О состоянии народного образования в Усманском уезде в 1922-1923гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:22, реферат

Краткое описание

В рассматриваемый период вопросами народного образования занимался Отдел народного образования Воронежской губернии исполнительного комитета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов. Он был образован в июле 1918 года согласно декрету Совнаркома РСФСР от 26 июня 1918 года «Об организации дела народного образования в Российской республике».

Вложенные файлы: 1 файл

Практика по архивоведению.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

 

В рассматриваемый период вопросами народного образования  занимался Отдел народного образования  Воронежской губернии исполнительного  комитета рабочих, крестьян и красноармейских  депутатов. Он был образован в  июле 1918 года согласно декрету Совнаркома РСФСР от 26 июня 1918 года «Об организации дела народного образования в Российской республике».

В его компетенции  находились:

  • Школьное и профессионально- техническое образование;
  • Дошкольное воспитание детей;
  • Культурно-просветительская работа;
  • Ликвидация неграмотности;
  • Социально-правовая охрана несовершеннолетних;
  • Опека и патронирование детей.

Деятельность комитета была прекращена в 1928 году в связи  с изменением административно-территориального деления.

В архивном фонде Р-1 хранится дело №784 «Отчёты, доклады и сведения об образовании в Усманском уезде в 1922-23гг». Оно содержит следующие документы: доклады, отчёты, сопроводительные записки, таблицы (рукописные), выписки (печатные, копии), карту Усманского уезда. Общий объём дела 115 листов.

Следует отметить, что после революции 1917 г. происходила реорганизация системы образования. Декретом от 9 ноября 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Началась ликвидация старой системы управления народным образованием. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все учебные заведения, находившиеся ранее в ведении церкви, преобразовывались в светские и переходили в ведение Наркомпроса.

В январе 1918 года были ликвидированы  учебные округа, упразднены должности  директоров и инспекторов народных училищ. Были ликвидированы сословные ограничения. В мае 1918 года постановлением Наркомпроса во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола.

Общее руководство народным образованием в республике возлагалось  на Государственную комиссию по просвещению, а на местах — на губернские, уездные  и волостные отделы народного  образования исполнительных комитетов Советов рабочих и крестьянских депутатов. При отделах народного образования создавались Советы по народному образованию.

26 декабря 1919 года Совет  Народных Комиссаров принимает  декрет «О ликвидации безграмотности  среди населения РСФСР». По этому декрету всё население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.

В период с 1919 по 1923г. произошли  изменения в количестве политико -просветительских учреждений (табл.1).

Таблица 1

Политико - просветительские учрежденияУсманского уезда

(1922 - 1923 гг.)

 

Учреждение

1919

1920

1921

1922

1923

Библиотеки

10

89

91

4

6

Избы - читальни

41

120

84

16

18

Культ - просветы

50

63

53

11

5

Кино

5

-

-

-

-

Музеи

3

2

2

1

-

Театры

-

-

-

1

-

Шк. ликвидации

неграмотности

-

81

112

-

-


 

На основе данных вышеприведённой  таблицы можно сделать вывод  о том, что в Усманском уезде  была развитая сеть культурных и образовательных  центров.

Однако здесь наблюдается  некоторая двойственность - если обратиться к табл. 2, можно увидеть, что грамотным было меньше 25% населения губернии.

Таблица 2

Сведения о  грамотности в Усманском уезде

(1922 г.)

 

Общее число жителей

Грамотное население от 8 до 16 лет

Грамотное население от 17 и старше

281204

21999

36132


 

В 1918г. было издано «Положение о Единой трудовой школе РСФСР». Все прежние типы школ, заменяла ЕТШ с двумя ступенями обучения: I - 8-13лет, пятилетний курс , II - 13-17 лет, четырехлетний  курс. В совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции. Вот данные о ЕТШ в Усманском уезде (табл. 3).

Таблица 3

Изменениях  в количестве школ  в Усманском уезде

(1918 - 1922 гг.)

 

Год

Число школ

Число шкрабов

Число учащихся

1918

254

478

17630

1922

191

319

13974


 

Также в связи с  реорганизацией школы в Усманском уезде проводились следующие мероприятия:

  • Компания по реализации договоров;
  • Учёт шкрабов и выяснение пригодности помещения, числа учащихся, потребность в учебных пособиях и руководствах;
  • Курсы по политической грамоте;
  • Экспертиза шкрабов в целях квалификации последних;
  • Выработка единой программы - минимума в школах I и II ступени;
  • Создание культурно-просветителских центров (например, организация изб - читален).

Мне бы хотелось остановиться подробнее на первом пункте. В докладе  Воронежского Губоно отмечаются некоторые затруднения в ходе проведения договорной компании в Усманском уезде. Причиной нереализации договоров указываются противоречивые распоряжения губцентра об отмене самообслуживания. Однако отмечалось, что «После получения сообщения о том, что договоры с населением на предмет содержания школ остаются в силе, УОНО организовал 2х недельник помощи школ, который дал слабые результаты. Население отказывается платить самовложение на школы, утверждая, что охотно дали бы хлеба на школы вместе с продналогом даже больше, чем теперь берут, но вовремя».

Всего было заключено 19 договоров  на содержание школ с 255 шкрабами и 117 сторожами. Но в заключение доклада говорилось: «Без административного вмешательства ГИК и УИК эти договоры не могут быть выполнены».

Также в этом докладе  много внимания уделялось слабой хозяйственной стороне. Сообщалось, что ремонт в школах не был проведён, инвентарь не ремонтировался, школьные сторожа уходили с рабочих мест, т.к. им не выплачивалась зарплата, здания школ расхищались местным населением настолько, что заниматься в них уже было невозможно.

Но такое плачевное положение было лишь у уездных школ. В школах города дела обстояли иначе, т.к. там хозяйством школы занимались родительские комитеты. Они проводили ремонт, снабжали школу топливом. В уезде же без ремонта занятия могли проводиться лишь в 40% школ.

Эти данные подтверждает и следующая статистика: в 1923 г. на 23 волости приходилось 158 школ, из которых работали лишь 84.

Таким образом, народное образование в Усманском уезде  шло в ногу со своим временем. Появилась единая трудовая школа, проводились  договорные компании, шла борьба с ликвидацией неграмотности.

Однако характеристика народного образования в 20-е годы в Усманском уезде усложняется  противоречивостью статистических данных: с одной стороны указывается  на высокий образовательный уровень  населения и развитую сеть культурных и образовательных центров уезда, с другой - на его же поголовную неграмотность. Также приводятся примеры, показывающие, что школа нуждалась в улучшении хозяйственного обеспечения.


Информация о работе О состоянии народного образования в Усманском уезде в 1922-1923гг.