Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:06, доклад
В рамках этой науки условно выделяются два этапа: начало ХХ в. - 50-е гг.; конец 50-х гг. - наше время.
В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. Психологов интересовали причины и последствия этого явления. На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.
2. Особенности развития зарубежной конфликтологии: этапы и направления, особенности авторских подходов к анализу конфликтов.
В рамках этой науки условно
выделяются два этапа: начало ХХ в. - 50-е
гг.; конец 50-х гг. - наше время.
В первой половине века конфликт не выделялся
как самостоятельный объект изучения.
Психологов интересовали причины и последствия
этого явления. На рубеже 50-х - 60-х годов
появляются исследования, где научный
интерес психологов обращен непосредственно
к этому феномену.
Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда ученых в начале XX в.: немецкого социолога Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и американских — Л. Смолла и У. Самнера. Наиболее известен Г. Зиммель, который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.
Все эти исследователи привлекли своими работами вниманиек проблеме конфликта, описали некоторые его формы. Большинство из них упор делали на расовые и межэтнические конфликты, сведя к ним все остальные.
Термин «социальный конфликт» ввел в оборот немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858—1918). Г. Зиммель утверждал, что, можно, открыть ряд таких относительно устойчивых форм взаимодействия, которые лежат в основе всего многообразия социальных явлений. Такими формами были, по его мнению, конкуренция, конфликт, договор, авторитет и некоторые другие отношения.
Центральной идеей этого учения является положение о конфликте как форме «социализации», т. е. факторе, содействующем сближению и объединению людей. «...Сам по себе конфликт есть разрешение напряжения между противоположностями », — пишет он. В ходе взаимной борьбы происходит сличение, сравнение. В итоге возникает идентификация людьми своих особых интересов и осознание ими противоположности интересов — это обусловливаетпротивоборство.
Г. Зиммель предполагает, что возникающие внутри группы враждебные чувства скорее получают свое выражение, если люди сознают стабильность своего положения, свою безопасность. В таком случае конфликты наиболее вероятны. Напротив, если взаимоотношения таковы, что их участники должны бояться их распада, тогда при возникновении конфликта они всячески будут пытаться подавлять и вытеснять враждебные чувства, побуждающие к конфликтам. Г. Зиммелю же принадлежит предположение, что эффективное средство сдерживания конфликта — сопоставление сил, но это возможно чаще всего уже в самом конфликте.
С середины 20-х гг. XX в. интерес к конфликту, к теоретическому анализу его проблем заметно снизился. Начинается увлечение, особенно в Америке, эмпирическими исследованиями. Обозначается тенденция зарубежной социологии к психологизации социальных проблем. Анализ конфликта заменяется исследованием разного рода частных конкретных случаев напряженности.
В 40-е гг. вновь пробуждается интерес к теоретическим исследованиям (структурно-функциональный этап). По мнению Парсонса, одного из представителей школы,
отстаивающей интегративную модель общества (по другому — модель консенсуса, согласия), общество как стабильная система, находящаяся в равновесии, существует благодаря принимаемым с общего согласия нормам и ценностям.
В 50-е гг. начинается новый этап развития теории конфликтов, который отмечен работами Л. Козера и Р. Дарендорфа, которые являются современными классиками конфликтологии.
Эти ученые предложили «конфликтную модель» общества, развили понятие конфликта, сформулировали более 10 позитивных функций конфликта, включили в сферу рассмотрения теории конфликта организационные взаимодействия (взаимоотношения внутри организаций). Их идеи стали концептуальной основой современной парадигмы конфликта.
По мнению Дж. Тернера, они продолжают развивать два основных направления, заданных «родоначальниками»: Дарендорф представляет диалектическую теорию конфликта в традиции диалектического подхода К. Маркса, а Козер — конфликтный функционализм, развивающий идеи Г. Зиммеля.
Особое значение имели работы американского социолога Л. Козера, создателя классического определения социального конфликта.
В 1957 г. в Париже состоялось заседание социологической ассоциации при ЮНЕСКО, где обсуждались проблемы социальных конфликтов. По результатам работы конференции вышел сборник «О природе конфликтов». В 1966 г. в одном из университетов Англии был проведен симпозиум на тему «Конфликты в обществе». В это же время в США при Мичиганском университете учредили Центр по исследованию конфликтных ситуаций, начали выпуск ежеквартального журнала «Проблемы разрешения конфликтных ситуаций».
В 1970 г. в США при разведывательных организациях был создан ряд исследовательских центров по разработке проблем конфликтных ситуаций. В частности, при ЦРУ был открыт Институт изучения конфликтов.
В настоящее время интенсивность исследований конфликтов возросла, но охват рассматриваемых вопросов стал иным: объектами изучения стали взаимоотношения в коллективах производственных компаний, с коллегами по работе, с руководством, в семье.
В 70—80-е гг. в США получило распространение движение под названием «альтернативное решение споров» (вместо судов). Стали создаваться небольшие фирмы по разрешению мелких споров, конфликтов. В этих центрах менеджеры по конфликтам не дают своей оценки событиям, не высказывают открыто рекомендаций, но способствуют анализу ситуации конфликтующими сторонами, выяснению точек зрения, поиску возможных решений и преодолению последствий конфликтов. Практика работы этих центров свидетельствует, что правильно понятая информация, четко проведенный анализ возникшей ситуации в значительной степени облегчают поиск взаимоприемлемых решений.
Деятельность зарубежных фирм показывает, что современным руководителям организаций и управляющим персоналом, психологам необходимы знания и навыки управления конфликтными ситуациями, их прогнозирования, решения конфликтов.
3. Особенности развития отечественной конфликтологии: этапы и их характеристика, основные конфликтологические школы.
По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов.
Второй период включает 4 этапа:
Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.
Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.
Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.
Информация о работе Особенности развития зарубежной и отечественной конфликтологии