Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:09, контрольная работа
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х – 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Введение
1. Западничество
1.1 Сущность и основные идеи
1.2 И.В.Киреевский: критика западного рационализма
2 Славянофильство
2.1 Сущность и основные идеи
2.2 Хомяков А.С.: концепция живого знания и принцип соборности
3 Отличительные особенности западничества и славянофильства
Заключение
Список использованной литературы
"Гоголь, Киреевский, Хомяков, Константин Леонтьев – вот крупнейшие русские строго церковно-православные мыслители и в то же время яркие религиозные личности, которые глубоко поняли первенствующее значение Русской Православной Церкви в истории русской духовной культуры и которые отдали все свои, полученные от Бога, высокие таланты на служение этой Церкви", – пишет профессор Андреев в статье "Религиозное лицо Гоголя".
Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и целостности, как и Пушкин. Эту целостность души они приобрели, изучая "духовную философию Восточных Отцов Церкви", которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.
И. Киреевский достиг редчайшей целостности духа. По оценке Н. Арсеньева, автора биографического очерка о Хомякове, жизнь Хомякова – "есть редко встречающееся проявление необычайного и последовательного посвящения себя и своих сил единой высшей цели – проповеди и словом, и делами, той высшей Правде, которой он служил всем своим существом".
Хомяков был убежденным противником крепостного права. "Христианин, – писал он Я.И.Ростовцеву, – может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем". Он был горячим проповедником освобождения крестьян и является идейным вдохновителем виднейших деятелей эпохи Великих Реформ.
Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию всеединства.
Учение славянофилов, как и сами славянофилы не имеют ничего общего с учением их идейных противников – западников – "людей потревоженного духа". Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции Православия – борьбы с умственным "безмерием". Славянофилы не только на словах боролись с душевной раздвоенностью русского образованного человека со времен Петровской революции, но личным примером доказали, что Православие способно вернуть душе образованного человека былую целостность.
Список использованной литературы
История России с древности до наших дней /под ред. Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г.
2 История философия: Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г.
Философия: Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г.
http://moy-bereg.ru/zapadniki/
Информация о работе Отличительные особенности западничества и славянофильства