Отношения Византия – Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:42, реферат

Краткое описание

Тема взаимоотношений Руси и Византии заинтересовала меня своей масштабностью по отношению к становлению Русской государственности. Ведь Византия была главным торговым партнером Руси, а после принятия христианства и главным союзником. Не без помощи Византии Русь смогла заявить о себе на международной арене как о могущественном государстве, способном на крупные военные и дипломатические шаги.

Содержание

Введение 3
Отношение Руси с Византией во время правления первых Рюриков. 5
Олег. 5
Игорь. 6
Ольга. 7
Святослав. 9
Война с Византией 970—971г. 9
Князь Владимир. Крещение Руси. 11
Русско-византийская война 988 года 11
Крещение Руси 12
Ярослав Мудрый 14
Владимир Мономах 14
Следы Византии во времена правления Ивана III. 16
Влияние Византии на русскую культуру. 16
Москва – третий Рим. 18
Заключение. 20
Список литературы: 22

Вложенные файлы: 1 файл

русь-византия.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Федеральное бюджетное  образовательное  учреждение высшего профессионального  образования


«Санкт-Петербургский государственный  университет морского и речного  флота имени адмирала С.О. Макарова»

Кафедра Отечественной истории  политологии и социологии


 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Отношения Византия – Русь»

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

2013


Работу выполнил:

Студент гр. ИЗ-11

Чакляров Г.О.

Работу приняла:

к.и.н., доцент кафедры

Отечественной истории,

Политологии и социологии

Бунакова Валентина Алексеевна

 

Содержание

Введение 3

Отношение Руси с Византией во время правления  первых Рюриков. 5

Олег. 5

Игорь. 6

Ольга. 7

Святослав. 9

Война с Византией 970—971г. 9

Князь Владимир. Крещение Руси. 11

Русско-византийская война 988 года 11

Крещение  Руси 12

Ярослав Мудрый 14

Владимир  Мономах 14

Следы Византии во времена правления Ивана III. 16

Влияние Византии на русскую культуру. 16

Москва –  третий Рим. 18

Заключение. 20

Список литературы: 22

 

Введение

Тема взаимоотношений Руси и Византии заинтересовала меня своей масштабностью по отношению к становлению Русской государственности.  Ведь Византия была главным торговым партнером Руси, а после принятия христианства и главным союзником. Не без помощи Византии Русь смогла заявить о себе на международной арене как о могущественном государстве, способном на крупные военные и дипломатические шаги.

Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства  происходило при самых многообразных  контактах и столкновениях с  византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская  рать и военные корабли. Русские  заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью  и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между  двумя государствами стало принятие Русью православия — одной  из важнейших основ византийской культуры.

Почему первые киевские князья ввели активную политику с Византией? На этот вопрос можно привести такие  аргументы как:

- Византия на тот период  времени была одним из ведущих  государств мира.

- По территории Древнерусского  государства проходил знаменитый  торговый путь «из варяг в греки»

- Руси как молодому  государству нужно было заявить  о себе на международной арене.

Главная цель моего реферата – показать, что, несмотря на все  противоречия  и сложности в  отношениях с Византией, именно она сыграла немалую роль в развитии Руси.

Главы, включенные в мою работу, имеют цель более или менее полно рассказать про отдельные важные моменты из отношений Византии и Руси.

 

Отношение Руси с Византией во время правления первых Рюриков.

Олег.

Отношения с Византией  для Олега  - это одна из трех основных задач. Олег хотел: установить новые  отношения с Византией и убедить  ее считаться с интересами Руси.

Удачный поход на Константинополь в 907 году, когда снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают  этот поход легендой. О нём нет  ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших  подобные походы в 860и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную копию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда.

 В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор, По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Этот договор позволил Олегу добиться равноправного политического и экономического договора с Византией на исключительно благоприятных условиях. В свою очередь, Русь  обязывалась представлять империи военную помощь. Договор регулировал и всевозможные правовые коллизии, которые могли возникнуть, - от уголовного преследования преступников до оказания помощи потерпевшим кораблекрушение и наследования имущества умерших вдали от родины. В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Игорь.

После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь (912-945). Князь Игорь совершил два больших  похода на Византию. В 941 году войско Игоря следовавшее по Днепру и Черному морю на многочисленных судах (ладьях), высадилось в близи Царьграда и овладело побережьем. Император Византии собрал к столице крупные силы пеших воинов и флот. В ожесточенном сражении войско Игоря было окружено. Вырвавшись из окружения, русы пытались на ладьях выйти в море. Но византийский флот применив «греческий огонь» сжег многие их суда. Византийцы преследовали русов вдоль побережья Малой Азии, и все же остатки войска Игоря прорвались в море и дошли до Крыма.

Вернувшись на Русь, Игорь  стал готовить второй поход. В 944 году 80-тысячное войско – и конное, и на ладьях – двинулись к Царьграду. Получив  известие о появлении у границ империи огромного войска русов, император Византии поспешил уладить дело дипломатическим путем. В устье Дуная Игоря встретили послы с просьбой о мире. Получив без боя богатую дань, князь повернул свое войско домой. Мир между сторонами был оформлен в 944 году в Киеве еще одним, но менее выгодным, чем в 911 году, договором.

Ольга.

 

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были язычниками.  Язычником был и сын Ольги,  великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно повести временных лет это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин  VII Багрянородный с патриархом  «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Повесть временных лет и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги  в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе.

Однако Константин нигде  не упомянул о крещении Ольги, как и о целях её визита. В свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник  сообщает о крещении именно в 950-х годах: «И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»

О крещении в Константинополе  говорит Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдербурский, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству  источников княгиня Ольга приняла  крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.

 

 

Святослав.

Война с  Византией 970—971г.

В 970—971 годы столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока сильно обеспокоился вторжением русов, он решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий. В том же 969 отрекается от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I, и из-под власти Преслава выходят западные комитаты. Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов. Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям. Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчисляет в более 30 тыс. воинов, в то время как греческий полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тыс. солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Войско Святослава дошло до Аркадиополя, где и произошло генеральное сражение. По сообщениям византийских источников были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе, по сведениям летописца Святослав вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, включая и на погибших воинов. Так или иначе, летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекращаются, Варда Склир с войском срочно отзывается в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки.

Набеги русов на Византию продолжались, так что после успешного подавления восстания Варда Склир в ноябре 970 снова перебрасывается на границы Болгарии. В апреле 971 император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север. 23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась 3-месячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по словам византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры. Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов запасом хлеба на 2 месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории. Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.

 

 

Князь Владимир. Крещение Руси.

Русско-византийская война 988 года

 

Русско-византийская война 988 года (взятие Корсуни) — осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году.

В сознании древнерусских  книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых действиях являлся лишь обрамлением для описания важнейшего этапа в жизни народа — принятия православной веры. Конфликт за Корсунь в 988 привёл к женитьбе Владимира на византийской принцессе Анне и последующему распространению на Руси православия. По другой версии, захват Корсуни в 989 произошёл уже после крещения Владимира в 987 как средство давления на Византию с целью заставить её выполнить взятые обязательства.

Падение Корсуни отражено лишь в древнерусских источниках, за исключением единственного упоминания об этом событии современником, византийским историком Львом Диаконом.

 

Причины и дата похода князя  Владимира на греческий город  Корсунь в Крыму остаются неясными. Повесть временных лет датирует поход весной — летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.

Информация о работе Отношения Византия – Русь