"Если тамкар даст шамаллуму серебра
для продажи и покупки и пошлет его в путешествие,
а шамаллум в путешествии будет умножать
доверенное ему серебро, то если там, куда
он отправится, шамаллум наживет прибыль,
то он должен подсчитать проценты на все
серебро, сколько взял, и затем должен
сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара".
Участие в торговых операциях было выгодным
делом. Однако оно было вместе с тем и очень
рискованным делом, т. к. грабежи торговых
людей на дорогах и средь бела дня случались
достаточно часто. И не случайно в п. 103
предусмотрено снятие с шамаллума всякой
ответственности, если он по пути сделался
жертвой грабежа.
"Если на пути неприятель
отнимет у него все, что он
вез, то шамаллум должен поклясться
богом и быть свободным от ответственности".
Если он был ограблен на той территории,
куда простиралась власть вавилонского
царя, то в действие вступали пункты 23
и 24, и можно было надеяться на возмещение
убытков за счет той общины, на территории
которой произошел грабеж, однако торговые
поездки были большей своей частью заграничными.
А о существовании каких-либо договоров
между Вавилоном и соседними с ним державами
о совместной борьбе с разбоем на дорогах
пока ничего не известно.
Остальные пункты регулируют отношения
между тамкаром и шамаллумом. Помимо денег
тамкар мог дать шамаллуму любое движимое
имущество для продажи (п. 104). В этом случае
шамаллум должен был отдать тамкару всю
выручку и получить у него документ с печатью.
Нарушение доверия в ЗХ рассматривалось
как очень тяжкий проступок и каралось
соответственно, что и нашло свое отражение
в параграфах 106 и 107, предусматривающих
случаи спора между шамаллумом и тамкаром.
Так если шамаллум взял у тамкара серебро
и затем отпирается в получении этого
серебра, то тамкар должен был изобличить
его перед богом и свидетелями, и шамаллум
был обязан вернуть взятое серебро в троекратном
размере (п.106). Если же тамкар совершал
аналогичный поступок против своего шамаллума,
то он подвергался еще более тяжкому наказанию:
он обязан был вернуть серебро шамаллуму
в шестикратном размере (п. 107)
Аренда и ростовщичество.
Законы Хаммурапи уделяют большое внимание
аренде недвижимости, а также закладу
и обеспечению ссуд. Существовало два
вида земельной аренды: с уплатой определенной
денежной суммы вперед или с уплатой доли
урожая (при аренде сада - до 2/3) после уборки.
Льготные условия предоставлялись в том
случае, если в аренду отдавался необработанный
участок. В этом случае арендная плата
взималась только начиная с четвертого
или пятого года. Причем если человек,
арендуя эту целинную землю, не поднял
ее, то это не освобождало его от взятых
им на себя обязательств (п. 44).
Очень важным моментом является то, что
Хаммурапи в своих законах учел также
различные природные катаклизмы, что можно
проследить в пунктах 45, 47, 48.
Хаммурапи был достаточно дальновидным
царем, понимавшим, что человек бессилен
что-либо противопоставить стихии и если
не руководствовался гуманными соображениями,
то, во всяком случае, пытался поддерживать
численность свободных общинников.
Объектом аренды могла быть не только
недвижимость, но и любое движимое имущество.
В статьях 236 - 239 говорится о найме речных
судов для транспортировки различных
грузов водным путем. Наличие этих статей
в кодексе можно объяснить тем, что построить
какое-нибудь, хотя бы мало-мальски пригодное
судно в те времена было делом хлопотным
и достаточно дорогим и позволить это
себе мог не каждый, но в тоже время в транспортных
средствах для осуществления торговых
операций нуждались многие, поэтому суда
приходилось нанимать. Водный путь, следовательно,
был самым оптимальным средством осуществления
торговых сделок.
Еще одним объектом из движимого имущества,
часто бравшимся в аренду был скот. И это
не удивительно, ведь все сельское хозяйство
держалось на нем. С помощью него пахали,
перевозили различные грузы, крутили жернова
и т. д. Но скот в те времена сам по себе
стоил не малых денег, а потом еще нужно
было отстегивать средства, чтобы его
содержать, а меж тем в тягловой силе животных
нуждались все земледельцы. Вот и приходилось
тем, кто не имел скота, как-то выкручиваться,
брать в аренду. По-видимому, это было достаточно
частым занятием и столкновения между
арендаторами и владельцами по различным
причинам тоже происходили, раз Хаммурапи
решил отвести для него ряд законов. В
частности статьи 241 - 249 рассматривают
возможные конфликты между арендатором
и хозяином животного. Причем здесь Хаммурапи
тоже учел случаи потери животного, происшедшие
не по вине арендатора. Например, в п. 249
говорится, что:
"Если человек наймет быка
и его поразит бог, так что
он падет, то человек, который
нанял быка, должен произнести
клятву богом и быть свободным
от ответственности".
Теперь поговорим о еще одной сфере экономической
деятельности - об ростовщичестве. Ростовщичество,
как известно, существовало в разных странах,
и Вавилон, конечно же, не был исключением.
Если богатые могли обеспечить себе хорошую
жизнь, то бедные, а таковых было, естественно,
большинство вынуждены были хоть как-то
сводить концы с концами и, пытаясь достать
хоть немного денег, прибегали к займу.
Источниками этих займов могли быть только
состоятельные люди, например те же самые
тамкары или зажиточные общинники.
Кредиторы, видимо, нередко принуждали
своих должников отдавать им в "аренду"землю
в счет уплаты долга, причем даже и землю,
на которой уже зреет урожай. Доход кредитора
от такой "сделки "мог значительно
превышать сумму долга вместе с процентами.
Такое злоупотребление ЗХ запрещают (п.
49 - 51 и 66).
ЗХ содержат положение, согласно которому
должник в случае неурожая может переписать
долговую расписку на следующий год и
освобождается от уплаты процентов за
этот дополнительный год (п. 47 и 48).
В ЗХ имеется также и ряд других статей,
направленных на ограничение ростовщичества
и защиту свободных общинников от злоупотреблений
со стороны кредиторов. Так, устанавливается
предельный размер ссудного процента:
33% с хлеба и 20% с серебра (п. 89).Кредитор,
взыскавший более высокий процент, "теряет
то, что дал "(п. 91).
Определена также ответственность кредитора
за всякого рода мошеннические махинации
при расчетах (п. 92 - 94), причем в некоторых
случаях спорная сумма могла быть взыскана
с недобросовестного кредитора в двойном
размере. Должник имел право расплачиваться
с кредитором любыми материальными ценностями,
а не только теми, которые взял в долг (т.
е., например, зерном вместо денег и т. п.
- п. 96). Самоуправное изъятие имущества
в счет долга карается утерей прав на получение
долга с возвращением должнику всего изъятого
(п. 113).
Законы содержат также статьи, ограничивающие
долговое рабство, по которым свободно
рожденный человек, отданный в долговую
кабалу или проданный в рабство, подлежит
освобождению через три года (п. 117). Характерно,
что ЗХ избегают употреблять термин "раб
"по отношению к таким людям. В старовавилонский
период для обеспечения уплаты долга существовал
особый институт непутум"заложников
".
Хаммурапи в качестве кредитора указывает
лишь тамкара, а это наводит на мысль о
том, что именно они и были главными ростовщиками.
Однако это не значит, что другие свободные
общинники не могли заниматься ростовщичеством,
просто они, наверное, занимались этим
гораздо реже чем тамкары.
Тут же речь идет и о торговых и кредитных
сделках содержательниц питейных домов
(п. 108 - 111). За обвешивание они караются
"женской "смертной казнью - утоплением.
Казнь грозила им и в случае, если они
не донесут о сговоре между посетителями
их заведений с целью совершения преступления
(п. 109).
Законы показывают, что Хаммурапи стремился
несколько облегчить положение задолжавшей
свободной бедноты и ограничить ростовщичество.
С одной стороны, это можно рассматривать
как мероприятия, предпринятые в русле
его общей экономической политики; с другой
же - здесь явно прослеживается попытка
Хаммурапи расширить социальную базу,
на которую он мог бы опереться. Но также
ясно, что его законы о ростовщиках носили
половинчатый характер и никак не могли
решить вопрос о кабальных займах, который
начал вырастать в главную проблему эпохи.
Положения о недействительности заемных
сделок на условии процента выше 1/3 основной
суммы носили явно утопический характер:
человек, чья семья и хозяйство гибнут,
не станет отказываться от предлагаемого
ему займа или доносить на недобросовестного
кредитора, если рискует более никогда
не получать взаймы. К тому же, как уже
было сказано, основными ростовщиками
были царские чиновники (те же тамкары),
а также храмы, и апеллировать от одного
бюрократа к другому было бы явно безнадежно.
Закон об освобождении заложника на четвертый
год тоже не решал никаких проблем: заложник
уходил от кредитора тем же неимущим бедняком,
каким к нему попадал, и ему предстояло
либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо
прибегнуть к "защите "царского или
храмового хозяйства.
2.Уровень
производительных сил.
Отсутствие механизации предопределило
огромное значение коллективного труда
людей, которые могли справиться с весьма
трудоемким ирригационным строительством.
Ирригационная экономика явила собой
ранний пример командно-распорядительной
системы. Для поддержания в нормальном
состоянии гидромелиоративной сети вдоль
великих рек необходимо было в каждой
стране иметь большой штат надсмотрщиков,
учетчиков и управляющих, находящихся
на государственной службе. Это определяло
и роль государства в хозяйственных отношениях.
Возвышалось значение государственной
(царско-храмовой, или уже царской) формы
собственности.
С точки зарождения рыночной
экономики, большой интерес представляет
восьмой раздел законов, в котором содержатся
"Правила об операциях с движимым имуществом
и связанных с этим нарушениях". Безусловно,
интересен и раздел 2 (ст. 6—25)1 "Правило охраны собственности
царя, храмов, общин"; раздел 3 (ст. 26—41)
"Об охране имуществ, полученных от
царя за службу"; раздел 4 (ст. 42—71) и
раздел 5 (ст. 78—126) "Операции с недвижимостью
и охрана ее от неправомерных посягательств
посторонних". Раздел 6 (ст. 127—195) можно
считать посвященным полностью семейному
праву, а 7-й раздел (ст. 196—214) — уголовному
праву. Раздел 1 (ст. 1—5) заключал общие
правила об отправлении правосудия.
Вавилония времен Хаммурапи
предстает первым развитым государством
в Западной Азии (территория современного
Ирака). Клановые и родственные связи здесь
заменялись административно-территориальными.
Все занятые в системе администрации и
управления назывались царскими людьми: воины,
ремесленники, дворцовые слуги. Им противостояло
остальное население в виде земледельцев-общинников.
Администрация внедряла практику раздачи
30— 40% пашни из состава царско-храмовых
земель в виде должностных наделов царским
людям первой категории. Практика эта отдаленно
напоминает зародившуюся много веков
спустя систему феодализма в Европе с
заметным отличием: к царским людям первой
категории относились и специалисты из
сферы управления и обслуживания. Эти
люди должны были служить системе "власть
— собственность". Одновременно они
имели право дробить свои наделы и отдавать
отдельными участками в аренду царским
людям второй категории. К ним относились
иноплеменники или потомки разорившихся
общинников. Они выступали не только в
роли арендаторов, но и получали наделы
из царско-храмовых земель, строго без
права их продажи.
Аренда земли, как правило, была
краткосрочной, на один—два года. Арендаторы
платили треть, иногда половину Урожая
за землю. Сад сдавался в аренду за 2/3 урожая.
Распространенным был также наем помещения,
домашних животных, судов. Данные примеры
свидетельствуют: денег и денежной системы
в Вавилонии еще не было, а товарно-денежные
отношения активно развивались! Использовались
в торговых операциях и сделки с недвижимостью,
эквиваленты денег и сикль как первая
весовая мера серебра.
О развитии товарно-денежных
отношений, тенденциях зарождения рыночного
хозяйства свидетельствуют и такие факты.
Оплата труда ремесленников проходила
по тарифам, и мастера несли особую ответственность
за качество изделий. Торговые операции
внутри страны и за ее пределами свидетельствовали
о некотором росте товарного хозяйства,
которое в целом оставалось натуральным.
В Вавилонию ввозили строительный лес
и камень, предметы роскоши, а вывозили
продукты сельского хозяйства и некоторые
ремесленные изделия.
Многочисленные статьи законов
Хаммурапи подтверждают наличие частной
собственности в Вавилонии II тыс. до н.
э., но это понятие не отделялось от определения
личной собственности, т. е. собственность
на недвижимость — суда, дома и др. отождествлялась
с собственностью на предметы быта, одежду
и проч. А собственность на землю как главное
средство производства оставалась в руках
повелителя страны и представителей властных
структур. Историческое значение законов
Хаммурапи заключается в признании института
частной собственности в Месопотамии
II тыс. до н. э.
Безусловным является и тот
факт, что Хаммурапи и его администрация
стремились ограничить собственников
в их деяниях. Так поступали и правители
Древнего Шумера, Ассирии, а также Египта,
Индии и Китая. Централизованная администрация
ограничивала частное предпринимательство,
не давала ему развиваться и изменить
социальную структуру общества. Запрещалось
продажа наделов земли, пожалованных царем.
С этих позиций строго рассматривались
условия аренды и залога имущества. Ограничивались
проявления кредита и ростовщичества.
Долговой процент 'не должен был превышать
20—30%. Анализ Законов царя Хаммурапи и
их оценка специалистами позволяют заключить:деспотии
Месопотамии допускали существование
на вторых ролях в стране частнособственнических
отношений, но жестко ограничивали их.
Такая политика была направлена
на закрепление роли государства в экономике,
формирование традиционных устоев восточного
общества и его социальной стабильности.
Законы Хаммурапи позволяют
понять и социальную структуру Вавилонии.
Основные социальные группы населения
составляли: авилумы — полноправные вавилоняне;
мушкенумы — ограниченные в правах жители;
рабы — с правом на семью и хозяйство.
Предоставление рабам права на ведение
хозяйства в рамках семьи свидетельствует
о том, что Вавилония в своей основе не
была государством классического рабовладения.
Основными производителями материальных
благ оставались свободные люди: земледельцы-общинники
и ремесленники.
Как государство Вавилония
прекратила существовать в 539 г. до н. э.
с завоеванием Междуречья персами.