Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:52, реферат
Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи. “Откуда есть пошла Русская земля ?”- с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец Нестор (XI- начало XII вв.), автор первой редакции “Повести временных лет”. Шли века, менялись поколения летописцев, создавались общерусские летописные своды и писались областные летописи, содержащие огромный материал о сотнях исторических деятелей, описания сражений, битв и испытаний, обрушившихся на княжества, на народ, и все это было выражением закономерности развития русской истории - преодоления раздробленности, единения русских земель, завершившегося созданием централизованного государства.
Введение. 3
1. Особенности процесса возникновения государственности в эпоху раннегосредневековья в Западной Европе.
2. Специфика формирования единого российского государства. 6
3. Начальные этапы “собирания русских земель”. Возвышение Московского княжества. 8
4. Завершение процесса объединения земель. Иван III – “Государь всея Руси”. 11
Заключение. 16
Литература. 17
Челябинский институт путей сообщения -
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Уральский государственный
(ЧИПС УрГУПС)
«___»_____________20___г.
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Реферат
по дисциплине История
на тему: "Особенности становления и развития государственности в России и в мире.
Образование Российского
XVI века)"
Проверил Выполнил
(ФИО преподавателя)
___________________ ФИО___
___________________ ______
___________________ ______
Челябинск, 20____г.
Содержание.
Введение.
1. Особенности процесса возникновения государственности в эпоху раннего 4
средневековья в Западной Европе.
2. Специфика
формирования единого российского
государства.
3. Начальные этапы “собирания русских земель”. Возвышение Московского княжества. 8
4. Завершение процесса
Заключение.
Литература.
Введение.
Множество факторов влияет на ход исторических событий: природно-климатические, экономические, внешнеполитические, духовно-психологические, социальные, этнические и другие. Абсолютизация одного из них ведет к искаженному представлению о развитии народа, неверным оценкам современных и прошлых событий и прогнозам на будущее.
Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи. “Откуда есть пошла Русская земля ?”- с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец Нестор (XI- начало XII вв.), автор первой редакции “Повести временных лет”. Шли века, менялись поколения летописцев, создавались общерусские летописные своды и писались областные летописи, содержащие огромный материал о сотнях исторических деятелей, описания сражений, битв и испытаний, обрушившихся на княжества, на народ, и все это было выражением закономерности развития русской истории - преодоления раздробленности, единения русских земель, завершившегося созданием централизованного государства.
Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX—XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.
Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".
Таким образом началось формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.
средневековья в Западной Европе.
В конце V в. на территории бывшей Римской империи возникает первое крупное политическое объединение в Европе – Франкская империя (конец V - середина IX вв.). Она объединила вокруг себя почти все карликовые королевства Европы, возникшие в V в. Империя франков, достигшая высшей точки своего развития в период правления Карла Великого (768-814), представляла собой средневековое раннефеодальное государство.
В нем интенсивно происходил
процесс перехода свободных земледельцев
(аллодистов) и их земель под власть
знати. Ведущим типом хозяйства стала
крупная вотчина с доменом (частью феодального
поместья, на которой феодал вел собственное
хозяйство, используя труд зависимых крестьян).
Основы правоотношений всех слоев общества
определяли королевские капитулярии.
Властью на местах обладали графы и маркграфы,
из подчинения которым изымались только
владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом.
В
IX в. во Франкской империи усиливаются
тенденции к политической обособленности
бывших самостоятельных королевств. Уже
сын Карла Великого Людовик Благочестивый
(правил в 814-840 гг.) не смог сохранить целостность
империи. По Верденскому договору она
была разделена на три королевства, предвосхитившие
своими границами будущую Францию, Германию
и Италию. Несмотря на то, что империя Карла
Великого была непрочным политическим
образованием, ее экономическое и культурное
развитие в условиях нового, феодального
способа производства происходило довольно
интенсивно: оживилось развитие земледелия
и ремесла, происходила распашка новых
земель, расширилась внешняя торговля.
В среде господствующего класса возрос
интерес к образованию, литературе, светским
наукам.
Средневековая Западноевропейская цивилизация
сформировалась в результате синтеза
античной цивилизации и варварского
уклада жизни в процессе романизации,
христианизации, становления государственности
и культуры новых народов Западной Европы.
В
основе идеологии и миропонимания европейского
Средневековья лежало – христианство.
В важнейших областях культуры все наиболее
существенные представления о мире, а
зачастую всякая значительная мысль облекались
в образы христианской мифологии, в традиционную
фразеологию, почерпнутую из Священного
писания. Разделение христианства на православие
и католицизм наложило свой отпечаток
и на особенности культуры каждого из
двух подвидов европейской средневековой
цивилизации – западного и восточного.
Средневековое
государство, как правило, не являлось
единым политическим целым. В период раннего
Средневековья не существовало общих
законов, общей монеты, общепринятых мер
и весов. Крупные феодалы-землевладельцы
разоряли страну кровавыми междоусобными
войнами. Они чеканили собственную монету,
объявляли войну соседу-феодалу, судили
обитателей своего поместья и зависимых
от них более мелких землевладельцев.
Взаимоотношения между феодалами различных
уровней строились на принципах вассалитета.
Рыцари являлись вассалами баронов, бароны
– вассалами графов, графы – вассалами
герцогов, герцоги – вассалами королей.
Таким образом, все землевладельцы (кроме
первой и последней ступеней) были одновременно
вассалами вышестоящих и сеньорами нижестоящих
на ступенях феодальной иерархической
лестницы.
Важнейшей отличительной чертой Средневековья
является, по преимуществу, аграрный способ
производства, основанный на ручном крестьянском
труде и феодальных отношениях.
Несмотря
на консервативный характер общих мировоззренческих
установок и ценностей, в средневековом
обществе происходили довольно динамичные
и сложные этногенетические и социальные
процессы. В период Средневековья происходит
зарождение и формирование современных
европейских народов: англичан, болгар,
испанцев, итальянцев, поляков, русских,
сербов, чехов и др.; в этот же период формируются
и многие современные государства.
Средневековье создало новый городской
образ жизни. Города возникали под защитой
стен монастырей и замков. Они являлись
средоточением ремесла и торговли, образования
и науки. Разраставшиеся, окрепшие города
стремились избавиться от опеки владельца
земли и получить статус “вольного города”.
Вольным городом управлял выборный городской
совет. Город имел свой выборный суд, свое
войско и знамя. Некоторые города чеканили
свою монету. Повсюду в городах ремесленники
и купцы объединялись в гильдии для защиты
своих прав, для организации свободного
ремесла и торговли. Тогда же сложилась
поговорка: “Воздух города делает человека
свободным”. Свыше 100 крупных городов
Европы (в том числе Великий Новгород)
в XIV в. объединились в международный торговый
и политический Ганзейский союз городов
для посредничества между производящими
районами Европы. Союз стимулировал развитие
текстильной, горнодобывающей, металлургической
промышленности в Центральной и Западной
Европе, формируя, в известной мере, материальную
базу будущего индустриального общества.
В Средневековье
были заложены основы многих современных
наук. Арабская астрономия, медицина, математика,
философия, социология и сегодня является
предметом пристального изучения ученых.
Арабский “ноль”, добавленный к вавилонской
цифровой системе, произвел подлинную
революцию в математике. В Средневековой
Европе уже в XII в. появляются высшие школы,
а вслед за ними, в XIII в., - университеты
в Англии, Франции, Испании, Португалии,
Чехии, Польше и Германии. Университеты
являлись не только центрами науки и образования
средневековой Европы, но и становились
ареной борьбы против церковной схоластики,
борьбы за разум и науку, за человеческое
достоинство.
К
началу позднего Средневековья феодальная
раздробленность в основном была преодолена.
В Европе появились централизованные
национальные сословные монархии. Это
было достигнуто усилиями королевской
власти и дворянства с помощью городов,
заинтересованных в мирной торговле и
политическом единстве своей страны. В
процессе дальнейшего развития национальных
европейских государств сословные монархии
постепенно превращались в неограниченные,
т.е. абсолютные монархии.
2. Специфика формирования единого российского государства.
Размышляя о месте России в развитии
мировой цивилизации, необходимо
более четко определиться в самой сути
этого вопроса. Нам представляется, что
об этом можно говорить: 1) с точки зрения
особенностей формирования и развития
России, ее связи с другими народами, вкладе
России в сокровищницу мировой культуры;
2) с точки зрения геополитического положения
России и ее роли на международной арене;
3) с точки зрения перспектив развития
России и ее будущего влияния на развитие
мировой цивилизации.
Как
уже отмечалось, формирование и развитие
российской государственности происходило
в общих рамках европейской и мировой
цивилизаций. Молодое Древнерусское государство,
занимая срединное положение между Востоком
и Западом, контактируя с двумя сложившимися
мировыми мегацивилизациями (восточной
и западной), несомненно, впитывало их
культуру, одновременно влияя на развитие
культуры соседних народов. К тому же,
изначально древнерусский этнос формировался
на базе многоэтничности, а его языковой
и культурной основой являлась одна из
наиболее крупных лингвистических семей
Евразии индоевропейская группа языков.
В
течение нескольких веков для подавляющего
большинства народов Европы, включая Россию,
единственным общим духовным и социальным
институтом являлось христианство. Оно
формировало единое мировоззрение, нравственные
нормы, духовные ценности и образцы поведения.
Исторический акт принятия на Руси христианства
приобщал наших предков - язычников к европейским
христианским верованиям и обычаям, к
европейской христианской цивилизации.
Однако
вхождение России (Древней Руси) в мировой
исторический процесс началось значительно
позднее, чем других стран Восточной и
Западной цивилизаций. И этот фактор изначально
наложил свой отпечаток на дальнейший
российский исторический процесс. С одной
стороны, чтобы сохранить свою независимость,
выйти на уровень развитых по тому времени
стран, не быть покоренными ими, Древняя
Русь вынуждена была развиваться с определенным
ускорением. В этой связи древнерусскую
цивилизацию X - первой половины XI вв. условно
можно характеризовать как “догоняющую
цивилизацию”.
С другой стороны, находясь в окружении
воинственных соседей, присоединяя к себе
в течение многих веков все новые и новые
географические пространства и народы,
Россия вынуждена была находиться в постоянном
военно-мобилизационном состоянии. Это
не могло не отразиться как на особенностях
социально-политического устройства государства,
так и на укладе жизни народа, его культуре,
сознании, менталитете.
Геополитическое
пространство Древней Руси находилось
на стыке восточного и западного миров.
Поэтому формирование древнерусского
этноса, культуры народа, государственности
Киевской, а затем и Московской Руси происходило
под мощным влиянием двух разнонаправленных
цивилизационных факторов. Соприкосновение
с культурой западной и восточной цивилизаций
формировало на Руси (в России) особый,
промежуточный тип евразийской цивилизации.
Впитывая культуру других народов, Россия,
в свою очередь, вносила свою лепту в развитие
мировой цивилизации.
Отличительными
особенностями развития России, ее самобытности,
как отмечают многие исследователи, являются:
- многоэтничный характер формирования
древнерусского и русского народов и многонациональный
состав населения России;
- восточный деспотизм государственной
власти, как результат татаро-монгольского
нашествия и длительных контактов с завоевателями;
- общинный характер землепользования
и отношение к земле как к государственной
собственности;
- преобладание государственного сектора
в промышленном производстве с момента
его появления;
-значительный, постоянно увеличивавшийся
бюрократический управленческий слой
общества;
- сосуществование самодержавной власти
с соборностью;
- присутствие в общественном сознании
идеи мессианства и вселенской государственности;
- имперский характер государственной
политики;
- национальный догматизм и максимализм;
- дефицит правосознания в обществе;
- слабое укоренение чувства частной собственности
и тем самым неотъемлемых прав человека;
- патернализм, как проявление общественного
сознания и государственной политики;
- слабость демократических традиций,
с одной стороны, и сильные коллективистские
традиции, опиравшиеся на веру в коллективное
спасение путем насилия, с другой;
- наивный крестьянский социализм и извечные
поиски социальной справедливости;
- противоречивость «русской души» (противоборство
в ней восточного и западного элементов,
наличие в характере народа покорности
и смирения, с одной стороны, и бунта, с
другой);
- особое чувство патриотизма, прославление
воинской доблести тех, кто сражался «за
землю русскую, за веру православную».
3. Начальные этапы “собирания русских земель”. Возвышение Московского княжества.
Образование единого централизованного государства в результате объединения русских земель вокруг Москвы на протяжении XIV—XV веков представляло собой весьма сложное и противоречивое явление. Оно имело ряд отличительных особенностей по сравнению с аналогичным процессом в ряде стран Западной Европы. При этом определяющим моментом была не столько экономическая потребность, сколько национально-патриотическая идея объединения для борьбы за независимость. Несомненно, объединение русских земель еще не означало преодоление экономического и социального своеобразия территории. Однако уже в это время Русь предстала перед Европой как могучее многонациональное государство Россия.
Это был переломный этап российской истории, эпоха выбора своего пути развития.
В XIV веке на Руси начался медленный
процесс преодоления
Объединение страны и централизация стали возможны именно в тот период, когда возросли силы русских земель для более активного сопротивления ордынскому игу.
Процесс собирания русских земель прошел несколько этапов. Первый этап связан с выделением Московского княжества при князе Данииле в последней четверти XIII века и продолжался до второй половины XIV века — времени княжения Ивана Калиты и его сыновей. В этот период были заложены основы могущества Москвы. Затем следует время правления Дмитрия Донского и его сына Василия I, т. е. вторая половина XIV века. Оно характеризовалось значительными военными успехами Руси в борьбе с Золотой Ордой, территориальным ростом московских земель и повышением авторитета московских князей.
Самостоятельным этапом в становлении единого русского государства была вторая половина XV века, охваченная длительной междоусобной войной за захват московского престола.
Центром объединения русских земель
и образования единого