Особенности культурного развития СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

История культуры является составной частью истории общества. Учитывая нынешнюю гуманитаризацию образования, большое внимание уделяется изучению отечественной истории. Более того, каждый образованный человек несомненно обязан знать историю свой страны. А.Платонов называл культуру духовным опытом народа, поэтому большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю. Данная тема всегда будет актуальной, поскольку исследование позволяет сформировать достаточно целостную «картину» культурных процессов в нашем обществе, а, значит, позволяет более глубоко и разносторонне посмотреть на историю Отечества.
Цель исследования — выявление особенностей развития культуры России в Новейшее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

История культуры является составной частью истории общества.  Учитывая нынешнюю гуманитаризацию образования, большое внимание уделяется изучению отечественной истории. Более того, каждый образованный человек несомненно обязан знать историю свой страны.

А.Платонов называл культуру духовным опытом народа, поэтому большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.

Данная тема всегда будет актуальной, поскольку исследование позволяет сформировать достаточно целостную «картину» культурных процессов в нашем обществе, а, значит, позволяет более глубоко и разносторонне посмотреть на историю Отечества.

Цель исследования — выявление особенностей развития культуры России в Новейшее время.

Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:

1. Изучение истории российского общества в Новейшее время

2. Разделение развития российского общества на этапы

3. Выявление особенностей культуры для каждого из них

Объектная область исследования — история России.

Объект — общество, взаимосвязь его сфер жизни и их влияние на культуру России.

Предмет исследования — культура, сложившаяся в России нач.20 — 21в.

Метод исследования - историко-сравнительный метод и теоретический анализ различных источников литературы.

Данной теме посвящено много работ - монографий, электронных источников, которые были использованы при подготовке и написании курсовой работы. Также использовались учебники и учебные пособия, посвященные истории России, а также культуре России непосредственно.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

 

 

1 ГЛАВА

 

Как известно всем нам еще из школьного курса жизнь общества условно разделяется на четыре сферы - экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти сферы взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой, поэтому изменения в одной сфере повлекут за их собой и в другой.

Данная тема предусматривает рассмотрения понятия «культуры» и ее особенностей.

Культура ( cultura - лат) — возделывание, обработка, улучшение. Культура — достижения людей в духовной и материальной жизни. Следует понимать, что четкого разделения между материальной и духовной деятельностью не существует, потому что они тесно связаны между собой. Результаты материального производства, памятники материальной культуры являются овеществленным выражением творческой деятельности человека, его знаний, интеллекта, то есть содержат духовный компонент. Произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение (книги, картины, кинофотомагнитные пленки и т.д.). Развитие культуры, таким образом, предстает как процесс, охватывающий одновременно области материального и духовного производства.

Культура является подсистемой духовной жизни общества, поэтому она также имеет сильную зависимость от процессов, происходящих в обществе.

Учитывая, что страна — это тоже некое общество, то есть обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, можно сказать, что в ней можно выделить те же сферы общественной жизни, которые так же зависимы друг от друга.

Россия - не исключение. Изменения, потрясшие страну в Новейшее время, не могли не отразиться в ее культуре. Революции, войны, изменения идеологии, переход к командной системе — все это яркие примеры реорганизаций общественных сфер, повлекших большие изменения как в обществе в целом, так и в жизнях людей. Разумеется, что культура (и материальная, и духовная) является неким выразителем чувств людей, их мыслей, их идей, поэтому она и является самым достоверным источником, через который можно познать отечественную историю. С развитием страны развивалась и ее культура.

Началом отчета Новейшего времени во всем мире принято считать 1918 год — год окончания Первой Мировой войны. Однако в советской историографии данное исчисление принято вести с 1917 года — года социалистической революции и прихода к власти В.И.Ленина. Так как  проведенное исследование будет касаться непосредственно России, то за точку будет взят 1917 год.

При изучении культуры необходимо понимать, что она формируется не только под влиянием  внутренних факторов, но и во взаимосвязях и взаимовлияниях с культурами других стран и народов. Для любой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннюю основу, придающих ей стабильность. В развитии русской культуры также большое влияние имело взаимодействие с другими культурами. Отчетливо мы можем видеть это при правлении, например, Екатерины II, которую называют деятелем эпохи просвещения в России.

Но в Новейшее время развитие русской культуры, прежде всего, определялось ее внутренними процессами, изменениями во всех сферах жизни общества. Русская культура стала отражением нелегкой судьбы народа.  Можно сказать, что она была напрямую зависима от обстановки в стране, а страна, как мы знаем,  была подвержена коренным изменениям общественного строя. Эти изменения были связаны, прежде всего, к приходу к власти партии в 1917 году, которая пропагандировала марксистско-ленинскую идеологию.

 Можно  заметить, что основные этапы  развития культуры в Новейшее время в России связаны либо с яркими, глобальными событиями в стране, например, война, либо с приходом нового руководителя партии (главы государства), который накладывал определенный отпечаток на государство. Из этого следует, что можно условно выделить этапы развития исходя из периодизации политической истории с 1917 года.

В своей работе будут выделены следующие этапы культурного развития России в Новейшее время:

      1. Октябрьская революция и военный коммунизм - 1917 — 1921 год
      2. Новая экономическая политика - 1920-е годы
      3. Сталинизм и Великая Отечественная война - конец 1920-х — начало 1950-х
      4. Хрущевская оттепель - середина 1950-х — середина 1960-х
      5. Эпоха застоя - 1964 — 1987
      6. Перестройка - 1986 — 1991
      7. Российская Федерация - 1991 — наши дни

Рассмотрев особенности и отличительные черты каждого этапа, можно будет проследить общие особенности культурного развития России в Новейшее время.

 

 

 

2 ГЛАВА

 

    1. Культура 1917 — 1921 годов

 

В советской исторической науке справедливо использовался термин «культурная революция». Под ней понимали коренной переворот в духовной жизни общества, произошедший в России после Октября 1917 г. Содержанием «культурной революции» были утверждение социалистической идеологии в качестве единой мировоззренческой основы всех советских граждан, предполагающая формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех способа понимания окружающих явлений бытия, и широкая демократизация культурной жизни.

На культурную политику советской власти 1917—1920 гг. оказывали влияние теоретические представления большевиков о роли и задачах культуры, обстановка острейшего противостояния Гражданской войны, а также состояние социокультурного раскола, в котором находилось российское общество с начала XX в.

Особенностью данного периода является массовый отток интеллигенции из страны. Большая часть интеллигенции, являющейся носителем «буржуазной» культуры,  приветствовала начало демократических преобразований в стране, но не была готова принять те масштабы применения насилия и радикализм преобразований, которые достаточно скоро проявились в политике большевиков -  массовый террор, Гражданская война, немедленное введение социализма, мировая революция. Многие из представителей данного слоя были сосланы (В.Г.Короленко) или репрессированы, часть же эмигрировала самостоятельно (Ф.И.Шаляпин). Имена эта часть людей сформировала так называемую культуру русского зарубежья. Она развивалась  вне зависимости от коммунистического диктата и  изолированно от Родины и потому не оказывал заметного влияния на ее духовную жизнь.

9 ноября 1917 г. была учреждена  Государственная  комиссия по просвещению, на которую  возлагалась задача руководить  всей системой народного образования  и культуры. Комиссия занималась  созданием аппарата Наркомата  просвещения РСФСР, который был образован 18 июня 1918 г. Наркомпрос возглавил А. В. Луначарский. В состав Наркомпроса входили отделы введения всеобщей грамотности, внешкольного образования, школьного строительства, высшей школы, народных университетов, театрального, изобразительного искусств. В своей работе Наркомпрос опирался на отделы народного образования, создававшиеся при местных Советах.

Другой особенностью является то, что, несмотря на принятие Декретов о сохранении культурного наследия («О запрещении вывоза за границу предметов особого художественного и исторического значения», «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» и др.), пролетариат отвергал «буржуазную», «помещичью» культуру и насаждал «социалистическую культуру», зачастую методами принуждения.

Еще одной особенностью является борьба с  массовой неграмотностью населения. Для решения этой задачи 9 ноября 1917 года была создана  государственная комиссия по просвещению. 26 декабря 1919 г. Совнарком издал Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому все граждане от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучаться грамоте. За год было выпущено 6,5 млн. экз. букварей, в 1920 г. грамоте удалось обучить 3 млн. человек. Однако основная работа была впереди: к этому времени читать умели лишь 32% жителей центральной части России. В связи с этим среднее и высшее образование прерпело изменения: вводилась двухступенчатая школа (первая для детей от 8 до 13, вторая — с 13 до 17 лет), совместное обучение мальчиков и девочек; каждый гражданин, достигший 16 лет, мог быть принят в вуз без экзаменов; при этом документы о среднем образовании не требовались. К 1920 году были открыты 13 тыс. новых школ, чисто вузов возросло вдвое (в 1914 — 105 вузов, а в конце 1920 — 225).

Немаловажной особенностью данного периода стало также развитие «левых», авангардных течений в художественном творчестве, которые претендовали на роль единственных представителей нового пролетарского искусства. Особое место в новой культуре заняли футуристы, которых А.В.Луначарский называл» барабанщиками красной культуры». К числу  достижений художественного творчества  периода Гражданской войны  плакатную живопись Д. С. Моора и А. П. Апсита, агитационную пьесу В. В. Маяковского «Мистерия-буфф» в режиссуре В. Э. Мейерхольда, создание «Башни Третьего Интернационала» (модель памятника III Интернационалу) В. Е. Татлина.

К 1921 г. сложилось представление об основных задачах Наркомпроса как главного проводника государственной политики в области художественного творчества: сохранение действительных ценностей искусства прошлого; критическое освоение их пролетарскими массами; всемерное содействие созданию опытных форм революционного искусства; использование всех видов искусства для пропаганды идей коммунизма и их проникновения в массу работников искусства; объективное отношение ко всем художественным течениям; демократизация всех художественных учреждений и широкая их доступность массам.

Немаловажной чертой является ущемления прав Церкви. 23 января 1918 г.  был утвержден Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в связи которого церковь стала нищей и бесправной. Это привело к   конфликту между большевиками и верующими, который стал одним из факторов эскалации Гражданской войны. Духовенство приняло активное участие в организации сопротивления большевизму. В белогвардейских армиях действовали кадры военного духовенства. В армии Деникина было около 1000 священников, У Врангеля — более 500, у Колчака — несколько тысяч.

 

 

    1. 1920-е годы

 

Данный период времени связан, прежде всего, с Новой Экономической Политикой, которая имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Культура НЭПа и культура Военного коммунизма во многом схожи. Продолжается ликвидация неграмотности населения,  с особой ожесточенностью ведется борьба по искоренению религиозного сознания и священнослужителей.

Однако имеются и различия, которые необходимо рассмотреть подробнее.

Так как Новую Экономическую Политику можно назвать более «свободной», переход к ней способствовал возвращению части эмигрантов на родину. За 1921—1931 гг. в Россию вернулись 181 432 эмигранта, из них 121 843 — в 1921 г. Однако так называемый классовый подход оставался главным принципом выстраивания властной политики в отношении интеллигенции. При малейшем подозрении в противодействии власть немедленно прибегала к репрессиям. Так, например, по решению Петроградской ЧК от 24 августа 61 из арестованных, включая выдающегося русского поэта Н. С. Гумилева, были расстреляны.

Особенность культуры периода НЭПа стало развитие массовых коммуникаций. С 1921 г. на главных площадях крупных городов размещались громкоговорящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения Российского телеграфного агентства. С октября 1923 г. начались ежедневные передачи радиопрограмм. В 1928 г. в стране насчитывалось около 100 тыс. радиоточек. Радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации.  К середине десятилетия в основном сложилась сеть периодических изданий. Большими тиражами выпускались газеты «Труд» (с 1921 г.), «Рабочая газета» (1922), «Крестьянская газета» (1923), центральная военная газета «Красная Звезда» (1924), «Учительская газета» (1924), «Комсомольская правда» (1925); журналы «Пролетарская революция» (1921), «Под знаменем марксизма» (1922), «Большевик» (1924) и др. Расширяли деятельность государственные издательства. Краткий период подъема пережили частные (в феврале 1921 г. в одной только Москве зарегистрировано свыше 143 частных издательств). В 1928 г. было издано 270,5 млн. экземпляров книг, 303 млн. экземпляров журналов и других периодических изданий. Разовый тираж издающихся газет достиг 9,4 млн. экземпляров. (В 1913 г. издано 99 млн. экземпляров книг, 117 млн. экземпляров журналов, 3 млн. экземпляров газет.)

Информация о работе Особенности культурного развития СССР