Пантеон языческих богов как социокультурная система в доисламском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Совершая магические обряды, посвященные определенному богу – например, для обеспечения удачи на войне, для «вызывания» дождя при начале пахоты и уборке урожая, перед охотой и т.д., люди верили и получали ответы на свои вопросы с помощью этих ритуалов, которые были системно объяснены. Жрец тонко наблюдал за природой, и он умел добывать эту информацию. Человек, поклоняясь богам, уже знал: кого благодарить, на кого злиться, кому молиться, кому нести дары, жертвы, к кому обращаться при разрешении повседневных проблем – то есть внутренняя пустота и неустроенность были заполнены верой в какого-то конкретного бога.

Вложенные файлы: 1 файл

Пантеон языческих богов как социокультурная система в доисламском обществе.docx

— 15.71 Кб (Скачать файл)

. Пантеон языческих  богов как социокультурная система  в доисламском обществе.

Пантеон языческих богов  как социокультурная система  в доисламском обществе

 

В современном обществе профессия  социального работника существует для решения социальных проблем  человека и общества, а также для  оказания помощи людям в трудной  жизненной ситуации, направлена на достижение всеобщего благосостояния.

Но кто же играл роль «социального работника» в первобытном  обществе? Бессилие перед природой вызывало у человека страх перед  ее могущественными проявлениями. Для  людей древнего мира все в природе  было живым и одушевленным. Самых  могущественных духов люди называли богами. Нужно только знать, как к  ним обратиться, чтобы они услышали просьбу-молитву. А еще нужно богам  принести подарки, чтобы они стали  добрее. Что может быть лучшим подарком, нежели пища? Ее и приносили в  дар. Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения  богов и духов – идолов. Обычно идолы были похожи на какие-нибудь живые  существа – на зверя или человека. Идола старались задобрить жертвами.

 

 

Совершая магические обряды, посвященные определенному богу – например, для обеспечения удачи  на войне, для «вызывания» дождя  при начале пахоты и уборке урожая, перед охотой и т.д., люди верили и  получали ответы на свои вопросы с  помощью этих ритуалов, которые были системно объяснены. Жрец тонко наблюдал за природой, и он умел добывать эту  информацию. Человек, поклоняясь богам, уже знал: кого благодарить, на кого злиться, кому молиться, кому нести  дары, жертвы, к кому обращаться при  разрешении повседневных проблем –  то есть внутренняя пустота и неустроенность были заполнены верой в какого-то конкретного бога. Именно эта вера помогала людям в трудных жизненных  ситуациях, давала возможность ощущать  себя приносящим пользу обществу.

 

 

Пантеон богов имел влияние  на становление культуры. Искусство  первобытной эпохи послужило  основой для дальнейшего развития мирового искусства. На всем протяжении исторического развития человечества создано огромное количество разнообразных  типов сооружений, являющихся архитектурным  наследием различных эпох и народов. Изучение истории религии основано во многом на изучении религиозных  памятников, являющихся убедительными  примерами связи религии и  культуры. Первобытные люди современного типа были столь же талантливы, сколь  и все последующие поколения  Земли.

 

 

Языческие боги играли очень  большую роль в жизни людей, и  отголоски того времени отражаются в сегодняшнем дне. У людей  до сих пор сохраняется в социальной структуре масса архаизмов, языческих  элементов пантеон сайт . Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Ведь не случайново во всех религиях, а также в традициях и быту народов мира сохранились пережитки первобытных верований. До сих пор немало людей верят в силу магических обрядов. Вредоносная магия преследовала цель послать на человека «порчу», для этого использовалась обувь, кусок одежды намеченной жертвы, обрезки ногтей и волос. Люди верили и продолжают верить, что человеку можно нанести вред словом и сглазом, а поэтому для предохранения от сглаза пользовались и пользуются множеством амулетов. Во многих домах существуют свои суеверия: в некоторых подвешивают подкову у входа или разукрашенный веник; ставят статуэтки в виде слона, лягушки. Все эти пережитки дошли до нас с языческих времен. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса (1858-1942): «Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказываются скорее кажущимися, в действительности основные черты ума – одинаковы. Главные показатели интеллекта «являются общими для всего человечества».

 

 

На заре человеческой цивилизации  первобытные мыслители сделали  первые в мире научные открытия. Первобытные архитекторы возвели  первые искусственные жилища и первые на Земле храмы, освященные первобытными жрецами и магами; первобытные  художники нарисовали самые первые картины; первобытные скульпторы выточили первые статуэтки; первобытные вожди  сформулировали первые законы человеческого  общежития. Мы не можем относиться к  ним пренебрежительно с высоты научно-технического прогресса только потому, что не знаем их фамилий.

 

 

Прошлое все равно проявляется  бессознательно. Мусульманство вайнахов усвоило множество языческих представлений и обрядов. Это естественный процесс, такое свойство ислам имеет и в других регионах. Особенно эти архаизмы сохраняются в народных праздниках: первой борозды, первого снопа и вообще урожая, в свадьбе и так далее. Тотемизм сохранился в вайнахской топонимике, о чем свидетельствуют отдельные названия сел в верховьях Чанты-Аргуна: Борзой (борз – «волк»), Хьак-хой (хьакха – «свинья»).

 

 

С анимизмом у вайнахов связано почитание местных гор, рощ, пастбищ, скал, камней, рек и озер. Большое место в системе древних религиозных представлений и верований вайнахов играла магия, связанная с чисто хозяйственной деятельностью человека. Земледельческая магия включала в себя такие приемы, как перетаскивание плуга через реку, мытье в реке мотыг, одымление вспаханного поля перед посевом, а в засуху прибегали к обряду къоршкъали – «ряженый», суть которого заключалась в вызывании дождя ряженым в окружении детей и подростков. Часто их гоняли по селу, обливая водой.

 

 

Комплекс магических действий применялся также при животноводческой деятельности, охоте, ремесленном производстве, лечении. Местные знахари манипулировали высушенной лапой медведя, хвостом  черной кошки или волка, знахарским средством холмач (арабск. холматун – «красная ткань») – узелком из красной материи, куда завязывались кости, зубы, когти, уголь, который закапывался в комнате под окном или у околицы. Все эти обряды в той или иной мере сохранились в наши дни в повседневном быту чеченцев.

 

 

По сей день сохранились  мужские и женские имена, связанные  с названиями птиц, и это потому, что птица была почитаемым божеством  и культом у вайнахов. Это такие имена, как: Леча (сокол), Аьрзу (орел), Кхокха (голубь), ТIаус (павлин) и другие.

Благодаря, казалось бы, таким  простым вещам, как обереги, амулеты, магические обряды, имена, различные  статуэтки, сохраняется некая связь  времен. Мы узнаем, как жили в старину, кому или чему они поклонялись. Можно  узнать о значении слов, которые  мы употребляем в повседневной речи, не задумываясь.

Таким образом, пантеон языческих  богов оказал определенное социокультурное  влияние, став одной из предпосылок  для дальнейшего развития цивилизаций  последующих эпох.

 

 

 


Информация о работе Пантеон языческих богов как социокультурная система в доисламском обществе