Отмена крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:51, реферат

Краткое описание

Суть реформы отмены крепостного права от 19 марта 1861 в том, что это рубеж между феодальной и капиталистической истории России.
Относительно реформы существуют противоречивые мнения: первая - царь добровольно даровал волю крестьянам, и это хорошо; вторая - реформа была грабительской и проблем не решила.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Эволюция помещичьего  хозяйства состояла во все большей  интенсификации земледелия на базе широкого использования наемного труда, применения сельскохозяйственных машин.

Пореформенное помещичье хозяйство, переходное по своему социально-экономическому содержанию, сводилось к двум основным системам: отработочной и капиталистической. Отработочная система состояла в том, что страдавшие от малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших владельцев и за это обрабатывать землю своим инвентарем ту часть земли, которая оставалась у помещика. Эта система господствовала в губерниях Черноземного Центра и Среднего Поволжья.

Капиталистическая система, при которой обработка  помещичьей земли производилась  вольнонаемными рабочими с применением  машин и минеральных удобрений, преобладала в Прибалтике, на Правобережной  Украине, в Новороссии и на Северном Кавказе. Батраки рекрутировались из беднейших крестьян, которые продавали или бросали свои мизерные наделы и уходили на заработки. Число батраков в 1890 году достигало 3,5 млн. человек (около 20% всего мужского населения рабочего возраста).

Процесс развития капитализма в сельском хозяйстве  России вел к большему распространению  капиталистической системы помещичьих хозяйств и вытеснению отработочной. При этом земля разорившихся помещиков  сплошь и рядом попадала в руки наиболее крупных дворян, а также купцов и сельской буржуазии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суть реформы  отмены крепостного права от 19 марта 1861 в том, что это рубеж между  феодальной и капиталистической  истории России.

Относительно  реформы существуют противоречивые мнения: первая - царь добровольно даровал волю крестьянам, и это хорошо; вторая - реформа была грабительской и проблем не решила.

Итак, 19 февраля  царь опубликовал и подписывает  манифест об отмене крепостного права, который состоял их нескольких пунктов.

Пункт первый. Из 30 миллионов крестьян освобождались лишь 15 миллионов. 14 миллионов государственных и 1 миллион казенных - не освобождались. Освобожденные крестьяне бесплатно получают личную свободу и уравниваются в правах со всеми сословиями.

Пункт второй рассматривал вопрос о том, как наделять крестьян землей. До реформы крестьяне измели до 30 десятин земли. По реформе бесплатно они могли получить от помещика 1 десятину, остальную же землю надо выкупать, но не больше 12 десятин.

Третий пункт. Крестьянин платит 20% процентов от стоимости земли по ценам 1861 года. Причем платит не сразу, а в течение 20 лет. Вроде бы очень хорошо, но дальше, следовало пояснение: на это время, когда крестьянин платит помещику, крестьянин считается временнообязанным - платит выкуп и несет те, же повинности что и до отмены крепостного права.

Выданную государством 80% ссуду крестьянин так же должен вернуть, выплачивая выкупные платежи  в течение 49 лет, при этом набежавшие проценты также учитывались.

Таким образом, когда крестьянин полностью рассчитывался  он выплачивал сумму в пять раз превышающую стоимость земли.

Крестьянин  получил земли меньше, а вести  хозяйство на 12 десятин невозможно, поэтому крестьянин арендовал землю  у помещика, так называемые отрезки. И это не все. Теперь земля стала  государственной, крестьянин выкупая землю не получал ее в собственность.

Это стало тормозом развития капитализма. Земля для  капитализма должна быть объектом частной  собственности.

Реформа привела  к резкому ухудшению положения  крестьян, она сделало невозможным  для крестьянства накопление капитала.

Однако считается  что реформа - начало капитализма. Она  освободила путь для развития капитализма. Потому что все-таки после реформы  делается необходимым проведение и  других реформ, способствует превращению  России в буржуазную монархию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Ключевский, В. О. Русская история .Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3. Переиздание [Текст] / В.О. Ключевский.-М.:Мысль, 1997.-584 с.
  2. Личман , Б.В. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций [Текст] / Под ред. проф. Б. В. Личмана.-Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т.,1994.-304 с.
  3. http://www.bibliotekar.ru/rus/15.htm

4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/pushk/index.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

             Александр II

Манифест 19 февраля 1861 года

                                       

 

 

 

 

 

Божиею милостию Мы, Александр Второй, император  и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и  прочая, и прочая, и прочая. Объявляем  всем нашим верноподданным.

Божиим провидением  и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский  всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою  любовию и попечением всех наших  верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в  положение званий и состояний  в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники  наши и принимали меры к изменению  на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения  положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий  поданный нам рукою провидения.

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в  Главном по сему делу комитете; и  составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в  помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат  в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие  им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость  и сверх того, для обеспечения  быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим  поземельным наделом, крестьяне  за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с  тем им дается право выкупать усадебную  их оседлость, а с согласия помещиков  они могут приобретать в собственность  полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных  началах составленными положениями  определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии  положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых  оным перемен, не может быть произведено  вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в  каждой губернии губернское по  крестьянским делам присутствие,  которому вверяется высшее заведование  делами крестьянских обществ,  водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения  на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать  в помещичьих имениях мирские  управления, для чего, оставляя сельские  общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить,  поверить и утвердить по каждому  сельскому обществу или имению  уставную грамоту, в которой  будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные  грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения  сего срока крестьянам и дворовым  людям пребывать в прежнем  повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7. Помещикам  сохранить наблюдение за порядком  в их имениях, с правом суда  и расправы, впредь до образования  волостей и открытия волостных  судов.

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.

Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас  и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.

Имеющиеся в  виду примеры щедрой попечительности  владельцев о благе крестьян и  признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего  же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать  в собственность вместе с усадьбами  и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся  на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о  упразднении крепостного права  распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получая для себя более твердое  основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского  быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным  движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови  с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага  общественного. Дан в Санкт Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.  

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отмена крепостного права