослава князем Новгородским), овладев в 980 г. Киевским престолом и устранив старшего брата Ярополка (972–980), сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому как покровителю княжеской власти и военной удачи поклонялись княжеские дружинники. Однако желаемого результата киевский князь, по-видимому, не добился, и через некоторое время он ставит вопрос о решительном разрыве со старой языческой традицией и о принятии монотеистической религии.

  Существовало  несколько возможных вариантов  выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства, западноевропейский, римский вариант христианства (позднее  выросшие в православие и католицизм); мусульманство, господствовавшее в  территориально близкой к Руси Волжской Болгарии; наконец, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был сделан в пользу уже распространявшегося в торговых городах по пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), и прежде всего в Киеве, христианства по византийскому образцу. В Киеве уже к середине Х в. существовала многочисленная христианская община, гордящаяся принадлежностью к христианам княгини Ольги (945–964).

  Летопись  сообщает о событиях, предшествовавших крещению Руси, следующим образом. В 988 г. византийские императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Мятежники были разгромлены, но императоры не спешили выполнять договор. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии – Херсонес (Корсунь, ныне Севастополь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес. Вместе с ней прибыли из Византии на Русь священнослужители. Владимир принял крещение и женился на принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все эти события произошли в 988–990 гг. (точная их хронология – предмет споров). Затем новая религия стала распространяться более или менее мирно по городам Руси. Были случаи кровавых столкновений (как, например, в Новгороде). На севере и северо-востоке страны сельское население всячески сопротивлялось обращению: вспыхивали восстания под руководством языческих жрецов и волхвов (ХI–XII вв.).

  Между тем в Киеве была учреждена  русская митрополия, подчинявшаяся  константинопольской патриархии. К  концу Х – XI вв. относится возникновение нескольких епископств, создававшихся в важнейших центрах: Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появилось православное духовенство (главным образом греческое и болгарское на первых порах), богослужебные и иные книги на славянском языке, поступившие в основном из Болгарии. Таким образом, акт принятия христианства приобщал Русь к ценностям мировой культуры – древнегреческой, раннехристианской, византийской, славянской христианской, а также ставил страну в один ряд с наиболее развитыми государствами той поры.

  Политический  строй древнерусского государства  был монархическим. Во главе государства  стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Киевский князь управлял при помощи Совета из других князей и дружинников, который в Киевской Руси стал называться Боярской думой. Дружина делилась на три разряда. В «старшую» дружину входили богатые и влиятельные бояре, имеющие земли, дворы, челядь, своих дружинников, «младшие» дружинники («детские», «отроки», «гриди») жили при дворе князя, обслуживали его дом, двор, хозяйство, в мирное время выступая в роли управителей и слуг, а в военное – воинов. Третью группу составляли «вои», набираемые из сельского и городского люда в случае военных действий. В Х в. княжеская, дружинная, военная организация все более подчиняла себе прежнюю «тысячную» организацию восточных славян. По этой последней восточнославянские воины объединялись в десятки, сотни и тысячи во главе с десятскими, сотскими и тысяцкими. Такое деление народного ополчения характерно для племенной стадии общественного развития. На Руси народное ополчение созывалось и на стадии государственного развития, поэтому должности тысяцкого и сотских надолго сохранились в крупнейших русских городах.

  Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися  мечниками, вирниками, емцами, подъездными, биричами, метельниками. Из состава дружины выделились и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны. С XII в. они включаются и в систему государственного управления.

  Киевские  князья и их дружинники собирали дань в основном в зимний период. Ежегодно в ноябре князь с дружиной отправлялся  из Киева в «полюдье», т. е. в объезд славянских земель. «Кормясь» там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью. Красочное описание «полюдья», закончившееся убийством князя, желавшего получить как можно больше, не считаясь с возможностями населения, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле древлян.

  В 946–947 гг. вдова Игоря, княгиня Ольга, по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «установила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», иными словами, определила нормы налогов и повинностей, наметив во время своей поездки «становища» и «погосты» – административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена и упорядочена. Единицей обложения данью служили «дым» (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (крестьянское земледельческое хозяйство).

  Завершение  складывания государственной структуры  сделало необходимой кодификацию  древнерусского права. Свод законов  Киевской Руси, составление которого началось в первой трети XI в., именовался Русская Правда.

Информация о работе Особенности древнерусского государства