Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:17, доклад
Важнейшими признаками государственности традиционно признаются: наличие определенной территории, границы которой установлены и, насколько возможно, охраняются; отделение власти от народа и формирование государственного аппарата, включающего в себя, как правило, аппарат управления и карательный аппарат; систематизированное налогообложение; наличие идеологии, используемой для обоснования и подтверждения полномочий правящей верхушки. Такая идеология в Средние века имела в странах Европы исключительно религиозный характер. Важнейшим признаком государственности является также применение норм писаного права, не являющегося ни в коем случае простой записью норм обычного права. Как правило, наличие всех названных и иных признаков, менее определяющих, но порой придающих государственному образованию присущую только ему специфику, позволяет говорить о завершении процесса образования государства.
Особенности древнерусского государства
Важнейшими
признаками государственности традиционно
признаются: наличие определенной территории,
границы которой установлены
и, насколько возможно, охраняются;
отделение власти от народа и формирование
государственного аппарата, включающего
в себя, как правило, аппарат управления
и карательный аппарат; систематизированное
налогообложение; наличие идеологии,
используемой для обоснования и
подтверждения полномочий правящей
верхушки. Такая идеология в Средние
века имела в странах Европы исключительно
религиозный характер. Важнейшим
признаком государственности
В Древней Руси складывание этих признаков шло в Х – XI вв. весьма динамично.
Летопись рассказывает об успешном морском походе русских, предводительствуемых князем Олегом (879–912 гг.), на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение письменного договора между Византией и Русью, весьма выгодного для последней. В 941 г., в княжение Игоря (912–945 гг.), поход на Византию был повторен, но оказался менее удачным. В 944 г. был совершен еще один поход. Договор с Византией был возобновлен, по нему Русь признавалась по-прежнему суверенным государством, но он был менее выгоден, чем договор, заключенный в правление Олега. В текстах договоров упоминается «Закон Русский» – правовые нормы, которыми руководствовались представители русской стороны.
Восточные славяне в первой половине Х в. совершали походы в Закавказье, используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. В княжение Святослава Игоревича (с 945 г. в связи с его малолетством княжила его мать княгиня Ольга, умершая в 964 г., однако уже в 957 г. Святослав стал ее соправителем и до своей гибели в 972 г. проводил дни в военных походах) русские дружины нанесли сокрушительный удар Хазарскому каганату. Вятичи были освобождены от уплаты дани хазарам. Владения Киева распространились до низовьев Дона, до Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма, где возникло Тмутараканское княжество. В состав Руси вошли земли ясов, касогов, обезов – предков современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев и других народов Северного Кавказа. На Дону русские использовали как форпост хазарскую крепость Саркел (русская Белая Вежа).
В 968 г. русские дружины во главе со Святославом совершили поход на Дунай. Целью похода было создание обширного славянского, русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. В короткий срок Восточная Болгария была покорена, а сам Святослав обосновался в Переяславце, в Добрудже. Тогда военные действия против Руси начала Византия. Святослав привлек на свою сторону болгарского царя Бориса, и Болгария выступила союзницей Руси против Византии. В 970 г. они начали наступление, перешли Балканы, спустились в долину и по Македонии двинулись к Константинополю. Только весной 971 г. император Иоанн Цимисхий смог оказать отпор дружинникам Святослава в перейти в наступление. Русские и болгары героически отстаивали Переяславец и Доростол, но огромное численное превосходство византийцев вынудило Святослава вступить в переговоры с императором. Дружины Святослава, не имея возможности удержать балканские завоевания, вернулись в Причерноморье, двинулись к Киеву, но у днепровских порогов на них напали печенеги – кочевые племена степняков. Святослав был убит. По мнению многих историков, печенеги получили от Византии все необходимые сведения о времени продвижения войск Святослава и их численности.
Конец X столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение падает на время княжения Владимира Святославича (980–1015). В 981 г. была присоединена область Червенских городов и Перемышль, т. е. восточнославянские земли до реки Сан. В 992 г. в состав государства вошли земли хорватов, лежащие по обоим склонам Карпатских гор. В 983 г. русские дружины ходили на ятвягов, и русское население, заселившее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси (современные западные области Белоруссии). В 981 г. в состав древнерусского государства вошла земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы независимости правящей местной верхушки. В 984 г. власть Киева распространилась и на радимичей.
Так было закончено объединение всего восточного славянства в единое государство. Столицей неизменно являлся Киев – «мати градом русским».
При Владимире усиленно укреплялись южные окраины Руси, которым угрожали печенеги. По Десне, Трубежу, Суле, Стугне и Остру были возведены города, заселенные воинами – славянами (словенами, кривичами, вятичами), финно-уграми (чудью). Города, засеки, валы и ограды с воротами, протянувшиеся полосой к югу от Киева, служили надежной оборонительной линией от враждебной Руси кочевой степи.
Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени, этнической категории первобытно-общинного строя, вместе с утверждением и развитием государственных отношений на Руси приходит иная общность людей – народность.
С течением
времени в древнерусскую
В основе народности лежит общность языка. Вместе с созданием единой древнерусской государственности, с развитием торговли, с расширением связей между населением разных земель в местные диалекты проникают элементы диалектов соседей. Если в VII–VIII вв. славянские племена, для которых было характерно языковое единство, расселялись по обширным просторам Восточной Европы, дробились и расходились, что усиливало местные языковые особенности, то политическое единство восточных славян обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности.
Не позднее конца IX – начала Х в. на Руси распространились славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь. Первым известным памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г. Использование письменности само по себе является немаловажным признаком развития государственности.
Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь в конце Х в. с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них – к античной и ближневосточной культурам, создал феномен русской средневековой культуры. На Русь из Болгарии и Византии прибыли священники, иконописцы, строители, возводившие храмы и монастырские постройки. Получило распространение византийское церковное право. Оригинальность и высокий уровень древнерусской культуры были во многом обусловлены бытованием в качестве литературного славянского языка, понятного всему населению. (В отличие от Западной Европы, где языком церковной службы была латынь – к концу I тысячелетия н. э. давно уже мертвый язык.)
Необходимость
новой религии определялась социально-политическим
развитием страны. С ликвидацией
автономии славянских союзов и племенных
княжений складывалась структура единого
государства с единой династией
во главе, с единым господствующим слоем,
представленным военно-служилой знатью
(включавшей дружину киевского князя
и дружины его родственников).
В сфере политико-
Владимир (бывший в момент смерти Святослава князем Новгородским), овладев в 980 г. Киевским престолом и устранив старшего брата Ярополка (972–980), сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому как покровителю княжеской власти и военной удачи поклонялись княжеские дружинники. Однако желаемого результата киевский князь, по-видимому, не добился, и через некоторое время он ставит вопрос о решительном разрыве со старой языческой традицией и о принятии монотеистической религии.
Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства, западноевропейский, римский вариант христианства (позднее выросшие в православие и католицизм); мусульманство, господствовавшее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии; наконец, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был сделан в пользу уже распространявшегося в торговых городах по пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), и прежде всего в Киеве, христианства по византийскому образцу. В Киеве уже к середине Х в. существовала многочисленная христианская община, гордящаяся принадлежностью к христианам княгини Ольги (945–964).
Летопись сообщает о событиях, предшествовавших крещению Руси, следующим образом. В 988 г. византийские императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Мятежники были разгромлены, но императоры не спешили выполнять договор. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии – Херсонес (Корсунь, ныне Севастополь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес. Вместе с ней прибыли из Византии на Русь священнослужители. Владимир принял крещение и женился на принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все эти события произошли в 988–990 гг. (точная их хронология – предмет споров). Затем новая религия стала распространяться более или менее мирно по городам Руси. Были случаи кровавых столкновений (как, например, в Новгороде). На севере и северо-востоке страны сельское население всячески сопротивлялось обращению: вспыхивали восстания под руководством языческих жрецов и волхвов (ХI–XII вв.).
Между
тем в Киеве была учреждена
русская митрополия, подчинявшаяся
константинопольской
Политический строй древнерусского государства был монархическим. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Киевский князь управлял при помощи Совета из других князей и дружинников, который в Киевской Руси стал называться Боярской думой. Дружина делилась на три разряда. В «старшую» дружину входили богатые и влиятельные бояре, имеющие земли, дворы, челядь, своих дружинников, «младшие» дружинники («детские», «отроки», «гриди») жили при дворе князя, обслуживали его дом, двор, хозяйство, в мирное время выступая в роли управителей и слуг, а в военное – воинов. Третью группу составляли «вои», набираемые из сельского и городского люда в случае военных действий. В Х в. княжеская, дружинная, военная организация все более подчиняла себе прежнюю «тысячную» организацию восточных славян. По этой последней восточнославянские воины объединялись в десятки, сотни и тысячи во главе с десятскими, сотскими и тысяцкими. Такое деление народного ополчения характерно для племенной стадии общественного развития. На Руси народное ополчение созывалось и на стадии государственного развития, поэтому должности тысяцкого и сотских надолго сохранились в крупнейших русских городах.
Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами, подъездными, биричами, метельниками. Из состава дружины выделились и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны. С XII в. они включаются и в систему государственного управления.
Киевские князья и их дружинники собирали дань в основном в зимний период. Ежегодно в ноябре князь с дружиной отправлялся из Киева в «полюдье», т. е. в объезд славянских земель. «Кормясь» там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью. Красочное описание «полюдья», закончившееся убийством князя, желавшего получить как можно больше, не считаясь с возможностями населения, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле древлян.
В 946–947 гг. вдова Игоря, княгиня Ольга, по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «установила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», иными словами, определила нормы налогов и повинностей, наметив во время своей поездки «становища» и «погосты» – административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена и упорядочена. Единицей обложения данью служили «дым» (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (крестьянское земледельческое хозяйство).
Завершение
складывания государственной