Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:39, сочинение
Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем.
Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.
В дальнейшем Ганза, расцвет
которой приходился на XIII-XIV вв., постепенно
теряет свое политическое и экономическое
могущество и вытесняется английской
компанией купцов-авантюристов,
Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли многие, как люди простые, так и благородного происхождения. Среди них мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни, так как наследовать имущество отца – «корону и владения» – мог только старший сын, а уделом остальных становились война, походы, разбой, рыцарские развлечения. Рыцари грабили городских купцов, а горожане, не затрудняя себя судом, вешали на городских башнях попавших им в плен рыцарей. Такая система взаимоотношений затрудняла развитие общества. Однако, несмотря на существование многочисленных опасностей на дорогах, средневековое общество было очень динамичным и подвижным: между областями и странами шел интенсивный демографический обмен, способствуя формированию единой Европы.
Постоянно в пути были и лица духовного звания – епископы, аббаты, монахи, которым приходилось посещать церковные соборы, ездить с докладами в Рим. Именно они реально осуществляли вмешательство церкви в дела национальных государств, что проявлялось не только в идеологической и культурной жизни, но и вполне ощутимо в финансовой – из каждого государства в Рим уходило громадное количество денег.
Средневековые университеты. Мобильной была и еще одна часть западноевропейского средневекового общества –студенты и магистры. Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной. В этом отношении в XIV-XV вв. особенно выделялся Парижский университет. Показательно, что в числе его студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики: все приходили обмениваться мнениями и знакомиться с новыми идеями.
Университетская наука – схоластика – формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе. Практически все кафедры в европейских университетах тогда были заняты монахами доминиканского и францисканского орденов, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?».
Вся система университетского
образования оказала очень сильное влияние
на формирование западноевропейской цивилизации.
Университеты способствовали прогрессу
в научной мысли, росту общественного
самосознания и росту свободы личности.
Магистры и студенты, переезжая из города
в город, из университета в университет,
что было постоянной практикой, осуществляли
культурный обмен между странами. О национальных
достижениях сразу же становилось известно
и в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джа
Особенности исторического развития ведущих стран Европы. Германия, несмотря на успешное в целом развитие, тем не менее не являлась страной-лидером в области культуры или экономики. В XIV-XV вв. самой образованной и процветающей страной Европы все еще оставалась Италия, хотя политически это было множество государств, нередко откровенно враждебных друг другу. Общность итальянцев выражалась главным образом в едином языке и национальной культуре. Более всех в государственном строительстве преуспела Франция, где процессы централизации начались раньше, чем в других странах. В XIV-XV вв. во Франции уже были введены постоянные государственные налоги, установлены единая денежная система и единое почтовое сообщение.
С точки зрения прав человека и защиты личности наибольших успехов добилась Англия, где наиболее четко были сформулированы как закон права народа, добытые им в противостоянии с королем: так, король не имел права без согласия с парламентом налагать новые налоги и издавать новые законы, в своей конкретной деятельности он должен был сообразовываться с уже имеющимися законами.
Другой особенностью развития Англии был усиленный рост товарно-денежных отношений, широкое использование наемного труда во всех сферах хозяйства, активная внешнеторговая деятельность. Отличительной чертой английского общества было также наличие в нем духа предпринимательства, без чего немыслима быстрая хозяйственная эволюция. Этому психологическому настрою в немалой степени способствовало отсутствие жесткой сословности в английском обществе. Так, еще в 1278 г. был принят закон, по которому лично свободные крестьяне, имеющие годовой доход более 20 фунтов стерлингов, получали дворянское звание. Так формировалось «новое дворянство» – слой экономически активных людей, объективно способствующих быстрому подъему Англии в следующий период.