Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:13, реферат
Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
1. Происхождение и расселение восточнославянских племен.
2. Образование Древнерусского государства.
Тема 1. “Откуда есть, пошла русская земля…”
1. Происхождение
и расселение
2. Образование Древнерусского
государства.
Сложность
исследования вопросов
Первые, достаточно скудные сведения,
содержатся в трудах античных, византийских
и арабских авторов.
Серьезным письменным источником, несомненно,
является Повесть временных лет – первая
русская летопись, основной задачей которой,
по словам самого летописца, было выяснить,
«откуда есть пошла Русская земля, кто
в Киеве нача первее княжити, и откуда
Русская земля стала есть». Автор летописи
подробно описывает расселение славянских
племен и период, непосредственно предшествующий
образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами
проблему происхождения и ранней истории
древних славян сегодня решают ученые
разных наук: историки, археологи, этнографы,
лингвисты.
Праславяне
выделились из индоевропейской
группы к середине I тысячелетия
до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали
тогда родственные между собой культуры,
занимавшие довольно обширную территорию.
В этот период еще нельзя выделить чисто
славянскую культуру, она только начинает
складываться в недрах этой древней культурной
общности, из которой вышли не только славяне,
но и некоторые другие народы.
При этом, под именем «венеды», славяне
впервые стали известны античным авторам
еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию
Старшему, Птолемею, которые размещали
их между германцами и угро-финнами.
Так, римские историки Плиний Старший
и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших
между германскими и сарматскими племенами.
При этом Тацит отмечает воинственность
и жестокость венедов, которые, например,
уничтожали пленных.
Многие современные историки видят в
венедах древних славян, еще сохранявших
свое этническое единство и занимавших
территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной
Полыни, а также Волыни и Полесья.
Византийские авторы VI в. были более внимательны
к славянам, так как они, окрепнув к этому
времени, начали угрожать империи.
Иордан возводит современных ему славян
– венедов, склавинов и антов – к одному
корню и фиксирует тем самым начало их
разделения, протекавшего в VI-VIII вв . Относительно
единый славянский мир распадался как
в результате миграций, вызванных ростом
численности населения и «давлением»
других племен, так и взаимодействия с
разноэтнической средой, в которой они
расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные
племена) и с которой контактировали (германцы,
византийцы).
По византийским источникам устанавливается,
что к VI в. н.э. славяне занимали обширные
пространства Центральной и Восточной
Европы и делились на 3 группы: 1) склавины
(жили между Днестром, средним течением
Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье
Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы).
Всего авторы называют около 150 племен
славян.
Однако источники VI в. не содержат еще
указаний на какие-то различия между этими
группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают
единство языка, обычаев, законов.
«Племена антов и славян сходны по своему
образу жизни, по своим нравам и своей
любви к свободе», «издавна живут в народоправстве»
(демократии), «отличаются выносливостью,
храбростью, сплоченностью, гостеприимством,
языческим многобожием и обрядами». У
них много «разнообразного скота», они
«возделывают хлебные злаки, особенно
пшеницу и просо». В своем хозяйстве они
использовали труд «рабов – военнопленных»,
но не держали их в бессрочном рабстве,
а по истечении «некоторого времени отпускали
за выкуп» или предлагали остаться у себя
«на положении свободных или друзей» (мягкая
форма патриархальной системы рабства).
Данные о восточнославянских племенах
имеются в «Повести временных лет» монаха
Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине
славян, которую определяет в бассейне
Дуная. (Согласно библейской легенде их
появление на Дунае Нестор связывал с
«вавилонским столпотворением», приведшим,
по воле Бога, к разъединению языков и
их «рассеиванию» по всему миру). Приход
славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением
на них воинственных соседей - «волохов»,
вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось
в источниках только в VI в. н.э. В это время
славянский этнос активно включается
в процесс Великого переселения народов
– крупного миграционного движения, охватившего
Европейский континент в середине I тысячелетия
н.э. и почти полностью перекроившего его
этническую и политическую карту.
Расселение славян на обширных пространствах
Центральной, Юго-Восточной и Восточной
Европы стало главным содержанием поздней
фазы Великого переселения народов (VI
– VIII вв.). Одна из группировок славян,
расселившаяся в лесостепных областях
Восточной Европы, именовалась антами
(слово иранского либо тюркского происхождения)
.
Вокруг вопроса,
какую территорию занимали
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев,
В.О.Ключевский поддерживали версию русских
летописей (в первую очередь - «Повести
временных лет») о том, что прародиной
славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение:
с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались
около пяти веков, после чего в VII в. восточные
славяне постепенно расселились по Русской
(Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает,
что прародина славян находилась в более
северных регионах (Среднее Поднепровье
и Поприпятье или же междуречье Вислы
и Одера).
Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших
археологических данных, предлагает объединить
оба варианта прародины славян. Он считает,
что праславяне размещались в широкой
полосе Центральной и Восточной Европы
(от Судет, Татр и Карпат до Балтийского
моря и от Припяти до верховьев Днестра
и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что
славяне занимали в первой половине I тысячелетия
н.э. земли от верхней и средней Вислы до
среднего Днепра.
Расселение славян происходило по трем
основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион
между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской
равнине.
Соответственно в результате расселения
сформировались три существующие доныне
ветви славянства: южные, западные и восточные
славяне.
К IX в. у восточных славян началось формирование
государства. Это можно связать с двумя
следующими моментами: появлением пути
«Из варяг в греки» и сменой власти.
Так, временем, с которого восточные славяне
входят во всемирную историю, можно считать
середину IX века – время, когда появился
путь «Из варяг в греки».
Нестор в своей Повести временных лет
приводит описание этого маршрута.
«Когда же поляне жили отдельно по горам
этим (имеются в виду днепровские кручи
у Киева), тут был путь из Варяг в Греки
и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра
– волок до Ловати, а по Ловати можно войти
в Ильмень, озеро великое; из того же озера
вытекает Волхов и впадает в озеро великое
Нево, и устье того озера впадает в море
Варяжское... И по тому морю можно плыть
до Рима, а от Рима можно приплыть по тому
морю к Царьграду, а от Царьграда можно
приплыть в Понт море, в которое впадает
река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского
леса и течет на юг, а Двина из того же леса
течет и направляется на север и впадает
в море Варяжское. Из того же леса течет
Волга на восток и впадает семьюдесятью
устьями в море Хвалисское. Так из Руси
можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы,
и далее на восток пройти в удел Сима, а
по Двине в землю Варягов, а от Варяг до
Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр
впадает устьем в понтийское море; это
море слывет Русским.».
Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г.
в Новгороде власть перешла к вождю одного
из варяжских отрядов – Олегу.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев,
обманом убил киевских князей Аскольда
и Дира (последних из рода Кия).
Эта дата
(882 г.) традиционно считается датой
образования Древнерусского
Существует точка зрения, что поход Олега
на Киев был первым актом в драматической
вековой борьбе между прохристианскими
и проязыческими силами на Руси (после
крещения Аскольда и его сподвижников
родоплеменная знать, жрецы обращаются
за помощью к князьям – язычникам Новгорода).
Сторонники этой точки зрения обращают
внимание на то, что поход Олега на Киев
в 882 г. менее всего был похож на завоевание
(в источниках нет ни слова о вооруженных
столкновениях по пути, все города по Днепру
отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло
благодаря самобытному политическому
творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами,
занимаясь сельским хозяйством, охотой
и рыболовством. Находясь между Европой
и Азией, они подвергались постоянным
военным нашествиям и грабежам со стороны
степных кочевников и северных пиратов,
поэтому сама история вынудила их выбирать
или нанимать князей с дружинами для самообороны
и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной
общины, имеющей профессиональные вооруженные
и управленческие органы, действующие
на постоянной основе, возникло Древнерусское
государство, в основании которого участвовали
два политических начала социального
общежития: 1) единоличное или монархическое
в лице князя и 2) демократическое – представленное
вечевым собранием народа.
Подытоживая
сказанное, отметим, прежде
При этом более древний период происхождения
древних славян и их первоначального развития
почти совсем лишен достоверных письменных
источников.
Поэтому происхождение древних славян
может быть освещено только лишь на основании
археологических материалов, которые
в данном случае приобретают первостепенное
значение.
Миграция древнейших славян, контакты
с местным населением и переход к оседлости
на новых землях привели к появлению восточно-славянского
этноса, состоявшего из более чем десятка
племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности
восточных славян стало, в основном, по
причине оседлости, земледелие. Заметно
возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой
демократии к военной, а от родовой общины
– к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян.
На смену синкретическому Роду – главному
богу славян-охотников, с развитием земледелия
приходит обожествление отдельных сил
природы. При этом все более ощущается
несоответствие существовавших культов
потребностям развития восточнославянского
мира.
В VI – середине IX в. славяне сохранили
основы общинного строя: общинную собственность
на землю и скот, вооружение всех свободных
людей, регулирование социальных отношений
с помощью традиций и обычного права, вечевую
демократию.
Торговля и война у восточных славян,
попеременно сменяя друг друга, все больше
изменяли уклад жизни славянских племен,
вплотную подводя их к формированию новой
системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения,
вызванные как собственным внутренним
развитием, так и влиянием внешних сил,
что в своей совокупности и создавало
условия для образования государства.