Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:06, реферат
1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской “оттепели”. В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.
ТЕМА: «Оттепель» при Н.С. Хрущёве.
ВВЕДЕНИЕ
1953-1964 годы вошли в историю
как время хрущевской “
1. Внутриполитическое развитие страны в 1953 – 1964 г.г.
В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев
был избран Первым секретарем ЦК КПСС,
в 1958 г. он стал Председателем Совета
Министров СССР, сменив на этом посту
Н.А. Булганина и сохраняя за собой
пост Первого секретаря ЦК КПСС.
Этап борьбы за власть в высшем политическом руководстве
завершился полной победой Хрущева.
После избрания Хрущева Первым секретарем
ЦК в прессе начали появляться статьи
о вреде культа личности, начался пересмотр
«Ленинградского дела». По инициативе
Хрущева и под его личным контролем был
ликвидирован ГУЛАГ - это явилось важным
шагом в процессе десталинизации. В течение
1953 - 1955 гг. были пересмотрены все основные
политические дела послевоенного времени.
Были сняты политические обвинения с репрессированных
народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев,
калмыков, крымских татар, немцев Поволжья),
восстановлена государственность многих
из них. Были упразднены особые внесудебные
органы. Началась реабилитация и освобождение
из лагерей политических заключенных.
На XX Съезде КПСС (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущев
выступил с докладом «О культе личности
и его последствиях». Период, связанный
со съездом, получил название «оттепели»
(по названию одноименного романа И. Эренбурга).
30 июня 1956 г. в специальном Постановлении
ЦК КПСС «О преодолении культа личности
и его последствий» была дана оценка культа
личности Сталина как чуждого природе
социализма явления, приведшего к деформациям
социализма. Причины этого виделись как
в сложной внешне- и внутриполитической
ситуации 20 - 30-х гг., так и личных качествах
Сталина. После съезда было создано около
90 комиссий, полномочия которых приравнивались
к полномочиям Президиума Верховного
Совета, для ускорения процесса реабилитации.
На свободу вышли сотни тысяч человек.
В феврале 1957 г. была восстановлена автономия
балкарского, чеченского, ингушского,
калмыцкого, карачаевского народов.
В определенной мере процесс десталинизации
затронул и сферу культуры. Возникли новые,
демократической направленности журналы
«Юность», «Молодая гвардия», «Москва»,
«Наш современник», ведущую роль играл
журнал «Новый мир» во главе с И.Т. Твардовским.
Произведения А.И. Солженицына приоткрыли
завесу молчания над историей ГУЛАГА.
Однако культура продолжала испытывать
сильное административно-идеологическое
давление. Одной из форм партийного контроля
за духовной сферой в 1957-1962 гг. стали «установочные»
встречи руководителей партии и правительства
с представителями творческой интеллигенции.
Сам Хрущев проявлял большой интерес к
вопросам культуры, но разбирался в них
слабо и относился к свободе художественного
творчества без должного уважения. Его
личная неуравновешенность, как и подсказки
недобросовестных консультантов (министром
культуры была Е.А. Фурцева), приводили
к неоправданно резким выпадам против
«формалистов» и «абстракционистов» -
поэта А.А. Вознесенского (хотя Хрущев
признавался, что стихов его не читал),
скульптора Э. Неизвестного, художника
P.P. Фалька и др. За публикацию за границей
романа «Доктор Живаго» был исключен из
Союза писателей Б.Л. Пастернак, его вынудили
отказаться от Нобелевской премии. С конца
50-х гг. «оттепель» в духовной жизни явно
пошла на убыль.
Таким образом, во второй половине 50-х
годов произошла частичная ликвидация
наиболее негативных сторон системы государственного
социализма. Однако по-прежнему органы
советской власти функционировали под
руководством и контролем партии. На сессиях
Верховного Совета как и ранее единогласно
утверждались заранее подготовленные
документы.
Хрущевым предпринимались попытки модернизации
исполнительной власти. В 1957 г. была произведена
замена централизованного отраслевого
управления (министерств) территориальными
(совнархозами) при сохранении строго
централизованного управления оборонными
отраслями. На первых порах это дало положительный
эффект за счет лучшей информированности
управленцев о реальном состоянии и нуждах
каждого конкретного предприятия. Но вскоре
проявились и негативные результаты, главным
из которых было то, что стала невозможна
единая техническая политика в масштабах
отрасли. Затормозился технический прогресс,
прекратился обмен передовым опытом между
родственными предприятиями, кустарными
методами стали решаться многие вопросы
подготовки кадров. Практически одновременно
в 1957 - 1958 гг. создавались госкомитеты при
Совете Министров СССР, которые постепенно
подчинили себе предприятия и совнархозы.
Таким образом, была восстановлена ведомственноотраслевая
система.
Не всегда продуманной была и национально-государственная
политика Н.С. Хрущева. В те годы, когда
он находился у власти, проходило весьма
интенсивное перераспределение земель
между республиками. Так, Узбекистан передал
Таджикистану свыше 50 млн. га, Казахстан
Узбекистану - 3,5 млн. га. РСФСР передала
Украине территорию Крыма. Все эти акции
предпринимались без гласного обсуждения
их положительных и отрицательных сторон.
В 1959 г. на XXI съезде партия заявила, что
страна вступает в этап непосредственного
строительства коммунизма. На ХХІІ съезде
КПСС (октябрь 1961 г.) была принята новая
Программа партии - программа построения
коммунизма, рассчитанная на 20 лет. Считалось,
что через 20 лет материально-техническая
база коммунизма будет уже построена.
В 1962 г. бьгл7 осуществлена перестройка
партийного руководства народным хозяйством.
В границах существовавших областей вместо
одной создавались две партийные организации
- промышленная и сельская, промышленный
и сельский обкомы КПСС. По производственному
принципу были также перестроены советские
органы, профсоюзные и комсомольские организации.
Это привело к росту числа чиновников,
смешению функций руководящих органов,
к безответственности и дезорганизации
управления.
К 1964 г. стал очевидным кризис политического
курса Хрущева: утрата им личной популярности,
поддержки со стороны партийно-государственного
аппарата, разрыв со значительной частью
интеллигенции, отсутствие зримых перемен
в уровне жизни большинства населения.
Все это предопределило его отставку.
В октябре 1964 г. он был срочно вызван из
Пицунды, где находился на отдыхе, в Москву
и поставлен перед фактом своей отставки.
Н.С. Хрущев заявил, что бороться за власть
не будет и уходит на пенсию по состоянию
здоровья. На октябрьском Пленуме ЦК КПСС
1964 г. Первым секретарем ЦК КПСС был избран
Л.И. Брежнев.
2. Социально – экономическое развитие
СССР в 1953 – 1964 г.г.
Приоритетным направлением экономики
для Хрущева было сельское хозяйство,
в котором он считал себя специалистом.
Сентябрьским (1953 г.) Пленумом ЦК были намечены
меры по подъему сельского хозяйства:
списана задолженность с колхозов, в три
раза повышены закупочные цены, снижен
налог с личного приусадебного участка,
проведена паспортизация колхозников.
Но основной упор делался на экстенсивные
факторы: с 1954 г. началось освоение целинных
и залежных земель Северного Казахстана,
Сибири, Алтая, Южного Урала, что потребовало
огромных финансовых вложений. Освоение
приблизительно 40 млн гектаров новых земель
позволило добиться быстрого (хотя иногда
и кратковременного) и заметного результата:
к концу десятилетия валовой сбор зерна
увеличился на 40 %.
Сельское хозяйство в полной мере испытало
на себе и перегибы хрущевского правления.
После принятия в 1955 г. программы развития
животноводства началось принудительное
внедрение кукурузы как решающей для формирования
кормовой базы агрокультуры. За два года
кукурузой были засеяны 18 млн га, причем
часто ее сеяли в районах с неподходящими
климатическими условиями. Вместе с тем
покупка гибридных сортов кукурузы, попытка
внедрения американской технологии ее
возделывания в тех районах, где она могла
дать полноценный рост, способствовали
приращению зерна и корма для скота, действительно
помогали справиться с проблемами сельского
хозяйства.
В 1953 - 1956 гг. сельское хозяйство развивалось
достаточно успешно, производство сельскохозяйственной
продукции увеличивались на 25 % ежегодно.
Основываясь на этом, в 1957 г. Хрущев выдвинул
лозунг: «Догнать и перегнать Америку!»
Начинается соревнование с США в производстве
мяса и молочных продуктов. Стали выдвигаться
невыполнимые цели.
В 1958 г. были ликвидированы машинно-тракторные
станции (МТС), колхозы были вынуждены
втридорога выкупать у государства изношенную
технику, вновь оказавшись в долгах. С
конца 50-х гг. в сельском хозяйстве был
проведен ряд волюнтаристских мероприятий,
мотивированных скорым вступлением страны
в коммунизм и необходимостью приблизить
общественные отношения на селе к коммунистическому
идеалу: происходило массовое преобразование
колхозов в совхозы, шла ликвидация так
называемых «неперспективных» деревень.
Началось новое укрупнение колхозов.
Реформы, порожденные желанием быстро
и с наименьшими затратами получить существенные
результаты, сопровождались сильным давлением
на председателей колхозов, а те в свою
очередь оказывали давление на колхозников.
Выражением этого стала кампания против
приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся
как частнокапиталистический пережиток.
Колхозников обязали продать колхозам
весь крупный рогатый скот, в стране практически
полностью было уничтожено поголовье
лошадей. Данная кампания была крайне
непопулярна и оказала отрицательное
воздействие на все сельскохозяйственное
производство. С конца 50х гг. наступила
полоса стагнации сельского хозяйства.
С 1962 г. СССР приступил к регулярным закупкам
зерна за рубежом.
Реформы в промышленности.
В промышленности была сделана попытка
преодолеть научнотехническое отставание
от Запада. С 1955 г. главными в развитии
промышленности были намечены электрификация,
комплексная механизация и автоматизация,
затем - и химизация. В реализации отдельных
программ были достигнуты впечатляющие
успехи: в 1954 г. построена первая атомная
электростанция, в 1957 г. запущен первый
искусственный спутник Земли, в 1959 г. построен
первый в мире атомный ледокол «Ленин»,
а 12 апреля 1961 г. также впервые в мире осуществлен
запуск космического корабля с человеком
на борту. В СССР были построены первые
заводы- автоматы (Московский шарикоподшипниковый),
практически заново создана химическая
промышленность. В конце 50-х гг. СССР вступил
в этап научно-технической революции,
но десятилетнее отставание от Запада
наверстать так и не удалось. Вместе с
тем следует отметить, что ведущим ученым
страны, особенно работающим на военно-промышленный
комплекс, оказывалась всяческая поддержка.
В 1956 г. был открыт Институт ядерных исследований
в Дубне и создан первый реактивный пассажирский
самолет ТУ-104. В 1957 г. в СССР был создан
самый мощный в мире синхрофазотрон, открыто
Сибирское отделение АН СССР. В 19561958 гг.
было создано 48 новых НИИ.
В целом же промышленность продолжала
развиваться по экстенсивному пути. Приоритетным
оставался военнопромышленный комплекс
(ВПК). Нарастал разрыв между производством
группы «А» (средства производства) и группы
«Б» (предметы потребления). Темпы экономического
развития страны, достигнутые в середине
50-х гг. (10% ежегодного прироста национального
богатства), сохранить не удалось, пришлось
даже два последних года шестой пятилетки,
задания которых оказались невыполнимы,
присоединить к следующему пятилетнему
плану, превратив его в семилетний.
Социальные программы и их результаты.
В годы «оттепели» заметно повысился уровень
жизни народа, причем в городах он был
по-прежнему выше, чем в сельской местности.
С 1956 г. началось снижение продолжительности
рабочего дня. Был установлен 6 часовой
рабочий день для подростков 16 - 18 лет, 7-часовой
рабочий день для всех рабочих и служащих.
С 1957 г. началось увеличение заработной
платы низкооплачиваемым категориям рабочих
и служащих. В 1956 г. более чем в два раза
возросли размеры пенсий. В 1964 г. были введены
пенсии колхозникам. Отменялись обязательные
покупки рабочими и служащими облигаций
госзаймов, отменялись все виды платы
за обучение, улучшился рацион питания
населения, став более полноценным. Много
средств вкладывалось в здравоохранение, увеличилась
по сравнению с предшествующими годами
продолжительность жизни советских людей.
Наконец, шло массовое строительство жилья:
за 1956 - 1960 гг. в новые малогабаритные квартиры
(«хрущевки») въехало более 50 млн человек
- четверть населения страны.
Однако на рубеже 50 - 60-х гг. возможности
проведения благоприятной социальной
политики уменьшились: сказались сбои
в экономике, новое обострение «холодной
войны» привело к росту военных расходов.
Миф о коммунизме окончательно рухнул
в сознании тех людей, которые в него еще
верили.
3. Н.С. Хрущев: оценки его деятельности.
Смерть Сталина 5 марта 1953 года завершила целую эпоху
в жизни страны: кончина вождя открыла
дорогу реформам, необходимость которых
ощущалась обществом и частью руководителей
сразу после окончания второй мировой
войны. Комплекс политических проблем
был связан с развитием репрессивной политики
конца 40-х — начала 50-х годов, превратившей
органы МВД-МГБ в особую систему тотального
контроля, охватившую практически все
слои общественной жизни и группы общества.
Элементарный закон самосохранения требовал
от правящей элиты внести коррективы в
эту систему, чтобы отвести от себя угрозу
очередных кадровых чисток. Другим вопросом,
требующим реформирования системы карательных
органов, был вопрос о системе ГУЛАГ, сохранение
которой являлось экономически неэффективной,
создавая также и угрозу политической
стабильности (смерть Сталина привела
к массовым восстаниям заключенных). После
смерти Сталина наиболее реальным претендентом
на власть оказался Л.П. Берия, в подчинении
которого была вся система карательных
органов — МВД и МГБ. Берия, одним из первых
в руководстве страны, осознал необходимость
отказа от наиболее одиозных проявлений
командно-административной системы, предложив
радикальную программу перемен.
Прежде всего, Л.П. Берия выступил против
пропаганды культа личности Сталина на
страницах печати. В марте 1953 года по его
инициативе был издан указ об амнистии,
в апреле — прекращено «дело врачей».
Он же пытался повлиять на развитие хозяйственного
механизма. В своих выступлениях в президиуме
ЦК КПСС Берия поставил под сомнение эффективность
колхозного производства, призвав отказаться
от практики колхозного строительства
в странах народной демократии. В области
внешней политики Л. Берия являлся сторонником
объединения ГДР и ФРГ, создания на их
основе нейтрального демократического
германского государства, считал необходимым
нормализовать отношения с Югославией.
Имели место и попытки установления контактов
с приверженцами идеи «демократического
социализма» на Западе. Все это было поставлено
Берия в вину и дало основания для обвинения
его в шпионской деятельности в интересах
«мирового капитализма».
Обеспокоенные возможностью прихода
к власти Берия, имеющего диктаторские
амбиции, остальные руководители объединились
и выступили против него, используя поддержку
армии. Берия был осужден и расстрелян.
Устранение главы политической полиции
сделало возможным ее реорганизацию, имеющую
целью ослабить роль карательных институтов
в системе государственной власти. В частности
были устранены «тройки» — органы внесудебного
рассмотрения политических дел. У МВД
также отобрали систему управления лагерями,
передав его министерству юстиции. Политическая
полиция была преобразована в самостоятельную
организацию, получившую название Комитета
государственной безопасности (КГБ). Очень
широкие права за ее деятельностью были
предоставлены прокуратуре. Вслед за Берией
арестам подверглись и другие организаторы
послевоенных репрессий (например, бывший
глава МГБ Абакумов). Некоторые политические
заключенные, в основном бывшие военнопленные,
были амнистированы.
Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась
продолжением борьбы за власть. Наиболее
реальными претендентами оставались председатель
Совета министров Г.М. Маленков и один
из ближайших соратников Сталина Н.С. Хрущев,
ставший в сентябре 1953 года первым секретарем
ЦК КПСС. Позиции Маленкова были ослаблены
вследствие падения Берия, с которым он
был связан как один из организаторов
послевоенных репрессий (в частности «ленинградского
дела»), Хрущев, напротив, сумел укрепить
свои позиции: контролируя партийный аппарат,
он начинает расставлять своих сторонников
на всех ведущих постах в партийных органах.
В начале 1955 года Маленкова сняли с поста
председателя Совета министров, возложив
на него политическую ответственность
за отставание сельского хозяйства.
После отстранения Маленкова с поста
председателя Совмина, во главе государства
фактически становится Хрущев, занявший
в 1957 году эту должность. С именем Хрущева
связывается политика, получившая название
«оттепели», затронувшая общественно-политическую
жизнь страны. Безусловно, «звездным часом»
Хрущева стал XX съезд партии, на котором
он выступил с ,разоблачением культа личности,
сталинских репрессий. Вслед за этим из
тюрем и лагерей были возвращены сотни
тысяч людей, арестованных по политическим
мотивам. Предпринимаются некоторые шаги,
которые могут быть обозначены как меры
по демократизации политической системы:
расширяются права Советов всех уровней
в решении хозяйственных и социальных
проблем. Увеличился объем полномочий
общественных организаций, в частности
профсоюзов. Главным направлением политических
преобразований хрущевского руководства
являлось расширение самостоятельности
местных государственных и экономических
структур. Будучи глубоко уверенным в
правильности и эффективности политической
и экономической системы, Хрущев все проблемы
и трудности хозяйственного развития
объяснял недостатком управления - сверхцентрализацией
и бюрократизацией. Он считал, что существующий
порядок согласования решений и ограниченные
полномочия местных органов власти не
отвечают потребностям страны, тормозят
ее социально-экономическое развитие.
Еще в 1954 году по инициативе Хрущева производится
упрощение структуры министерств и сокращение
численности аппарата государственных
служащих. В последующие два года было
упразднено около десяти тысяч главков,
трестов и прочих организаций. Весной
1955 г. принимаются меры по расширению прав
союзных республик в финансово-экономической
сфере.
Так были созданы предпосылки для осуществления
главной реорганизации хрущевского руководства
— перестройки системы управления народным
хозяйством по территориальному принципу
и создание совнархозов. Хрущев полагал,
что данная реорганизация ограничит всевластие
министерств и ведомств, будет способствовать
развитию инициативы на местах, согласно
закону от 10 мая 1957 года промышленные министерства
были заменены сотней совнархозов, управляющих
предприятиями на региональном уровне.
Реформа в целом принесла мало положительных
результатов. Конечно, она облегчила развитие
некоторых отраслей местной промышленности,
финансировавшихся по остаточному принципу
ранее, когда руководство осуществлялось
из центра, но затруднило функционирование
ряда секторов крупной промышленности.
Главным результатом реформы стало возбуждение
недовольства десятков тысяч чиновников,
вынужденных отправиться из столицы в
регионы.
1960—1964 годы. Кризис политики Хрущева,
нарастание недовольства партийного аппарата
его реформами. Отставка Хрущева. Бесконечные
нововведения Хрущева постепенно вызывали
все растущее недовольство партийного
аппарата. Понижению авторитета Хрущева
способствовали сложности в экономическом
развитии, обозначившиеся в начале 60-х
годов. Ухудшилась ситуация в главном
«детище» вождя — сельском хозяйстве.
Провальным в аграрном производстве оказался
1960 год. Сократился урожай зерна и других
сельскохозяйственных культур, уменьшилось
производство мяса. Правительство было
вынуждено повысить цены на продукты,
что вызвало массу недовольства (в Новочеркасске,
например, произошел настоящий бунт, сопровождавшийся
жертвами среди мирных граждан). Пытаясь
как-то отрегулировать ситуацию в стране,
удержать растущий спад производства,
Хрущев предпринимает ряд организационных
мер: он лично выезжает в деревню, пытаясь
наладить на месте управление сельским
хозяйством, обрушивается на «спекулянтов».
Способ решения экономических проблем
Хрущев видит в очередной перестройке
системы управления - партийно-хозяйственного
аппарата. Еще в 1961 году принимается новый
устав партии, в котором подчеркивалась
необходимость периодического обновления
партийных кадров всех уровней — от сельских
партячеек до ЦК. На каждых выборах замене
подлежало определенное количество членов
выборных органов, кроме того, дополнительное
правило запрещало избираться в одни и
те же инстанции более определенного числа
раз. Хрущев, будучи непритязательным
в быту человеком, начинает требовать
чуть ли не аскетизма от своих приближенных.
Он стал закрывать спецраспределители
и переводить аппаратчиков на обслуживание
через обычную торговую сеть. В начале
60-х годов был резко сокращен перечень
лиц, имеющих право на пользование персональными
государственными автомобилями. Весной
1962 года Хрущев начал перестройку административно-хозяйственного
управления в сельских районах. Не закончив
ее, он сразу взялся за коренную реорганизацию
партийного руководства по производственному
принципу. Областные и районные комитеты
партии были разделены на промышленные
и сельские, что лишь привело к резкому
увеличению численности функционеров.
Затем, с осени 1962 года, началось укрупнение
совнархозов. Но все эти попытки административно-силового
решения экономических проблем окончились
крахом.
Действия Хрущева привели к дезорганизации
экономики и политической жизни. Организационные
реформы Хрущева окончательно настроили
против него номенклатуру. В условиях
безраздельного господства партийного
аппарата, Хрущев фактически становится
его заложником. Аппарат стал сплачиваться
для отпора вождю, что в итоге закончилось
отставкой. 14 октября 1964 года на Пленуме
ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех
государственных и партийных постов и
отправлен на пенсию.
Причины провала хрущевских реформ. В
чем заключаются причины неудач реформ
Хрущева? Прежде всего, необходимо отметить,
что целью реформ ставилось лишь усовершенствование
политической системы, а не ее коренное
изменение. Ни вожди, ни общество не были
готовы к радикальным переменам. Руководители
сталинской плеяды (в том числе и Хрущев)
не мыслили общества вне командно-административной
системы. Свою задачу они видели лишь в
том, чтобы заменить неэффективные, по
их мнению, не оправдавшие себя компоненты
и механизмы системы. Общество не мыслилось
без жесткого планирования и руководящей
роли партийных комитетов во всех сферах
жизни общества. Пути совершенствования
системы определялись без должного представления,
за что следует браться в первую очередь,
как и в каких границах проводить преобразования
(отсюда и тот «лихорадочный» характер,
с которым проводились хрущевские реформы).
Хрущев исчерпал все организационные
варианты поиска путей эффективного развития
социализма. Проводившиеся реформы не
выходили за рамки командно-административной
системы. Люди, проводившие преобразования,
были людьми прошлого. Кризис реформаторской
политики привел к возникновению консервативных
тенденций в политическом руководстве.
В результате произошел откат назад, выразившийся
в восстановлении некоторых элементов
тоталитаризма.
З А К Л
Ю Ч Е Н И Е
В 1964 году завершилась политическая деятельность
Н.С.Хрущёва, в течение десяти лет возглавлявшего
Советский Союз. Его десятилетие реформ
было очень трудным временем. Именно на
это время приходится начало разоблачения
преступлений сталинской системы. Удивительным
и на первый взгляд не логичным кажется
поступок Н.С.Хрущёва, бывшего "своим
человеком" в окружении Сталина.
Его доклад на ХХ съезде КПСС произвел
эффект разорвавшейся бомбы не только
в СССР, но и во всем мире. Рухнули старые
догмы и старые мифы. Люды увидели реалии
тоталитаризма. Страна замерла, а затем
постепенно началось возрождение Советского
Союза. Реформы сыпались одна за другой.
Их генераторами были люди из ближайшего
окружения Н.С.Хрущёва и, прежде всего,
он сам. Никита Сергеевич спешил - хотел
много увидеть при своей жизни. Спешил
и ошибался, терпел поражения от оппозиции
и снова поднимался. Причиной многих неудач
Н.С.Хрущёва, действительно, была спешка
и его взрывной характер. Однако во всех
его делах всегда четко просматривалось
стремление к тому, чтобы наша страна была
первой. И она действительно была первой.
Без Советского Союза отныне не решался
ни один важный международный вопрос.
Гегемония США была ликвидирована, и они
вынуждены были считаться со взглядами
СССР. Цена побед советских людей была
немалой. Мировое лидерство предъявило
счёт, и этот счёт был немалый. Всё меньше
средств оставалось в бюджете на улучшение
жизни рядового советского человека. Естественно,
это не вызывало восторга людей. Но всё
же забота о нуждах проявлялась не на словах,
а на деле. Советские люди воочию убедились,
что такая острейшая проблема как жилищная
решается и решается ощутимо. В магазинах
появлялось всё больше и больше промышленных
товаров. Стремилось накормить людей сельское
хозяйство. Однако трудности продолжали
иметь место. На этих трудностях и сыграла
оппозиция Н.С.Хрущёва. Он был лишён всех
государственных и правительственных
постов. Последние годы персональный пенсионер
союзного значения Н.С.Хрущёв прожил в
кругу своей семьи на загородной даче,
практически в политической изоляции.
Тяжело переживал свои ошибки и свою участь.
Сумел написать свои мемуары, в которых
попытался проанализировать и свою деятельность
и жизнь страны. Но издать их не удалось.
Любые попытки выяснить генезис террористического
режима сурово пресекались. Это почувствовал
на себе и сам Хрущев. Из воспоминаний
Дмитрия Волкогонова: "Когда в результате
дворцового заговора его лишили власти,
он, возможно, еще не осознавая сам, испытал
плоды своего мужественного поведения
на ХХ съезде КПСС. Его не арестовали, не
расстреляли, не отправили в ссылку, как
бывало раньше, а позволили доживать свою
жизнь, как человек донашивает свое старое
пальто. Но Хрущев, бывший Первый секретарь
ЦК партии, глотнувший живительный воздух
свободы, не хотел просто постепенно угасать,
как свеча, тихо и печально. Человек с низкими
грамотностью и культурой, но с самобытным
умом и немалой гражданской смелостью,
проживший большую, бурную жизнь, начал
диктовать свои воспоминания. Со временем
об этом, конечно, узнали в Политбюро, ведь
Хрущев остался под колпаком Комитета
госбезопасности, ибо и та организация,
которую он возглавлял до снятия с поста,
как метко выразился один журналист, была
именно "партией госбезопасности".
Председатель Комитета Андропов Ю.В. 25
марта 1970 года специальной запиской под
грифом "Особой важности" доложил
в ЦК следующее: "В последнее время Н.С.Хрущев
активизировал работу по подготовке воспоминаний
о том периоде своей жизни, когда он занимал
ответственные партийные и государственные
посты. В продиктованных воспоминаниях
подробно излагаются сведения, составляющие
исключительно партийную и государственную
тайну по таким определяющим вопросам,
как обороноспособность Советского государства,
развитие промышленности, сельского хозяйства,
экономики в целом, научно-технические
достижения, работа органов госбезопасности,
внешняя политика, взаимоотношения между
КПСС и братскими партиями социалистических
и капиталистических стран и другие. Раскрывается
практика обсуждения вопросов на закрытых
заседаниях Политбюро ЦК КПСС..."
Далее Андропов предлагает: "При таком
положении крайне необходимо принять
срочные меры оперативного порядка, которые
позволяли бы контролировать работу Н.С.Хрущева
над воспоминаниями и предупредить вполне
вероятную утечку партийных и государственных
секретов за границу.
Н.С.Хрущёв умер в 1971 году. Похоронен на
Новодевичьем кладбище. На могиле установлен
оригинальный бюст, выполненный ныне знаменитым
Эрнстом Неизвестным, который в своё время
так и не нашёл взаимопонимание Н.С.Хрущёва
и был вынужден эмигрировать за границу.
Одна половина бюста тёмная, а другая -
светлая, что действительно объективно
отражает деятельность Н.С.Хрущёва, оставившего
значительный след в истории Советского
Союза.
Список использованной литературы:
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 162 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней /Орлов А.С.,Георгиев В.А.,Георгиева Н.Г.,Сивохина Т.А. , М.:Проспект, 1999-544С.
3. Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю. В. Аксютин.
4. Зеленин И. Е. «Аграрная политика И. С. Хрущева и сельское хозяйство страны» // «Отечественная история», 2000 г. № 1.
5. Зубкова, Е. Ю. «Реформа И. С. Хрущева: культура политического действия» // «Свободная мысль», 1993 г. № 9.