Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:06, контрольная работа
Одним из стратегически важных регионов мира является Кавказ. Регион, за который велись многочисленные войны в разные периоды истории, и сегодня остается объектом повышенного внимания ведущих государств мира и транснациональных корпораций. Таковым он обещает оставаться и в будущем. Появление новых государственных образований на Кавказе привело к тому, что значимость для России региона Северного Кавказа возросла многократно. Сегодня на Северном Кавказе сосредоточено множество противоречий и проблем, имеющих геополитическую окраску. Это регион, где вопросы, связанные с геополитической безопасностью России, стоят остро и требуют комплексного рассмотрения. Становление и развитие российско-кавказских отношений носило сложный и противоречивый характер.
Введение……………………………………………………………………………………………….…..2
Вхождение Кавказа и Закавказья в состав Российский империи………….2
3.1.-Присоединение Грузии……………………………………………………………………2
3.2.-Русско-иранские войны…………………………………………………………………..4
3.3.-Русско-турецкая война…………………………………………………………………..6
3.4.-Кавказская война……………………………………………………………………………8
Отношения России и Кавказа в первой половине XIX века………………….10
Национальные и геополитические интересы России на Кавказе в первой половине XIX века. Религиозный фактор в Кавказской войне..13
5.1.-Национальный интерес России на Кавказе в 1 п. XIX в. …………….14
5.2.-Геополитический интерес России на Кавказе в 1 п. XIX в. ………..14
5.3.-Религиозный фактор в Кавказской войне…………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………………..17
Список литературы …………………………………………………………………….…….…19
Характеристика используемой литературы ……………………………..…….20
4. Отношения России и Кавказа в первой половине XIX века.
О Кавказской войне
19 века известно многое. Вполне исчерпывающе
описаны её причины, фактура, герои.
Установлено, где, когда и как
происходили битвы, чем они заканчивались
и почему. Не осталось вне поля зрения
и внутренне социально- экономическое,
политическое и идеологическое содержание
войны. Приблизительно с 20-х годов 19
века на обычные и межклановые
раздоры наслаиваются все более
ожесточенные конфликты между приверженцами
традиционного адата и
5. Национальные и геополитические интересы России на Кавказе в первой половине XIX века. Религиозный фактор в Кавказской войне.
5.1.Национальный интерес России на Кавказе в первой половине XIX века. Формирование геополитического пространства Российского государства — это сложный и длительный этнический, идеологический, военно-стратегический, экономический, религиозный и социокультурный процесс, основу которого составляло созидательное объединение соседствовавших народов с целью самосохранения и взаимовыгодного сотрудничества. Инициатива стратегического партнерского взаимодействия, исходившая от русских, не поддерживалась разрозненными племенами Кавказа. Столкновение интересов в силу обострившейся международной ситуации в начале XIX в. было, таким образом, неизбежным. Способы решения этой проблемы — предлагаемые, рассматриваемые и применяемые — определили в итоге характер взаимоотношений и перспективы политического развития российских и кавказских народов. В 20-е годы XIX века Российское государство ,одолев наполеоновское нашествие, видело нарастающую угрозу со стороны Юга, где Турция и Иран путем религиозной антихристианской пропаганды и строительства военных крепостей на стратегически важных пунктах Кавказа активно распространяли свое влияние. Вмешательство в этот процесс Англии и Франции посредством военной помощи и экономического проникновения означало создание союза, угрожавшего национальным интересам России. Цивилизационное столкновение, выразившееся в конфликте интересов и ментальности различных культур, приобрело военный характер после неудавшихся попыток мирного политического разрешения противоречий между российской государственностью, с одной стороны, и враждебными разрозненными племенами Кавказа, с другой.
5.2.Геополитические интересы России на Кавказе в первой половине XIX века. Геополитическое значение Северного Кавказа как региона, оказывающего непосредственное влияние на военно-стратегическое преобладание на Ближнем Востоке, европейско-азиатскую торговлю, региона перспективного для сельскохозяйственного освоения и развития промышленности, а также как центра обмена культурными ценностями между народами признавалось, бесспорно, всеми государственными деятелями и просвещенной общественностью. Кавказские народы, имея все шансы (горы, обеспечивающие безопасность существования, теплый климат, способствующий развитию сельского хозяйства, восточное побережье Черного моря, дающее возможность вести активную и успешную морскую торговлю со всеми экономически развитыми странами, природные ресурсы — дерево, цемент, ископаемые и т.д., — позволяющие организовать свое производство и строительство, близость древнейших цивилизаций — письменность, счет, достижения в науке, искусство, — перекресток основных сухопутных торговых путей) занять одно из лидирующих мест в международной политике, экономике и культуре, не использовали ни один из них, более того, изолировавшись от остального мира, переживали внутреннюю межплеменную рознь и испытывали недостаток в основных средствах существования. В России идея «государственности», являясь основополагающей, выразилась в объединяющей роли славянского этноса (завершение этого процесса было прервано политикой западных держав, что и привело к необходимости взаимодействия с другими этносами), который, включая в состав своего политического образования различные соседние племена и народы, гарантировал не только безопасность их существования, но и перспективы взаимовыгодного экономического развития. Геополитическое пространство России становилось, таким образом, областью соединения и созидательного сотрудничества многообразных культур. Ситуация, в которой такой стратегически важный в военном и экономическом отношении регион, как Кавказ, не был представлен единым или несколькими самостоятельными юридически закрепленными сообществами, не отвечала реалиям политики XIX в. Уровень цивилизационного развития европейских стран требовал налаживания отношений со всеми экономическими партнерами на Востоке. К этому же стремилось и Российское государство. И поскольку путь на Восток проходил через Кавказ, Россия неизбежно должна была устанавливать мирные отношения с горскими народами. Отсутствие собственной государственности у горцев Кавказа, а значит, и гарантий соблюдения определенных условий для безопасности и экономического сотрудничества, делало необходимым функционирование российской администрации как организующего и контролирующего начала, не обеспечиваемого самими горцами. Российские власти также были заинтересованы и в большем количестве незамерзающих баз для своего флота, и в безопасных торговых портах на Черном море, дающих выход к основным мировым рынкам, — этому способствовал и благоприятный режим черноморских проливов. Однако черкесы (так принято называть местные племена), никогда не строившие собственных городов на побережье, общались с внешним миром только посредством торговых колоний, основывавшихся другими народами — греками, римлянами, византийцами, генуэзцами и турками, — привносившими свою культуру, которая так и не была воспринята туземным населением и постоянно отторгалась. Парадоксальным является факт полного отсутствия собственного мореплавания, характерного для всех народов, живущих на побережьях. Таким образом, не имея своих торговых пунктов и флота, горские народы Северо-Западного Кавказа не могли выступать партнерами России на Черном море. Налаживанию мирных долговременных связей народов России и Северного Кавказа препятствовал менталитет горцев, не склонных поддерживать и развивать подобные отношения. Становясь преградой в установлении цивилизационного взаимодействия между Россией и Востоком и территорией формирующегося антироссийского военного блока Турции и Ирана при посредничестве Англии и Франции, народы, населяющие Кавказ, провоцировали российские власти на более активные силовые действия.
5.3.Религиозный фактор в Кавказской войне. Российская Империя формировалась не только как многонациональное, но и как многоконфессиональное государство. Хотя преобладающую роль здесь всегда играло православие (момент принятия христианства неразрывно связан с началом образования Древнерусского государства), оно никогда не выступало как самостоятельный механизм, используемый на присоединяемых территориях для достижения полного «слияния». И если испанские конкистадоры завоевывали Америку под знаменем католицизма, обращая в эту веру все туземные племена, русские несли прежде всего идею государственности как идею объединения, а христианство — только как черту своего менталитета, не затрагивая местных традиций и обрядов. Прежде чем Россия вступила на Кавказ (соединяющий в себе язычество, христианство и различные течения ислама), она уже прежде имела опыт существования с мусульманскими народами (Казанское и Крымское ханства, вошедшие в её состав в XVI – XVIII вв.). Не нарушая этнических традиций, Россия привносила в инородческие окраины элементы своей культуры, которые позволяли сближаться и развиваться взаимовыгодно. Русский народ не только не подавлял национальные особенности, но и часто заимствовал многие из них (казачество, например, переняло горскую одежду). Привлечение инородческой аристократии в высшие государственные круги также являлось характерной особенностью функционирования российской администрации. Многие народы только с включением в состав Российской Империи обрели свою письменность (в том числе и адыги), возможность сохранять традиции, не противоречащие основным государственным законам. События на Кавказе в первой половине XIX в. приобрели характер религиозного противостояния (газават — священная война с неверными — как война с русскими), скорее не в силу идейно-духовных различий, а вследствие ментальности горцев, склонных к воинственному образу жизни и неприятию любых культурных ценностей извне.
6. Заключение.
В первой половине 19 века завершился
процесс присоединения
7.Список литературы.
8. Характеристика используемой литературы.
В данной работе использовались разные источники: учебная и научная литература, а также ресурсы глобальной сети Интернет. Официальный сайт журнала «Родина» http://www.istrodina.com/. Владимир Догоев в своей статье («Дипломатия Кавказской войны как исторический урок»№3,2003г., журнал «Свободная мысль») четко охарактеризовал отношения России и Кавказа в период Кавказской войны 1817-1864 гг. Дмитрий Олейников в статье «Большая Кавказская война» в журнале «Родина» (№1,2000г.) осветил проблемы геополитической ситуации, «умиротворения» Кавказа, «Блистательной эпохи Шамиля», Кавказскую войну историографий. Самойлова С.В. в статье «Европеец на Кавказе» высказала своё мнение и раскрыла мнения многих авторов на политику Кавказа, кавказский аспект.
Информация о работе Отношение России и Кавказа в первой половине XIX века