Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:38, контрольная работа
Целью работы является изучение этногенеза башкирского народа. Для раскрытия цели, в работе решаются следующие задачи: анализ места происхождения башкир и их срезы обитания; определение антропологических типов и анализ лингвистических особенностей башкирского языка.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Древнейшее население края до IX века и его этнический состав …………4
2. Проблемы этногенеза башкир………………………………………………. 9
3. Формирование башкирской народности в IX середине XVI века ……….12
Заключение …………………………………………………………………….18
Список использованной литературы …………………………………………19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И
(УГУЭС)
КАФЕДРА «Отечественная история»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История Республики Башкортостан»
на тему: «Особенности этнической истории Башкортостана
до вхождения в состав России»
Уфа – 2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Древнейшее население края до IX века
и его этнический состав …………4
2. Проблемы этногенеза башкир……………………………………………….
9
3. Формирование башкирской народности
в IX середине XVI века ……….12
Заключение …………………………………………………………………….18
Список использованной литературы …………………………………………19
Введение
Башкиры (самоназвание
башкорт), коренной народ Республики Башкортостан.
Численность по переписи 2003, в республике
863,8 тысяч человек, в Российской Федерации
- 1345,3 тысяч, в бывшем СССР - 1449,2 тысяч. За
пределами республики башкиры живут в
Челябинской, Оренбургской, Пермской,
Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской
областях, Татарстане, Казахстане, Средней
Азии, на Украине.
Первые упоминания этнонима в форме "башгирд", "башкирд", "башджирт", "баджгар" зафиксированы в 1-й половине 9 века во время путешествия в страну башкир Саллама Тарджемана, также упоминаются в рассказах Масуди (10 век) и Гардизи (11 век). К рубежу 9-10 вв. относятся сведения ал-Балхи и Ибн-Русте, к началу 10 в. - Ибн-Фадлана, к 13-14 вв. - Плано Карпини ("баскарт"), Виллема Рубрука ("паскатир"), Рашида ад-дина. С 15-16 вв. регулярными становятся упоминания о башкирах в русских источниках, главным образом летописях.
Изучение имеющейся литературы об этногенезе башкир показывает, что о происхождении башкирского народа существуют три теории: тюркская, угорская, промежуточная.
Целью работы является изучение этногенеза башкирского народа. Для раскрытия цели, в работе решаются следующие задачи: анализ места происхождения башкир и их срезы обитания; определение антропологических типов и анализ лингвистических особенностей башкирского языка.
1. Древнейшее население края до IX века и его этнический состав
Древняя территория башкир
охватывала современный Башкортостан,
а также часть Челябинской, Курганской,
Оренбургской, Свердловской, Пермской,
самарской и Саратовской
Первые века первого тысячелетия до н. э. ознаменовались установлением тесных связей между скотоводческими племенами Приуралья и оседло-земледельческими племенами Средней и Передней Азии. В степной полосе, где не было естественных преград для передвижения, складываются крупные племенные объединения с общей культурой. Так, в VII в. до н. э. на юге Башкортостана обитали савроматы. В лесостепной полосе р. Камы и по нижнему течению р. Белой жили тиссагеты. Памятники, оставленные тиссагетами, известны в археологической литературе под названием ананьинской культуры.
Древнебашкирские племена сформировались в единый народ, наследуя культуры бахмутинских, турбаслинских и караякуповских племен VII - VIII вв., у которых, в совокупности, имелось более 600 городищ и селищ, густой сетью покрывавших весь Южный Урал. Если к этому числу добавить еще более 100 поселений и постоянно функционировавших могильников-кладбищ башкир IX - XII вв., то создается объективная историческая картина, характеризующая жизненный уклад древнебашкирских племен. В нем нашли отражение многовековые традиции ведения в крае комплексного хозяйства, где ведущими отраслями были земледелие, полукочевое и пастушеское скотоводство. Хозяйству башкирских племен IX - XII вв. большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Об этом говорят массовые находки в археологических памятниках металлических предметов различного назначения - орудий труда, оружия, украшений, среди которых наблюдается однообразие в формах и размерах. Это свидетельствует о том, что у башкир были многочисленные кузнецы высокого класса, специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.
Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX-XII вв. активных торговых связей со своими отдаленными соседями. Убедительно, в частности, фиксируются подобные связи с народами Средней Азии, откуда башкиры получали роскошные согдийские шелка. Их остатки найдены археологами во многих памятниках этого времени, а в Ямашитауском кургане близ с. Исянгулово-сразу пять их сортов. Большой приток ювелирных изделий, роскошных тканей южного происхождения однозначно указывает, что башкиры поддерживали тесные торгово-экономические связи с южными странами. Имеются указания средневековых письменных источников о том, что через территорию Исторической Башкирии проходил международный торговый путь, связывавший народы Сибири и Восточной Европы.
Культурно-экономические
отношения башкирских племен IX-XII вв.
со своими соседями носили характер торгово-денежных.
На эту мысль наводит
Однако необходимо подчеркнуть, что развитие хозяйства башкир конца I - начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческому труду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазарском каганате. Основная масса башкир, рано переходя к полуоседлости по сравнению с другими степняками (тюрки, печенеги, кипчаки и др.), продолжала оставаться на ней на протяжении всего средневековья. Тут причин много, но главными являются: а) веками приспособленная к богатым природным условиям края система ведения полукочевого скотоводства, б) вхождение основной части Южного Урала в широкий мир степей и использование их как летних пастбищ более могущественными в военно-политическом отношении этническими объединениями.
Сохранилось много историко-
Одним из ранних башкирских ханов IX-X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт), о котором имеется рассказ в сочинении Гардизи (XI в.), написанный под большим влиянием трудов Ибн-Хордадбека и ал-Джейхани Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между "владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников", в близком соседстве с кыргызами и гузами. В этом описании легко угадывается Историческая Башкирия, ибо только она занимает такое пограничное положение между упомянутыми народами.
Сведения Гардизи о Башджурте с войском-дружиной из 2000 всадников перекликается с другими многочисленными упоминаниями о наличии у башкирских предводителей войска численностью в 2000 человек: они содержатся в трудах Истахри (X в.), ал-Балхи (X в.), Идриси (XII в.) и ряда других авторов.
Вплоть до недавнего времени
многие вопросы истории Башкортостана
оставались слабоизученными. В особенности
много было проблем по древней
и средневековой истории края.
Лишь в последние десятилетия
историки приступили к обстоятельному
изучению прошлого башкир. Основная причина
слабой изученности ранних периодов
истории башкирского народа заключается
в недостатке источников. Исследователи
истории народов черпают
С присоединением к России те или иные стороны жизни башкирского общества начинают находить регулярное отражение в различного рода актах и иных документах. После присоединения в крае побывало много русских ученых, путешественников и писателей. Башкортостан привлекал внимание своими просторами, богатой природой, любопытной этнографией, а также своеобразным расположением – на стыке Европы и Азии. Побывали в Башкортостане и научные деятели из-за рубежа. Их поражала первозданность взаимоотношений коренных жителей Южного Урала.
Британский путешественник Маккензи Уоллес отмечал: «В продолжении всех своих странствий я не встретил такого добродушного и гостеприимного приема, как у мусульманских башкир»3. В XVIII в. организуется несколько экспедиций для исследования края. В 1734 г. в составе Оренбургской экспедиции, которую возглавлял И. К. Кирилов, в Уфу приезжает И. П. Рычков, первый в России член – корреспондент Академии наук4. В результате многолетнего изучения природы, экономики и хозяйства Оренбургского края, Рычков создал труды, имеющие большое значение для изучения прошлого Башкортостана. Во второй половине XVIII в. Российская Академия наук организовала две экспедиции в районы Поволжья и Западной Сибири. Первую экспедицию (1768-1974) возглавлял академик П.С. Паллас, вторую (1768-1972) академик И.П. Лепехин5. Обе экспедиции побывали и в Башкортостане. Ученые собрали обширный материал о естественных богатствах Южного Урала, охарактеризовали этнографию.
В начале XIX в. вышел обстоятельный труд «Хозяйственное описание Пермской губернии»1. Здесь довольно-таки подробно говорится о пермских башкирах. В середине XIX в. была опубликована книга В.М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии». Автор сообщает много интересных сведений о быте башкир. По фактическому материалу данная работа не утратила своей ценности и в наши дни. Среди научных исследований, вышедших в конце XIX в., наиболее значительным является труд В.М. Флоринсого «Башкирия и башкиры». В данный период вышел еще ряд интересных работ – это «К этнографии башкир» П.С. Назарова, «Башкиры» А.Е. Алектарова и монография Д.П. Никольского «Башкиры» В 1925 г. вышла первая этнологическая монография о башкирах. Это работа С.И. Руденко «Башкиры». Она была переиздана в 1955 г2.
В последние годы в научный оборот были включены интереснейшие документы. Этими документами оказались башкирские шежере3 (родословные или генеалогические летописи). Составление и знание родословной сначала было необходимостью. Эта необходимость диктовалась обычаями патриархально – родовых отношений, необходимостью устранения кровосмешения. Башкир должен был знать имена своих предков до 10 –15-го колена. Впоследствии башкирский просветитель – демократ Мухаметсалим Уметбаев в этой связи подчеркивал: «Асаба – башкиру необходимо знать три вещи: первое – свое происхождение, т.е. свой род, второе – объяснение звезд по названиям и третье – знание легенд и песен…»4
Уже в период господства
патриархально – родовых
2. Проблемы этногенеза башкир
По проблеме этногенеза башкир
долгое время параллельно существовали
две гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев,
Д.Шлецер, Д.Месарош, С.А.Токарев и другие)
и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов,
В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов,
С.И.Руденко). В 20 в. исследованиями Руденко,
Р.Г.Кузеева, Н.К.Дмитриева, Дж.Г.Киекбаева
и других обоснована точка зрения, согласно
которой в происхождении, формировании
их этнокультурного облика решающую роль
сыграли тюркские племена южносибирско-
Информация о работе Особенности этнической истории Башкортостана до вхождения в состав России