Божиею милостию
Мы, Александр Второй, император
и самодержец всероссийский, царь польский,
великий князь финляндский, и
прочая, и прочая, и прочая. Объявляем
всем нашим верноподданным.
Божиим провидением
и священным законом престолонаследия
быв призваны на прародительский
всероссийский престол, в соответствие
сему призванию мы положили в сердце
своем обет обнимать нашею царскою
любовию и попечением всех наших
верноподданных всякого звания и состояния, от благородно
владеющего мечом на защиту Отечества
до скромно работающего ремесленным орудием,
от проходящего высшую службу государственную
до проводящего на поле борозду сохою
или плугом.
Вникая в
положение званий и состояний
в составе государства, мы усмотрели, что государственное
законодательство, деятельно благоустрояя
высшие и средние сословия, определяя
их обязанности, права и преимущества,
не достигло равномерной деятельности
в отношении к людям крепостным, так названным
потому, что они частию старыми законами,
частию обычаем потомственно укреплены
под властию помещиков, на которых с тем
вместе лежит обязанность устроять их
благосостояние. Права помещиков были
доныне обширны и не определены с точностию
законом, место которого заступали предание,
обычай и добрая воля помещика. В лучших
случаях из сего происходили добрые патриархальные
отношения искренней правдивой попечительности
и благотворительности помещика и добродушного
повиновения крестьян. Но при уменьшении
простоты нравов, при умножении разнообразия
отношений, при уменьшении непосредственных
отеческих отношений помещиков к крестьянам,
при впадении иногда помещичьих прав в
руки людей, ищущих только собственной
выгоды, добрые отношения ослабевали и
открывался путь к произволу, отяготительному
для крестьян и неблагоприятному для их
благосостояния, чему в крестьянах отвечала
неподвижность к улучшениям в собственном
быте.
Усматривали cиe
и приснопамятные предшественники
наши и принимали меры к изменению
на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные,
предложенные добровольному, свободолюбивому
действованию помещиков, частию решительные
только для некоторых местностей, по требованию
особенных обстоятельств или в виде опыта.
Так, император Александр I издал постановление
о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший
родитель наш Николай I — постановление
об обязанных крестьянах. В губерниях
западных инвентарными правилами определены
наделение крестьян землею и их повинности.
Но постановления о свободных хлебопашцах
и обязанных крестьянах приведены в действие
в весьма малых размерах.
Таким образом,
мы убедились, что дело изменения
положения крепостных людей на лучшее
есть для нас завещание предшественников
наших и жребий, чрез течение событий
поданный нам рукою провидения.
Мы начали cиe дело актом нашего
доверия к российскому дворянству, к изведанной
великими опытами преданности его престолу
и готовности его к пожертвованиям на
пользу Отечества. Самому дворянству предоставили
мы, по собственному вызову его, составить
предположения о новом устройстве быта
крестьян, причем дворянам предлежало
ограничить свои права на крестьян и подъять
трудности преобразования не без уменьшения
своих выгод. И доверие наше оправдалось.
В губернских комитетах, в лице членов
их, облеченных доверием всего дворянского
общества каждой губернии, дворянство
добровольно отказалось от права на личность
крепостных людей. В сих комитетах, по
собрании потребных сведений, составлены
предположения о новом устройстве быта
находящихся в крепостном состоянии людей
и о их отношениях к помещикам.
Сии предположения,
оказавшиеся, как и можно было
ожидать по свойству дела, разнообразными,
сличены, соглашены, сведены в правильный
состав, исправлены и дополнены в
Главном по сему делу комитете; и
составленные таким образом новые положения о помещичьих
крестьянах и дворовых людях рассмотрены
в Государственном совете.
Призвав Бога в
помощь, мы решились дать сему делу исполнительное
движение.
В силу означенных
новых положений, крепостные люди получат
в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя
право собственности на все принадлежащие
им земли, предоставляют крестьянам,
за установленные повинности, в постоянное
пользование усадебную их оседлость
и сверх того, для обеспечения
быта их и исполнения обязанностей их пред правительством,
определенное в положениях количество
полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим
поземельным наделом, крестьяне
за cиe обязаны исполнять в пользу
помещиков определенные в положениях
повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне
именуются временнообязанными.
Вместе с
тем им дается право выкупать усадебную
их оседлость, а с согласия помещиков
они могут приобретать в собственность
полевые земли и другие угодья,
отведенные им в постоянное пользование.
С таковым приобретением в собственность
определенного количества земли крестьяне
освободятся от обязанностей к помещикам
по выкупленной земле и вступят в решительное
состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением
о дворовых людях определяется для них переходное состояние,
приспособленное к их занятиям и потребностям;
по истечении двухлетнего срока от дня
издания сего положения они получат полное
освобождение и срочные льготы.
На сих главных
началах составленными положениями
определяется будущее устройство крестьян и дворовых
людей, установляется порядок общественного
крестьянского управления и указываются
подробно даруемые крестьянам и дворовым
людям права и возлагаемые на них обязанности
в отношении к правительству и к помещикам.
Хотя же сии
положения, общие, местные и особые
дополнительные правила для некоторых
особых местностей, для имений мелкопоместных
владельцев и для крестьян, работающих
на помещичьих фабриках и заводах, по возможности
приспособлены к местным хозяйственным
потребностям и обычаям, впрочем, дабы
сохранить обычный порядок там, где он
представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем
помещикам делать с крестьянами добровольные
соглашения и заключать условия о размере
поземельного надела крестьян и о следующих
за оный повинностях с соблюдением правил,
постановленных для ограждения ненарушимости
таковых договоров.
Как новое устройство,
по неизбежной многосложности требуемых
оным перемен, не может быть произведено
вдруг, а потребуется для сего
время, примерно не менее двух лет, то
в течение сего времени, в отвращение
замешательства и для соблюдения общественной
и частной пользы, существующий доныне
в помещичьих имениях порядок должен быть
сохранен дотоле, когда, по совершении
надлежащих приготовлений, открыт будет
новый порядок.
Для правильного достижения сего мы признали
за благо повелеть:
1. Открыть в
каждой губернии губернское по
крестьянским делам присутствие,
которому вверяется высшее заведование
делами крестьянских обществ,
водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения
на местах недоразумений и споров,
могущих возникнуть при исполнении новых
положений, назначить в уездах мировых
посредников и образовать из них уездные
мировые съезды.
3. Затем образовать
в помещичьих имениях мирские
управления, для чего, оставляя сельские
общества в нынешнем их составе, открыть
в значительных селениях волостные управления,
а мелкие сельские общества соединить
под одно волостное управление.
4. Составить,
поверить и утвердить по каждому
сельскому обществу или имению
уставную грамоту, в которой
будет исчислено, на основании
местного положения, количество земли,
предоставляемой крестьянам в постоянное
пользование, и размер повинностей, причитающихся
с них в пользу помещика как за землю, так
и за другие от него выгоды.
5. Сии уставные
грамоты приводить в исполнение по мере утверждения
их для каждого имения, а окончательно
по всем имениям ввести в действие в течение
двух лет со дня издания настоящего манифеста.
6. До истечения
сего срока крестьянам и дворовым
людям пребывать в прежнем
повиновении помещикам и беспрекословно исполнять
прежние их обязанности.
7. Помещикам
сохранить наблюдение за порядком
в их имениях, с правом суда
и расправы, впредь до образования
волостей и открытия волостных
судов.
Обращая внимание
на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое
всего возлагаем упование на всеблагое
провидение Божие, покровительствующее
России.
Засим полагаемся
на доблестную о благе общем ревность
благородного дворянского сословия,
которому не можем не изъявить от нас
и от всего Отечества заслуженной признательности
за бескорыстное действование к осуществлению
наших предначертаний. Россия не забудет,
что оно добровольно, побуждаясь только
уважением к достоинству человека и христианскою
любовию к ближним, отказалось от упраздняемого
ныне крепостного права и положило основание
новой хозяйственной будущности крестьян.
Ожидаем несомненно, что оно также благородно
употребит дальнейшее тщание к приведению
в исполнение новых положений в добром
порядке, в духе мира и доброжелательства
и что каждый владелец довершит в пределах
своего имения великий гражданский подвиг
всего сословия, устроив быт водворенных
на его земле крестьян и его дворовых людей
на выгодных для обеих сторон условиях,
и тем даст сельскому населению добрый
пример и поощрение к точному и добросовестному
исполнению государственных повинностей.
Имеющиеся в
виду примеры щедрой попечительности
владельцев о благе крестьян и
признательности крестьян к благодетельной
попечительности владельцев утверждают
нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится
большая часть затруднений, неизбежных
в некоторых случаях применения общих
правил к разнообразным обстоятельствам
отдельных имений, и что сим способом облегчится
переход от старого порядка к новому и
на будущее время упрочится взаимное доверие,
доброе согласие и единодушное стремление
к общей пользе.
Для удобнейшего
же приведения в действие тех соглашений
между владельцами и крестьянами,
по которым сии будут приобретать
в собственность вместе с усадьбами
и полевые угодья, от правительства будут оказаны
пособия, на основании особых правил, выдачею
ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся
на здравый смысл нашего народа.
Когда мысль правительства о
упразднении крепостного права
распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали
было частные недоразумения. Некоторые
думали о свободе и забывали об обязанностях.
Но общий здравый смысл не поколебался
в том убеждении, что и по естественному
рассуждению свободно пользующийся благами
общества взаимно должен служить благу
общества исполнением некоторых обязанностей,
и по закону христианскому всякая душа
должна повиноваться властям предержащим
(Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в
особенности кому должно, урок, дань, страх,
честь; что законно приобретенные помещиками
права не могут быть взяты от них без приличного
вознаграждения или добровольной уступки;
что было бы противно всякой справедливости
пользоваться от помещиков землею и не
нести за cиe соответственной повинности.
И теперь с надеждою
ожидаем, что крепостные люди при открывающейся
для них новой будущности поймут и с благодарностию
примут важное пожертвование, сделанное
благородным дворянством для улучшения
их быта.
Они вразумятся,
что, получая для себя более твердое
основание собственности и большую свободу располагать своим
хозяйством, они становятся обязанными
пред обществом и пред самими собою благотворность
нового закона дополнить верным, благонамеренным
и прилежным употреблением в дело дарованных
им прав. Самый благотворный закон не может
людей сделать благополучными, если они
не потрудятся сами устроить свое благополучие
под покровительством закона. Довольство
приобретается и увеличивается не иначе
как неослабным трудом, благоразумным
употреблением сил и средств, строгою
бережливостию и вообще честною в страхе
Божием жизнию.
Исполнители приготовительных
действий к новому устройству крестьянского
быта и самого введения в cиe устройство
употребят бдительное попечение, чтобы
cиe совершалось правильным, спокойным
движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев
не было отвлечено от их необходимых земледельческих
занятий. Пусть они тщательно возделывают
землю и собирают плоды ее, чтобы потом
из хорошо наполненной житницы взять семена
для посева на земле постоянного пользования
или на земле, приобретенной в собственность.
Осени себя крестным
знамением, православный народ, и призови
с нами Божие благословение на
твой свободный труд, залог твоего
домашнего благополучия и блага
общественного. Дан в Санкт Петербурге,
в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества
Христова тысяча восемьсот шестьдесят
первое, царствования же нашего в седьмое.
|