Особенности территориального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:36, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение территориальной организации национального хозяйства и ее особенности в современной России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
 проанализировать отраслевую структуру национального хозяйства;
 оценить территориальную структуру национального хозяйства;
 раскрыть формы территориальной организации промышленности;

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы территориальной организации национального хозяйства 4
1.1 Отраслевая структура национального хозяйства 4
1.2 Территориальная структура национального хозяйства 8
1.3 Формы территориальной организации промышленности 15
2 Территориальная организация национального хозяйства России 18
2.1 Анализ экономически районов центральной России 18
2.2 Особенности территориальной организации центральных районов России 24
2.3 Проблемы и пути развития территориальной организации национального хозяйства в Центральном экономическом районе России 30
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение 1 44

Вложенные файлы: 1 файл

ВШК_Особенности_ТерриториальногоХозяйства.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Основными отраслями  рыночной специализации Тульской области  являются машиностроение и металлообработка, угольная, химическая и металлургическая промышленность. В сельском хозяйстве области большой удельный вес занимают зерновые культуры (рожь, пшеница, гречиха), картофель и овощи. Животноводство имеет молочно-мясное направление.

Промышленность концентрируется  в основном в Туле - важном промышленном центре области. Здесь производятся зерновые и картофелеуборочные комбайны, дорожные и швейные машины, радиоаппаратура, скобяные изделия и т.д. В районе Тулы размещены Косогорский и Новотульский металлургические заводы. Выросли новые промышленные города области Новомосковск и Щекино - крупные центры химической и угольной промышленности.

Главные отрасли промышленности Смоленской области - машиностроение, пищевая и легкая. Здесь производятся масло и сыры, молочные консервы, льняные и хлопчатобумажные ткани. В последние годы быстро развивается машиностроение, производство приборов, радиотехнических и электротехнических изделий, пластмасс и азотных удобрений.

Сельское хозяйство  специализируется на выращивании льна, кормовых культур, картофеля и молочном животноводстве.

Промышленность концентрируется преимущественно в Смоленске - важном промышленном центре области, на долю которого приходится более 40% валовой продукции промышленности. Значительными транспортными узлами с обрабатывающей промышленностью (квалифицированное машиностроение, легкая и пищевая) являются города Рославль и Вязьма. В Гагарине развивается светотехника, в Рудне - молокоперерабатывающая и торфяная промышленность. Формируются новые промышленные узлы в Ярцеве, Дорогобуже и др.

В Тверской области ведущее  место занимают машиностроение и текстильная промышленность, а в сельском хозяйстве - льноводство и молочное животноводство [28, c.110].

Основной промышленный центр - Тверь. В городе производятся вагоны, машины для торфяной и текстильной  промышленности, экскаваторы, хлопчатобумажные ткани, искусственные волокна, резиновые подошвы и заменители кожи. В Твери расположен большой полиграфический комбинат. Значительным промышленным городом является Вышний Волочек с развитой хлопчатобумажной промышленностью; в Конакове построена мощная ГРЭС и работает фарфоро-фаянсовый завод; в Бежецке производятся льноуборочные машины, в Торжке - продукция легкой промышленности. Осташков стал одним из центров по производству изделий кожевенно-обувной промышленности.

В Костромской области  развиты машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и льноткацкая промышленность. Основные направления в сельском хозяйстве - молочное животноводство, льноводство и зерновое хозяйство.

Город Кострома считается  мировым центром производства льняных  тканей. Здесь также развиты машиностроение (выпускаются экскаваторы, текстильные машины, деревообрабатывающие станки), деревообработка и пищевая промышленность. Шарья, Мантурово, Нея, Галич, Буй - значительные центры лесопиления и деревообрабатывающей промышленности.

В Калужской области быстро растет промышленность, особенно машиностроение (электротехническое, производство железнодорожного оборудования) и химическая. Главные отрасли сельского хозяйства - молочно-мясное животноводство, картофелеводство, зерновое хозяйство и коневодство.

Главный экономический  и культурный центр - Калуга, где  развиты машиностроение (турбиностроение), производство спичек и т.п. В Людинове выпускаются тепловозы, в Кондрове развита бумажная, в Боровске - шерстяная  и кожевенная отрасли промышленности.

Рыночная специализация Рязанской области - машиностроение, химическая и легкая промышленность. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, картофелеводстве, молочно-мясном животноводстве и семеноводстве.

Промышленность сконцентрирована преимущественно в Рязани, где развито производство сельскохозяйственных, токарно-винторезных станков, кузнечно-прессового оборудования, приборостроение, электротехническая и радиотехническая промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Значительную роль играют отдельные отрасли легкой (кожевенно-обувная, трикотажная) и пищевой (макаронная, кондитерская, мясная) промышленности. В Касимове развивается в основном легкая промышленность.

В Брянской области главная  отрасль рыночной специализации - машиностроение, производящее дизели и экскаваторы, дорожные машины и тепловозы, станки, электропоезда и автопогрузчики, тракторы. Основными сельскохозяйственными культурами Брянской области являются зерновые (особенно рожь и овес), картофель, конопля и лен. Животноводство имеет молочно-мясное направление.

Главный промышленный центр  области - Брянск. Здесь развито машиностроение - производство тепловозов, вагонов-холодильников, дорожных и строительных машин. Клинцы - город текстильной промышленности, преимущественно шерстяной, в Дятькове размещены стекольный (хрустальный) завод, деревообрабатывающие и другие предприятия.

Основная специализация  Орловской области - машиностроение, легкая и пищевая индустрия. Здесь  производятся машины для текстильной и пищевой промышленности, запасные части к тракторам, автопогрузчикам и т.д. Построены предприятия сахарной, спиртовой и крахмало-паточной промышленности. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, конопли, сахарной свеклы, картофеля и на молочно-мясном животноводстве.

Орел - крупный транспортный узел. В городе размещены заводы по производству различного технологического оборудования для легкой и пищевой  промышленности. Имеются завод по выпуску дорожных машин и ряд других промышленных предприятий. Вблизи города расположен сталепрокатный завод. Важными центрами машиностроения и пищевой промышленности области стали Мценск и Ливны.

Таким образом, представлены особенности территориальной организации  хозяйства каждой области и г. Москвы, их взаимосвязь и влияние друг на друга.

2.3 Проблемы и пути развития территориальной организации национального хозяйства в Центральном экономическом районе России

 

В условиях современной  экономической ситуации именно старопромышленные регионы Центра, в экономике которых высока доля обрабатывающих отраслей, отличаются наиболее депрессивным состоянием промышленности. При этом в качестве исходных причин усиления депрессивности выступают, в частности, такие факторы, как резкое возрастание затрат на производство в связи с ускоренным ростом цен на топливно-энергетические ресурсы и транспортные услуги, разрыв межгосударственных и межрегиональных товарообменных связей, общий низкий уровень конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках многих видов отечественной продукции обрабатывающей промышленности, крайне низкий уровень платежеспособного спроса производственного сектора и населения, резкое сокращение централизованного финансирования предприятий ВПК и государственных капиталовложений в целом. Специфическим для указанных старопромышленных регионов фактором депрессивности стала неконкурентоспособность профилирующих отраслей на товарных рынках в условиях либерализации цен и внешнеэкономических связей. Как правило, на практике имело место тесное переплетение воздействия различных причин депрессивности с явно выраженным эффектом мультипликатора.

Основные характерные  проблемы и одновременно формы проявления депрессивности регионов Центра:

  • наиболее глубокий уровень спада и крайне тяжелое текущее положение промышленного производства;
  • сравнительно низкий уровень инвестиционной активности в данных регионах;
  • тяжелое в целом финансовое положение профилирующих предприятий и, как следствие, низкий уровень бюджетной обеспеченности за счет собственных источников доходов (по всем регионам, за исключением Москвы);
  • относительно низкий уровень денежных доходов населения (по всем субъектам РФ, за исключением Москвы, от 60 до 80% к среднему по РФ уровню в 2011г.);
  • высокий уровень безработицы, в том числе в скрытой форме, среди экономически активного населения

Важная черта депрессивности состояния экономики - постоянное ухудшение  всех основных параметров хозяйственного и социального развития регионов.

Серьезная проблема –  наличие даже в относительно благополучных субъектах Федерации зон экономического бедствия с острейшим, прежде всего, социальным положением, в том числе угрожающим уровнем безработицы (не менее 30% от экономически активного населения), почти полной деградацией социальной инфраструктуры, крайне низким уровнем доходов населения и преобладающей их долей в теневом секторе экономики.

Во всех регионах усиливаются  негативные демографические тенденции, продолжается абсолютное снижение численности  населения, что связано как с  чрезвычайно низким уровнем рождаемости и существенно возросшей в последнее время смертностью.

Исключительно важна  такая проблема стратегического  характера, как преодоление продолжающейся деградации научно-технического потенциала. Это одно из важнейших условий  обеспечения национальной экономической безопасности страны в долгосрочной перспективе. Наиболее тяжелое положение сложилось в крупнейшем научном центре страны - Москве, где за период рыночных реформ из-за резкого и многократного снижения объемов государственного финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок произошел значительный отток квалифицированных научных кадров в другие сферы хозяйственной деятельности, а также выезд существенной их части за границу для работы в зарубежных научно-исследовательских учреждениях или высших учебных заведениях [7, c.103].

В перспективе район  сохранит ориентацию на развитие преимущественно  обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материало- и энергоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда.

Ухудшение экологических условий окружающей среды требует изменения подхода к развитию промышленного потенциала, размещения промышленных новостроек в малых городах и ПГТ на территории менее развитых в индустриальном отношении областей — Брянской, Тверской, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской. Существует необходимость в ограничении роста промышленности и населения крупных городов, Московской и Тульско-Новомосковской городских агломераций, а также в устранении диспропорций в структуре трудоиспользования в Ивановской области и ряде городских поселений других областей.

В перспективе машиностроение и металлообработка ЦЭР будут  определять научно-технический прогресс промышленности района. Преимущественными  направлениями развития машиностроения в районе по-прежнему будут отрасли точного и сложного машиностроения, ориентирующиеся на использование наиболее квалифицированного труда. Главное внимание будет уделено реконструкции и техническому перевооружению действующих машиностроительных предприятий. В сложившихся и формирующихся машиностроительных территориальных группировках и узлах дальнейшее развитие получит внутри- и межотраслевая кооперация. В связи с созданием высокоспециализированных предприятий целесообразна деконцентрация крупных заводов, особенно Москвы и других областных центров, путем организации их филиалов и смежников на периферийных территориях ЦЭР, в том числе в малых и средних городах.

Перспективное размещение заводов автомобильной промышленности ЦЭР складывается под воздействием ряда факторов, которые свойственны и другим отраслям машиностроения. Это, во-первых, разукрупнение прежних универсальных заводов и выделение из их числа специализированных “дочерних” предприятий. Во-вторых, создание производственных объединений во главе с основным предприятием.

Перспективное развитие отдельных отраслей химической промышленности района, особенно химии органического  синтеза, будет ограничиваться в  связи с недостаточными сырьевыми, топливными и водными ресурсами, а также с учетом охраны окружающей среды [11, c.109].

Перспективы топливоснабжения района связаны с ориентацией  на поступление различных видов  высокоэффективного топлива извне. Поступление нефти, природного газа и энергетических углей планируется  осуществлять в основном из восточных  районов страны, недостающего мазута – с поволжских нефтеперерабатывающих заводов.

Возрастающее электропотребление района в перспективе будет удовлетворяться  также за счет передачи энергии электронным  транспортом не только из соседних энергосистем, но и из восточных районов.

Перспективы преодоления  деструктивных кризисных процессов  в экономике и социальной сфере  регионов Центра, стабилизации в них  социально-экономического положения  и перехода на траекторию устойчивого  экономического роста тесно связаны  с возможностями наиболее рационально использовать внутренние благоприятные предпосылки хозяйственного развития, по сути, являющиеся важными конкурентными преимуществами этих регионов в условиях развития рыночных отношений.

К таким конкурентным преимуществам относятся:

  • высокий общий уровень экономического развития с достаточно диверсифированной отраслевой структурой и мощным производственным потенциалом;
  • развитые общехозяйственная и производственная инфраструктура, строительная база;
  • исключительно выгодное геополитическое и транспортно-географическое положение по отношению к основным рынкам сбыта профилирующей продукции, наиболее высокий в стране уровень транспортной освоенности территории в сочетании с выходами на западноевропейские транспортные коммуникации;
  • значительная емкость внутреннего и сопредельных потребительских рынков;
  • высокая степень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры;
  • сохраняющийся мощный научно-технический потенциал и значительное число квалифицированных кадров;
  • уникальный по своему значению потенциал развития туристско-рекреационного комплекса, особенно в Москве и городах Золотого кольца;
  • относительно большая глубина реализации институциональных реформ и сравнительно высокий уровень развития рыночной инфраструктуры.

Информация о работе Особенности территориального хозяйства