Особенности развития Руси в XIV-XVI веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время в связи с возросшим интересом к русской философско-исторической литературе появились иные концепции образования единого государства, процесс которого рассматривается как «восстановление», «возрождение» российской государственности. Рассматривая при этом государство как «органический союз народа», представители этой концепции основную причину образования государства усматривают в появлении в народном сознании идеи единого национального государства. Наиболее последовательно идею русской государственности, по их мнению, выражала Москва, все остальные политические центры преследовали узкокняжеские интересы (Л.Н. Гумилев, Г.П. Федотов).
Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей развития Руси в XIV-XVI веках.

Вложенные файлы: 1 файл

Русь(14-16).doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основным содержанием исторического процесса в XIV-XV вв. была борьба двух тенденций развития. Одна из них была направлена к объединению страны и к созданию единого государства с центром в Москве, другая — к сохранению старых порядков феодальной раздробленности (удельной системы).

Борьба между этими  тенденциями шла и раньше, а  последние отзвуки ее относятся  к более позднему времени, но именно в два первых десятилетия великокняжения Ивана III был дан ответ на коренной вопрос, от которого зависело будущее  Руси: удастся ли создать сильное государство, способное свергнуть иго ордынского хана и обеспечить дальнейшее независимое и достойное существование Русской земли, или она останется только географическим понятием («Скифией» или «Сарматией»), добычей жадных азиатских ханов и европейских «колонизаторов», разменной монетой в руках собственных удельных князей с их быстро сужающимся кругозором и засыпающим национальным самосознанием?1

Пытаясь объяснить причины  возвышения Московского княжества, Карамзин, например, в пятом томе «Истории государства Российского» упоминает и таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и влияние татарского завоевания. Татарское иго, которое, по его мнению. начало «новый порядок вещей» в исторической жизни русского народа, изменило отношение князей к населению и отношение князей друг к другу, поставило князей в зависимость от хана и этим имело влияние на ход возвышения Московского княжества. Карамзин находит, что «Москва обязана своим величием ханам».2 Погодин, возражая Карамзину, поражается счастливыми совпадениями «случайностей», которые слагались всегда как раз в пользу возвышения и усиления Московского княжества. Блестящую характеристику усиления Московского княжества дает нам Соловьев. В I и IV томах своей «Истории Россия» он не раз, говоря вообще о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы — на дороге переселенцев с юга, на середине между Киевской землей — с одной стороны и Владимирской и Суздальской — с другой.3.

Свежую постановку вопроса  о коренной причине возвышения Москвы дал проф. М. К. Любавский в статье «Возвышение Москвы». По его толкованию, после татарского погрома «под влиянием опустошений и разорений, произведенных татарами в восточных и частью северных княжениях Суздальской земли», произошел «перелив населения с востока на запад Суздальской земли и обусловил естественно возвышение княжеств, лежавших на западе этой земли, Тверского и Московского». «Итак (заключает Любавский), главной и основной причиной, обусловившей возвышение Москвы и все ее политические успехи, было выгодное географическое положение в отношении татарских погромов и происшедшее благодаря этому скопление населения в ее области».4

В последнее время  в связи с возросшим интересом  к русской философско-исторической литературе появились иные концепции образования единого государства, процесс которого рассматривается как «восстановление», «возрождение» российской государственности. Рассматривая при этом государство как «органический союз народа», представители этой концепции основную причину образования государства усматривают в появлении в народном сознании идеи единого национального государства. Наиболее последовательно идею русской государственности, по их мнению, выражала Москва, все остальные политические центры преследовали узкокняжеские интересы (Л.Н. Гумилев, Г.П. Федотов).

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей развития Руси в XIV-XVI веках.

 

1. СОСТОЯНИЕ И  РАЗВИТИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА  МОСКОВСКОГО В XIV – НАЧАЛЕ XV ВВ.

 

 

 

«Кто то знал, что Москве государством слыти?» — спрашивали в ту эпоху русские книжники и летописцы, пытаясь осмыслить процесс «собирания земель» Северо-Восточной Руси под главенством московских великих князей. После смерти Александра Невского в 1263 г. наступило временное ослабление великокняжеской власти. Его дети — Дмитрий и Андрей — вели непрерывную усобицу и с помощью татарских войск поочередно захватывали великокняжеский престол. В ходе этой борьбы князь Дмитрий Александрович с помощью своего брата московского князя Даниила одержал первую военную победу над войсками одного из ордынских «царевичей». На подвластных ему территориях произошло важное изменение в порядке сбора ордынской дани: ее теперь собирали не татарские чиновники, а сами русские князья. Но беспрерывные войны и набеги привели к разорению основной территории великого княжения. К началу XIV в. новые политические центры складываются на ее окраинах — Тверь, Москва, Нижний Новгород.

Тверской и владимирский великий князь Михаил Ярославич (1305— 1318) первым принял титул великого князя всея Руси; именно в Твери был построен первый после нашествия каменный собор, а в 1305 г. составлен летописный свод общерусского характера. Но в продолжавшейся несколько десятилетий борьбе тверских и московских князей за гегемонию на Руси победа оказалась на стороне последних.

Основу будущего могущества Москвы заложил Даниил Александрович (1276-1303): при нем была захвачена у Рязани Коломна; на московскую службу стали выезжать киевские и черниговские бояре вместе со своими слугами. Сын Даниила Юрий присоединил Переяславль-Залесский и Можайск; в течение многих лет он соперничал с Михаилом Тверским за великое княжение и добился своего, взяв в жены ханскую дочь.

Коварный и расчетливый  Иван Данилович Колита (1325—1340) пять раз ездил с богатыми дарами в Орду и сумел закрепить за собой и своими детьми великое княжение Владимирское, руками хана он устранил в 1339 г. своего главного соперника — Александра Михайловича Тверского и получил в пожизненное владение Углич, Галич, Белоозеро, обязавшись вовремя выплачивать дань с этих земель. Хозяйственный князь покупал и «примысливал» даже отдельные села в соседних княжествах. Освоение новых земель, щедрые пожалования и покровительство князя Ивана привлекали в Москву и крестьян, и феодалов из окрестных земель, разоренного Владимира и самой Твери; так на московской службе оказались бояре Годуновы, Романовы, выходцы из Литвы (князья Голицыны, Хованские) и ордынские «царевичи». Иван Калита отстроил новые дубовые стены Кремля и первые московские белокаменные соборы.

С 1326 г. Москва стала церковной  столицей Руси — резиденцией митрополита. Для московских князей был очень  важен союз с церковью: при митрополите Алексии (1354—1378) из княжеских пожалований складываются основные земельные владения кафедры, представлявшие целые обширные волости и город Алексин. Митрополит в своих землях имел право сбора дани и суда; у него были свои бояре и военные слуги —«дети боярские».

Своим детям Калита завещал  систему совместного управления и получения доходов с Москвы и ее окрестностей по «третям», что исключало дробление и воины за обладание крупнейшим экономическим центром.

Накопленный в правление  Ивана Калиты и его детей военно-экономический потенциал позволил его внуку Дмитрию Донскому (1359— 1389) не только сохранить за собой великое княжение: при Дмитрии оно сливается с собственно московскими землями, к которым присоединяются Галич, Дмитров, Белоозеро. В 60-70-е годы Москва успешно выдерживает борьбу за великое княжение Владимирское с Суздальско-Новгородским, Тверским и Рязанским князьями.

Усиление Московского княжества  позволило Дмитрию Донскому поднять  знамя открытой борьбы за освобождение страны от монголо-татарских поработителей. После съезда князей в Переяславле-Залесском  Дмитрий Иванович прекратил выплату дани в Орду, а затем в 1375 г. провел совместный поход против Твери, и тверской князь признал себя вассалом Москвы. Таким образом, Дмитрию, его боярам и митрополиту Алексию удалось создать антиордынский союз русских княжеств во главе с Москвой. В 1378 г. на р.Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его знаменитая победа на Поле Куликовом. Благодаря ей русским людям удалось преодолеть вековой страх перед поработителями, возродить чувство национальной гордости, национального достоинства.

Ситуацию не смогли принципиально  изменить ни поход хана Тохтамыша  и сожжение Москвы в 1382 г., ни возобновление  выплаты «выхода». По завещанию 1389 г. Дмитрий, не страшась хана, передал. Москву и великое княжение своему сыну Василию Дмитриевичу (1389-1425) и Тохтамыш вынужден был согласиться — у московского князя больше не было в Северо-Восточной Руси соперника достаточно сильного, чтобы с ханской помощью решить вопрос иначе.

Москва стала безусловным лидером, вождем в деле объединения. Уже в 1392 г. Василии Дмитриевич захватил и присоединил к Москве Нижний Новгород, затем   Муром, Городец, Мещеру, Тарусу, Ржеву. Василии попытался, правда неудачно, подчинить и Великий Новгород: в 1397 г. его войска захватили старинную новгородскую волость — Двинскую землю. С 1399 г. Псков стал постоянно принимать князей «от руки» великою князя, а рязанский князь по договору 1402 г. отказался без согласия Москвы вступать в какие-либо отношения с Литвой. В начале XV в. появился и знаменитый символ власти московских князей — шапка Мономаха, и первый общерусский летописный свод —Троицкая летопись 1408 г.

Ситуацию не изменила и происходившая во второй четверти XV в. война между потомками Дмитрия  Донскою — сыном Василия Дмитриевича Василием II (1425-1462) и его дядей, князем Звенигородским и Галичским Юрием и ею детьми. Князь Юрий дважды (в 1433 и 1434 гг.) лишал своего соперника московскою стола; в 1445 г. неудачливый Василий II попал в плен к татарам и обязался выплачивать огромный «откуп»; сын Юрия, Дмитрий Шемяка, в 1446 г. вновь захватил Москву, ослепил Василия и взял с него «проклятую грамоту» об отказе от великого княжения.

Вследствие определенных исторических условий объединение русских  земель в единое государство имело ряд характерных особенностей, а именно:

1. Становление иного по сравнению  с древней Русью генотипа социального  развития. Если для Древней Руси  был характерен эволюционный (традиционный) путь развития, то в ХIV-ХVвв. утверждается мобилизационный, осуществлявшийся за счет постоянного вмешательства государства в механизмы функционирования общества.

2. Хронологическая близость  образования единого российского государства и централизованных монархий в Западной Европе (ХV-ХVI вв.).

3. Отсутствие на Руси достаточных социально-экономических предпосылок для складывания единого государства. В Западной Европе:

- господствовали сеньориальные  отношения;

- ослаблялась личная  зависимость крестьян;

- усиливались города  и третье сословие.

На Руси:

- преобладали государственно-феодальные формы;

- отношения личной  зависимости крестьян от феодалов  только формировались;

- города находились  в подчиненном положении по  отношению к феодальной знати.

4. Национальное объединение  России, образование унитарного  государства, начавшееся почти одновременно с аналогичными процессами в Англии, Франции и Испании, но имевшее ряд особенностей. Во-первых, русское государство с самого начала формировалось как военно-национальное, движущей силой которого была ведущая потребность в обороне и безопасности. Во-вторых, формирование государства проходило на многонациональной основе (в Западной Европе - на национальной).

5. Восточный стиль  политической деятельности. Самодержавная  власть формировалась по двум  образцам - византийского василевса и монгольского хана. Западные короли в расчет не принимались в силу того, что они не обладали настоящим государственным суверенитетом, зависели от римской католической церкви. Русские князья переняли у монголов государственную политику, сводившую функции государства к взиманию дани и налогов, поддержанию порядка и охране безопасности. Вместе с тем эта государственная политика была полностью лишена сознания ответственности за общественное благосостояние.

6. Ведущая роль в  формировании Российского государства политического («внешнего») фактора - необходимости противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Благодаря этому фактору все слои населения были заинтересованы в централизации. Такой «опережающий» (по отношению к социально-экономическому развитию) характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к концу XVI в. государства:

- сильную монархическую власть;

- прочную зависимость от власти  господствующего класса;

- высокую степень эксплуатации  непосредственных производителей (складывание системы крепостного права).

7. Кроме того, некоторые историки, рассматривая особенности образования  единого государства, исходят  из концепции русского историка  М.В. Давнар-Запольского и американского  исследователя Р. Пайпса, создателей концепции «вотчинного государства». В частности, Р. Пайпс полагает, что отсутствие в России феодальных институтов западноевропейского типа в значительной мере обусловило специфику централизованного государства. Он считает также, что Северо-Восточная Русь была колонизирована по инициативе князей; здесь власть предвосхитила заселение. В результате этого у северо-восточных князей, обладавших огромной властью и престижем, сложилось убеждение в том, что города и села, пашни и леса, луга и реки являются их собственностью. Такое мнение предполагало также, что все живущие на их земле люди являются их слугами, челядью.

Московские государи обращались со своим царством примерно так, как их предки обходились со своими вотчинами, поэтому, полагает Р. Пайпс, идея государства в европейском смысле слова отсутствовала в России вплоть до середины XVII в. А поскольку не было концепции государства, не было и ее следствия - концепции общества5.

 

2. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI В. И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Завершение  процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство  приходится на годы правления Ивана  Ш (1462-1505) и Василия III (1505-1533).

Слепой  отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. В тоже время отмечено, что он не раз прибегал к коварству и интригам. Иван III — одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул "Государя всея Руси". При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль. При нем было окончательно свергнуто ненавистное золотоордынское иго. При нем в 1497 г. был создан первый Судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин "Россия".

Информация о работе Особенности развития Руси в XIV-XVI веках