Отечественная история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Большая часть крестьян по-прежнему сохраняла статус временнообязанных, а значит зависимых от помещика. 18 декабря 1881 года был принят указ об обязательном выкупе крестьянами наделов, чем было прекращено временнообязанное положение крестьян. Этот закон включал положение о снижении выкупных платежей на 1 рубль. Постепенно была отменена подушная подать. В 1882 году были приняты меры для смягчения малоземелья крестьян: учрежден Крестьянский банк, который предоставлял дешевые кредиты для покупки земли, облегчена аренда казенных земель.

Содержание

1. Александр III. Внутренняя политика. Социально-экономические реформы С.Ю.Витте.
2. Общественные движения в России в сер. XIX в. Западники. Славянофилы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.работа по истории.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественные движения России в 19 веке. Славянофилы и западники

В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. XIX век принес с собой ощущение уникальности, самобытности российского национально-исторического бытия, трагического (у П.Я. Чаадаева) и горделивого (у славянофилов) осознания своей несхожести с Европой.

Уже в начале века формируется  как политическое течение российский консерватизм. Его теоретик Н.М. Карамзин (1766—1826) писал, что монархическая форма правления наиболее полно отвечает существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества. Монархия означала единоличную всласть самодержца, но это не означало произвола. Монарх обязан был свято соблюдать законы. Разделение общества на сословия понималось им как извечное и закономерное явление. Дворянство обязано было «возвышаться» над другими сословиями не только благородством происхождения, но и нравственным совершенством, образованностью, полезностью обществу.

В 30—40-е гг. острые споры  о своеобразии исторического  пути России надолго захватили значительные круги общественности и привели к формированию двух характерных направлений — западничества и славянофильства. Ядро западников составили группы петербургских профессоров, публицистов и литераторов (В.П. Боткин, Е.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский).

Западники

Славянофилы

Заявляли об общих закономерностях в историческом развитии всех цивилизованных народов. Своеобразие России они видели лишь в том, что Отечество наше отстало в своем экономическом и политическом развитии от стран Европы. Важнейшей задачей общества и власти западники считали восприятие страной передовых, уже готовых форм общественной и экономической жизни, характерных для стран Западной Европы. Это прежде всего подразумевало ликвидацию крепостничества, отмену правовых сословных различий, обеспечение свободы предпринимательства, демократизацию судебной системы и развитие местного самоуправления.

Это течение возникло прежде всего в Москве, в аристократических  салонах и редакциях журналов «первопрестольной». Теоретиками славянофильства были А.С. Хомяков, братья Аксаковы и братья Киреевские. Они писали о том, что исторический путь развития России кардинально отличается от развития западноевропейских стран. Для России было характерно своеобразие, непохожесть на европейские нормы жизни. Российское самодержавие, подчеркивали славянофилы, возникло не в результате столкновения частных интересов, а на основе добровольного согласия между властью и народом. Преобразования же Петра I нанесли удар российской самобытности. В российском обществе произошел глубочайший культурный раскол. Государство стало всемерно усиливать бюрократический надзор за народом. Славянофилы предлагали восстановить право народа на свободное открытое выражение своего мнения. Они активно выступили с требованием отмены крепостного права. Монархия должна была стать «истинно народной», заботясь о всех сословиях, проживающих в государстве, сохраняя самобытные устий: общинные порядки в деревне, земское самоуправление, православие.

Безусловно, и западники, и славянофилы были разными ипостасями российского либерализма. Правда, своеобразие славянофильского либерализма было в том, что он часто выступал в форме патриархально-консервативных утопий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист. Киев, 1889. 68 с.

 

  1. Витте С.Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов. Изд.2. Киев, 1889. 290 с.

 

  1. Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.
  1. История России (Шамиль Мунчаев, Виктор Устинов)

  1. Отечественная история (Виктор Кириллов, Галина Кулагина)

 

  1. ТРУДЫ С.Ю. ВИТТЕ

 

 


Информация о работе Отечественная история