Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:22, реферат
В рассматриваемый период вопросами народного образования занимался Отдел народного образования Воронежской губернии исполнительного комитета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов. Он был образован в июле 1918 года согласно декрету Совнаркома РСФСР от 26 июня 1918 года «Об организации дела народного образования в Российской республике».
В рассматриваемый период
вопросами народного
В его компетенции находились:
Деятельность комитета
была прекращена в 1928 году в связи
с изменением административно-
В архивном фонде Р-1 хранится дело №784 «Отчёты, доклады и сведения об образовании в Усманском уезде в 1922-23гг». Оно содержит следующие документы: доклады, отчёты, сопроводительные записки, таблицы (рукописные), выписки (печатные, копии), карту Усманского уезда. Общий объём дела 115 листов.
Следует отметить, что после революции 1917 г. происходила реорганизация системы образования. Декретом от 9 ноября 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Началась ликвидация старой системы управления народным образованием. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все учебные заведения, находившиеся ранее в ведении церкви, преобразовывались в светские и переходили в ведение Наркомпроса.
В январе 1918 года были ликвидированы учебные округа, упразднены должности директоров и инспекторов народных училищ. Были ликвидированы сословные ограничения. В мае 1918 года постановлением Наркомпроса во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола.
Общее руководство народным образованием в республике возлагалось на Государственную комиссию по просвещению, а на местах — на губернские, уездные и волостные отделы народного образования исполнительных комитетов Советов рабочих и крестьянских депутатов. При отделах народного образования создавались Советы по народному образованию.
26 декабря 1919 года Совет
Народных Комиссаров принимает
декрет «О ликвидации
В период с 1919 по 1923г. произошли изменения в количестве политико -просветительских учреждений (табл.1).
Таблица 1
Политико - просветительские учрежденияУсманского уезда
(1922 - 1923 гг.)
Учреждение |
1919 |
1920 |
1921 |
1922 |
1923 |
Библиотеки |
10 |
89 |
91 |
4 |
6 |
Избы - читальни |
41 |
120 |
84 |
16 |
18 |
Культ - просветы |
50 |
63 |
53 |
11 |
5 |
Кино |
5 |
- |
- |
- |
- |
Музеи |
3 |
2 |
2 |
1 |
- |
Театры |
- |
- |
- |
1 |
- |
Шк. ликвидации неграмотности |
- |
81 |
112 |
- |
- |
На основе данных вышеприведённой таблицы можно сделать вывод о том, что в Усманском уезде была развитая сеть культурных и образовательных центров.
Однако здесь наблюдается некоторая двойственность - если обратиться к табл. 2, можно увидеть, что грамотным было меньше 25% населения губернии.
Таблица 2
Сведения о грамотности в Усманском уезде
(1922 г.)
Общее число жителей |
Грамотное население от 8 до 16 лет |
Грамотное население от 17 и старше |
281204 |
21999 |
36132 |
В 1918г. было издано «Положение
о Единой трудовой школе РСФСР».
Все прежние типы школ, заменяла
ЕТШ с двумя ступенями
Таблица 3
Изменениях в количестве школ в Усманском уезде
(1918 - 1922 гг.)
Год |
Число школ |
Число шкрабов |
Число учащихся |
1918 |
254 |
478 |
17630 |
1922 |
191 |
319 |
13974 |
Также в связи с реорганизацией школы в Усманском уезде проводились следующие мероприятия:
Мне бы хотелось остановиться подробнее на первом пункте. В докладе Воронежского Губоно отмечаются некоторые затруднения в ходе проведения договорной компании в Усманском уезде. Причиной нереализации договоров указываются противоречивые распоряжения губцентра об отмене самообслуживания. Однако отмечалось, что «После получения сообщения о том, что договоры с населением на предмет содержания школ остаются в силе, УОНО организовал 2х недельник помощи школ, который дал слабые результаты. Население отказывается платить самовложение на школы, утверждая, что охотно дали бы хлеба на школы вместе с продналогом даже больше, чем теперь берут, но вовремя».
Всего было заключено 19 договоров на содержание школ с 255 шкрабами и 117 сторожами. Но в заключение доклада говорилось: «Без административного вмешательства ГИК и УИК эти договоры не могут быть выполнены».
Также в этом докладе много внимания уделялось слабой хозяйственной стороне. Сообщалось, что ремонт в школах не был проведён, инвентарь не ремонтировался, школьные сторожа уходили с рабочих мест, т.к. им не выплачивалась зарплата, здания школ расхищались местным населением настолько, что заниматься в них уже было невозможно.
Но такое плачевное положение было лишь у уездных школ. В школах города дела обстояли иначе, т.к. там хозяйством школы занимались родительские комитеты. Они проводили ремонт, снабжали школу топливом. В уезде же без ремонта занятия могли проводиться лишь в 40% школ.
Эти данные подтверждает и следующая статистика: в 1923 г. на 23 волости приходилось 158 школ, из которых работали лишь 84.
Таким образом, народное образование в Усманском уезде шло в ногу со своим временем. Появилась единая трудовая школа, проводились договорные компании, шла борьба с ликвидацией неграмотности.
Однако характеристика
народного образования в 20-е годы
в Усманском уезде усложняется
противоречивостью
Информация о работе О состоянии народного образования в Усманском уезде в 1922-1923гг.