П.П. Мельников – первый министр путей сообщения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Почетный член Петербургской Академии наук, воспитанник и профессор Института Корпуса инженеров путей сообщения, Павел Петрович Мельников более 50 лет жизни посвятил становлению и развитию железнодорожного транспорта в России. Он принадлежал к числу тех прогрессивных людей, которые в тяжелых условиях крепостного режима и насилия иностранцев в правящих кругах боролись за экономическую независимость страны, за развитие отечественной промышленности и транспорта, за строительство железных дорог из русских материалов, руками русских рабочих и под руководством русских инженеров.

Вложенные файлы: 1 файл

Мельников.docx

— 29.99 Кб (Скачать файл)

Вопрос №1 «П.П. Мельников – первый министр путей сообщения»

Почетный член Петербургской Академии наук, воспитанник и профессор Института Корпуса инженеров путей сообщения, Павел Петрович Мельников более 50 лет жизни посвятил становлению и развитию железнодорожного транспорта в России. Он принадлежал к числу тех прогрессивных людей, которые в тяжелых условиях крепостного режима и насилия иностранцев в правящих кругах боролись за экономическую независимость страны, за развитие отечественной промышленности и транспорта, за строительство железных дорог из русских материалов, руками русских рабочих и под руководством русских инженеров.

Родился П. П. Мельников 22 июля 1804 г. в Москве. В формулярных списках писал, что он «из дворян, крестьян не имеет». В 1818 г. он поступил учиться в московский благородный пансион Василия Кряжева. Подобные учебные заведения того времени давали хорошее образование. Через два года «с отличным старанием» Павел окончил его и в начале 1821 г. поступил учиться в Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. «Цель этой школы, — указывалось в положении о ней, — состоит в образовании офицеров-строителей, способных к практическому производству всякого рода работ как по водной, так и по сухопутной части, ровно всех зданий, постройка которых на Главное управление путей сообщения возлагается».

Архивные документы свидетельствуют, что П. П. Мельников окончил школу «первым по успехам на выпускных экзаменах». В числе шести других воспитанников он был зачислен на третий курс института. 
В совершенстве овладев знаниями в области инженерного искусства, 14 июля     1825г. он вновь первым окончил институт. Не случайно член-корреспондент Петербургской Академии наук П. П. Базен, назначенный в то время директором института, писал в отчете о выпускниках: «Мельников первый между ними, офицер, столько отличный по поведению, столько же и по своим дарованиям». Именно поэтому молодой инженер путей сообщения был оставлен в институте для преподавания курса прикладной механики.

Первые пять лет он работает репетитором. Наряду с учебными занятиями часто выезжает на проектно-изыскательские работы по водным путям сообщения. Осенью 1831 г. он назначается помощником профессора (ныне это соответствует званию доцента), а в ноябре 1833 г., в 29-летнем возрасте, — профессором курса прикладной механики, т. е. заведующим кафедрой. Начало профессорской деятельности П. П. Мельникова совпало с постройкой в некоторых странах первых железных дорог с паровой тягой. Ученый одним из первых осознал экономическую целесообразность и техническую возможность их строительства в России. В своих воспоминаниях он пишет, что уже в 1831 г. «был призван к преподаванию в институте лекций по части практической механики вообще и паровых машин, в особенности с приложением их к железным дорогам».

Свои лекции, относящиеся к железнодорожному транспорту, ученый опубликовал в 1835 г. в книге «О железных дорогах». Для воспитанников института она стала первым учебным пособием по новому предмету. В этой книге он изложил свои теоретические исследования о подвижных паровых машинах, сопротивлении движению по рельсам и др. Именно Мельников первым придумал и ввел многие технические и железнодорожные термины, которые живут и поныне.

Книга профессора выражала чаяния передовых ученых института, ратовавших за создание железнодорожного транспорта в России. Даже Главное управление путей сообщения и публичных зданий, возглавляемое сторонником развития только водных путей сообщения генерал-лейтенантом К. Ф. Толем, вынуждено было отметить в своем приказе, что «труд его принесет величайшую пользу молодым инженерам, ознакомив их с одной из важнейших частей строительного искусства».

В том же году П. П. Мельников познакомился с чешским инженером                           Ф.А. Герстнером, приехавшим в Россию по приглашению горного ведомства и представившим Николаю I доклад о выдаче ему привилегии на строительство сети железных дорог. Комиссия, в состав которой входил и профессор Мельников, признала возможным предоставить чешскому инженеру право постройки одной железнодорожной линии. Ею стала дорога Петербург — Царское Село — Павловск.

В ноябре 1837 г. первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 км была сдана в эксплуатацию. Экономического значения она не имела, но показала общественности преимущества нового вида транспорта.

Интересы страны выдвигали в то время первоочередную задачу — сооружение магистральной дороги между Петербургом и Москвой. На конференции института было решено командировать П. П. Мельникова в западноевропейские страны для изучения всех проблем, связанных с применением механического транспорта. В 1837 г. он и его ученик С. В. Кербедз выехали за границу. За 15 месяцев они побывали во Франции, Англии, Бельгии, Германии и Австрии, осмотрели железные дороги, заводы по производству паровых машин и паровозов, строительных механизмов, крупные инженерные сооружения, встречались с деятелями науки и техники, в том числе и с Д. Стефенсоном.

Через два года ведомство путей сообщения направило П. П. Мельникова и              Н.О. Крафта для ознакомления с устройством железных дорог в США сроком на 15 мес. Результатом этих командировок стали многотомные отчеты, материалы которых сыграли в дальнейшем огромную роль при строительстве отечественных железных дорог.

В январе 1842 г. Николай I созвал специальное совещание для рассмотрения проекта строительства железной дороги между Петербургом и Москвой, составленного            П.П. Мельниковым и Н.О. Крафтом. У представленного плана было много противников, но его авторы убедительно доказали преимущества железной дороги.

Изыскания и строительство магистрали были начаты в феврале 1842 г. под руководством авторов проекта. Одновременно разрабатывались конструкции паровозов и вагонов. К концу постройки дороги Главный Александровский механический завод изготовил около 200 паровозов и свыше 3000 вагонов и платформ. 
Открытие Петербурго-Московской магистрали состоялось 1 ноября 1851 г. Русские рабочие и крестьяне в неимоверно тяжелых условиях построили первоклассную по тому времени дорогу, оказавшую огромное влияние на дальнейшее развитие рельсовых путей не только в России, но и за рубежом. В первое время после ее открытия с конечных станций отправлялись по два пассажирских поезда в сутки. Каждый из них состоял из семи вагонов, в том числе одного багажного и одного почтового. Поезда ходили со скоростью 40 км/ч. 1 сентября 1853г. по дороге прошел первый скоростной поезд. Он находился в пути всего 12 ч, из них 10 ч 40 мин в движении и 1 ч 20 мин на стоянках. Средняя техническая скорость составила 60 км/ч. Это был в то время один из мировых рекордов скоростного движения пассажирских поездов.

После пуска в эксплуатацию Петербурго-Московской магистрали Мельников вновь возвращается к идее создания так называемых «замосковских железных дорог». Он писал: «Я представил еще в 1844 г. проект сети главных линий железных дорог, составляющих сложное протяжение до 3000 верст; в представленном расчете я находил возможность исполнить это предложение за 10 лет. Но по недостатку тогда доверия в Главном управлении путей сообщения к железнодорожному делу проекту этому не было дано дальнейшего хода».

Перед началом Крымской войны Россия имела всего 1065 км железных дорог, в том числе Варшаво-Венскую линию длиной 300 км и участок Петербург — Гатчина Варшавской магистрали. Сообщение между Петербургом и Севастополем осуществлялось конной тягой по почти непроезжим грунтовым дорогам.

Возник острый вопрос о строительстве железной дороги на юг от Москвы. Профессор П. П. Мельников назначается начальником экспедиции по изысканиям Московско-Феодосийской дороги с ответвлениями на Севастополь, Одессу и Донбасс. Этими изысканиями, оконченными в 1857 г., было положено основание южной сети рельсовых путей. Но строительство их началось только после отмены крепостного права. За свой большой труд ученый был награжден орденом святого Владимира II степени.

Несмотря на выдающиеся успехи отечественных инженеров путей сообщения, правительство Александра II продолжало привлекать в Россию иностранных специалистов. В 1857 г. образуется «Главное общество Российских железных дорог», состоящее из французских, английских и других предпринимателей. Обществу была передана для достройки Петербурго-Варшавская дорога и предоставлено право на сооружение новых линий от Москвы в Нижний Новгород, Феодосию и от Орла на Либаву (ныне Лиепая).

Многие прогрессивные деятели того времени выступали против учреждения такого общества. Они считали, что «сооружение Московской железной дороги обошлось без иностранных знахарей... В России есть с кем посоветоваться и посовещаться. Мельников и Кербедз и многие их подчиненные инженеры доказали на опыте знание дела». Интересно отметить, что «Главное общество Российских железных дорог» настойчиво приглашало Мельникова к себе на службу. Но, несмотря на значительный оклад, ученый не принял приглашения и остался в ведомстве путей сообщения. Об иностранных предпринимателях он пишет, что они «имели в виду одну спекуляцию акциями, а не выгодную эксплуатацию дороги». 
В эти годы П. П. Мельников занимает посты главного инспектора частных железных дорог и члена Совета Главного управления путей сообщения и публичных зданий, члена Междуведомственного комитета путей сообщения, преобразованного в Комитет железных дорог. В 1858 г. вместе с С.В. Кербедзом он избирается почетным членом Петербургской Академии наук. Падение крепостного права в России сопровождалось изменением экономической структуры страны: все быстрее стали развиваться города, росли фабрики и заводы, строились железные дороги. Прогрессивные веяния способствовали и дальнейшему развитию отечественной транспортной науки. В 1862 г. профессор П. П. Мельников был назначен исполняющим должность, а через год — главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. В 1865 г., когда ведомство было преобразовано в Министерство путей сообщения, выдающийся ученый становится первым министром путей сообщения России.

Железнодорожная сеть страны в те годы насчитывала 3567 км. Уже будучи главноуправляющим путями сообщения, профессор разработал проект развития дорог в центральной части страны общей протяженностью около 4500 км. Он включал несколько линий: Южную — от Москвы до Севастополя, Восточную — от Орла до Саратова, Западную — от Орла до Динабурга (Даугавпилс) и от Риги до Либавы (Лиепая), Юго-Западную — от Одессы через Киев на соединение с Западной линией и Юго-Восточную — от Екатеринославля (Днепропетровск) до Грушевых каменноугольных копей. Ученый поставил вопрос о развитии отечественной металлургической промышленности. В отчете за 1863 г. он пишет: «...чтобы поставить систему наших дорог вне зависимости от иностранцев и, по мере возможности, оградить от зарубежного курса, я стараюсь поощрить выделку рельсов и паровозов в России. С этой целые уральским заводам Демидовых для дорог Николаевской и Южной заказал по 3500 тыс. пудов рельсов; и с Горным управлением делаю соображения о выборе местности для учреждения казенного завода для его производства».

За семь лет, в течение которых П. П. Мельников возглавлял Министерство путей сообщения, было построено около 4700 км железных дорог, причем большинство из них имело двухпутное земляное полотно. Ученый составил и утвердил множество рекомендаций и инструкций, главные положения которых стали основой нынешних Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, должностных инструкций. 
Профессор Мельников, по свидетельству современников, «положительно был душой всего дела и учителем всего и всех по техническим вопросам». Не случайно в 1872 г., в день его 50-летней службы на транспорте Петербургский институт инженеров путей сообщения в своем поздравительном адресе отметил: «Николаевская железная дорога с ее величественными сооружениями представляет вдвойне замечательный памятник практической деятельности Вашей как самый важный путь сообщения России и как школа образовавшихся под руководством Вашим строителей Воздвигнутые Вами сооружения, из которых многие известны всему ученому миру, по справедливости увеличивают блеск Ваших собственных деяний».

Последние годы ученый жил на станции Любань (станция Октябрьской железной дороги), где и умер в 1880 г. В ознаменование 150-летнего юбилея со дня рождения на станции установлен памятник великому ученому-железнодорожнику. 
Это не единственный памятник первому Министру. Уже в начале 21 века Павлу Петровичу был установлен памятник на Комсомольской площади (на сквере у трех вокзалов) в Москве. На здании Ленинградского института путей сообщения (Петербурского университета инженеров путей сообщения) установлена мемориальная доска.

В здании Министерства путей сообщения (ныне здание ОАО РЖД на Ново-Басманной улице Москвы) в ряду широко известными деятелей транспорта висит портрет первого министра путей сообщение Павла Петровича Мельникова.

 

 


Информация о работе П.П. Мельников – первый министр путей сообщения