Особенности христианизации Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:27, реферат

Краткое описание

Введение христианства на Руси следует рассматривать как длительный и сложный процесс, начавшийся задолго до княжения Владимира и продолжавшийся после него. Церковная традиция склонна относить начало истории христианства к хождению апостола Андрея Первозванного на Русь в 1 веке н.э. Упоминание об этом событии есть в летописи, где рассказывается о том, что апостол Андрей занимался миссионерской деятельностью на берегах Черного моря, откуда отправился путем "из варяг в греки". Так он попал на киевские горы, где предсказал возникновение здесь великого христианского города и воздвиг крест. Побывал апостол и на месте, где впоследствии возник Новгород. Большинство историков считает это сказание легендой, которая имела целью возвеличить русскую церковь и утвердить её независимость от константинопольской патриархии. Исторических источников о миссионерской деятельности Андрея Первозванного не сушествует.1

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………………3 стр.
Глава I.Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе…..5 стр.
Глава II.Особенности христианизации Руси………………………………………9 стр.
2.1. Личность Владимира Красное Солнышко…………………………………….10 стр.
2.2. Проблема «выбора веры»……………………………………………………….11 стр.
2.3. Религиозная реформа 988 г. в Киевской Руси…………………………………14 стр.
Глава III.Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значение……..18 стр.
Заключение……………………………………………………………………………19 стр.
Список литературы………………………………………………………..………22 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Русь.docx

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Понятно, что при Владимире Крестителе число христианских священнослужителей на Руси было невелико, и князь – реформатор поневоле был вынужден ограничиться христианизацией городов. Одной из насущных задач Владимира стало просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники – иностранцы, в основном выходцы из Болгарии. Важно отметить, что Болгарская (Охридская) митрополия обладала автокефалией (известной самостоятельностью, независимостью от константинопольского патриарха, в частности правом избирать главу Церкви). В Болгарии пользовались книгами на славянском (старославянском, церковнославянском) языке, близком к разговорному языку русских.

При Владимире Святославиче «нача ставити по градам церкви и попы». Первая каменная церковь – Успения Богородицы, или Десятинная. Труднее было обеспечить церкви священнослужителями, снабдить книгами, иконами. Чтобы изменить языческое мировоззрение, повелел Владимир создавать школы – началось обучение детей из знатных семей – «нарочитой чади». Из них, возможно, предполагалось готовить священников.

 

Владимир стремился реализовать христианский идеал в современном ему восточнославянском обществе. Известно, что на первых порах князь отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников. Своеобразной формой социального обеспечения нуждающихся стала и организованная князем раздача пропитания неимущим, проведение регулярных трапез на княжеском дворе, куда мог прийти всякий голодный.

 

Конечно, взаимоотношения великого князя и его подданных, в особенности обитавших вне стольного города, не сводились к идиллии всепрощения и бескорыстия. Время Владимира нельзя считать периодом полной гармонии власти и общества; правление святого равноапостольного князя не было «золотым веком».

 

Историческое значение этого времени заключалось в ином: в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, в создании условий для полноправного сотрудничества племён Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

 

Глава 3. Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значение.

Крещение Руси – важнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни – от мировоззрения до быта и длившийся достаточно долго (до ХVI века).

 

Появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Влияние религии на самосознание масс было настолько велико, что племенные названия деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности – «крестьяне» (т.е. христиане).

 

Мы не знаем, как произошёл переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот выбор князя ознаменовал собой решительный поворот всей отечественной истории. Язычество не ушло, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную окраску. Оно живёт и сегодня в мировоззрении, традициях, фольклоре нашего народа. «Двоеверие» русских – это результат, в том числе и мудрости РПЦ: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым, христианским содержанием.13

 

Важным оказалось то, что православие не проповедовало идеи предопределения. И поэтому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращённых, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом…

 

Русь была признана как христианское государство, что определило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населённых финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства, которое впоследствии развивалось не на основе национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным. Заимствование становилось основой для сотрудничества. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, школа и переписка книг.

 

Заключение

Введение христианства привело к подъему древнерусской культуры. Благодаря освоению византийской культуры и сохранившихся в ней традиций античности в Древней Руси появились мозаики и фрески, каменное зодчество, иконопись. Широкое развитие получили письменность, летописание, школьное образование, возникли обширные библиотеки при княжеских дворцах и монастырях. Церковь стала местом, где складывались национальные духовные ценности.

На основе христианизации государственность в Киевской Руси во многом приобрела византийские черты. «Восточнохристианская концепция верховной государственной власти, принесенная на Русь из Византии, несомненно, обусловила утверждение в русском обществе постулата о божественном происхождении княжеской власти и усвоение идеи социальной покорности князю как одного из догматов православия». Между светской и церковной властью на Руси установились тесные взаимоотношения при главенстве первой над второй. Можно говорить о широком участии церкви в государственной жизни Древней Руси. В ведение церкви были переданы семейные и наследственные дела, контроль за службой мер и весов, значительная роль отводилась ей в международных делах.14

"Устав" князя  Владимира определил церкви 1/10 часть  доходов "во всей земле Русской". Со временем это юридические право на взимание десятины еще более расширилось. К XII веку русская православная церковь выросла в крупного землевладельца. Опасаясь, что в условиях постоянной межкняжеской борьбы не будут обеспечены земельные, финансовые и правовые интересы церкви, духовенство объективно было заинтересовано в сохранении единства Древней Руси. Посредством церковных проповедей и призывов к князьям оно содействовало утверждению в народе идеи национального единства.

Одной из главных обязанностей церковной власти было посредническое участие в сложных взаимоотношениях между князьями. В этом заключалась миротворческая роль церкви в истории Руси.

Интересы государства и церкви в Древней Руси тесно переплелись. Уступив церковной администрации ряд государственных функций, киевские князья сохранилиза собой значительные права участия в делах церкви. Таким, например, было право великого киевского князя на поставление епископов, которое он разделял с митрополитом. Киевский митрополит, глава русской церкви, назначался константинопольским патриархом с согласия великого князя.

Таким образом, церковь в Древнерусском государстве превратилась в параллельную политическую структуру, которая обладала большой силой в формировании общественного сознания, развитии культуры, международных связях.

Тот факт, что христианство на Руси было принято в православном варианте, имел и некоторые негативные последствия, которые сказались не сразу, а в отдаленной исторической перспективе. Следствием введения православия на Руси стало разобщение её с Западом. В 1054 г. византийская церковная иерархия и посланники главы западной церкви (папы римского) подвергли друг друга взаимному проклятию. Это означало глубокий раскол единого до той поры христианского мира и распад единой церкви на римско-католическую и православную. Едва крестившись, Русь оказалась отделенной от западноевропейской цивилизации веро-исповедальным барьером.

Историки считают, что в православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию. Это способствовало появлению такого феномена, как духовность, неизвестного западному христианскому миру. Но при этом православие не давало стимулов для активной деятельности по преобразованию окружающей жизни.

 

К "византийскому наследству" можно отнести и такие черты, как самодержавный строй, деспотизм верховной власти, мелочная регламентация производства, налоговый гнет, прирученная церковь, рабская покорность низов, нетерпимость к инакомыслию, убежденность в обладании "вечной истиной".

Таким образом, принятие христианства Древней Русью стало важным этапом в развитии восточнославянской цивилизации, оказало глубокое влияние на внутреннюю жизнь государства и его международные позиции.15

 

 

 

 

Список литературы

  1. Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001.- 500с.
  2. Головатенко А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа – Пресс, 1994. -240с.
  3. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2008. – 320с.
  4. Данилов А.А. Россия и мир. М, 2008 г.- 65 с.
  5. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – конец XX века. М.: Просвещение, 2003. – 384с.
  6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М, 2009 г. -144с.
  7. Культурология. История мировой культуры. М, 2008г.-211 с.
  8. Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков. Книга для чтения-М.: Центр гуманитарного образования, 2000. – 288с.
  9. Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192с.
  10. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 351с.
  11. http://www.0ck.ru/(Центральная Научная Библиотека)

 

1 Культурология. История мировой культуры. М, 2008г.-211 с.

 

2 Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192с.

 

3 Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192с.

 

4 Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 351с.

 

5 Данилов А.А. Россия и мир. М, 2008 г.- 65 с.

 

6 http://www.0ck.ru/ (Центральная Научная Библиотека)

 

7 Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков. Книга для чтения-М.: Центр гуманитарного образования, 2000. – 288с.

 

8 Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192с.

 

9 Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001.- 500с.

 

10 Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001.- 500с.

11 Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001.- 500с.

12 Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2008. – 320с

13 Головатенко А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа – Пресс, 1994. -240с.

 

14 http://www.0ck.ru/(Центральная Научная Библиотека)

 

15 Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – конец XX века. М.: Просвещение, 2003. – 384с.

 

 

 


Информация о работе Особенности христианизации Руси