Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:36, реферат
Совершая магические обряды, посвященные определенному богу – например, для обеспечения удачи на войне, для «вызывания» дождя при начале пахоты и уборке урожая, перед охотой и т.д., люди верили и получали ответы на свои вопросы с помощью этих ритуалов, которые были системно объяснены. Жрец тонко наблюдал за природой, и он умел добывать эту информацию. Человек, поклоняясь богам, уже знал: кого благодарить, на кого злиться, кому молиться, кому нести дары, жертвы, к кому обращаться при разрешении повседневных проблем – то есть внутренняя пустота и неустроенность были заполнены верой в какого-то конкретного бога.
. Пантеон языческих
богов как социокультурная
Пантеон языческих богов как социокультурная система в доисламском обществе
В современном обществе профессия
социального работника
Но кто же играл роль
«социального работника» в первобытном
обществе? Бессилие перед природой
вызывало у человека страх перед
ее могущественными проявлениями. Для
людей древнего мира все в природе
было живым и одушевленным. Самых
могущественных духов люди называли
богами. Нужно только знать, как к
ним обратиться, чтобы они услышали
просьбу-молитву. А еще нужно богам
принести подарки, чтобы они стали
добрее. Что может быть лучшим подарком,
нежели пища? Ее и приносили в
дар. Люди вырезали из дерева, лепили из
глины, высекали из камня изображения
богов и духов – идолов. Обычно
идолы были похожи на какие-нибудь живые
существа – на зверя или человека.
Идола старались задобрить
Совершая магические обряды, посвященные определенному богу – например, для обеспечения удачи на войне, для «вызывания» дождя при начале пахоты и уборке урожая, перед охотой и т.д., люди верили и получали ответы на свои вопросы с помощью этих ритуалов, которые были системно объяснены. Жрец тонко наблюдал за природой, и он умел добывать эту информацию. Человек, поклоняясь богам, уже знал: кого благодарить, на кого злиться, кому молиться, кому нести дары, жертвы, к кому обращаться при разрешении повседневных проблем – то есть внутренняя пустота и неустроенность были заполнены верой в какого-то конкретного бога. Именно эта вера помогала людям в трудных жизненных ситуациях, давала возможность ощущать себя приносящим пользу обществу.
Пантеон богов имел влияние
на становление культуры. Искусство
первобытной эпохи послужило
основой для дальнейшего
Языческие боги играли очень
большую роль в жизни людей, и
отголоски того времени отражаются
в сегодняшнем дне. У людей
до сих пор сохраняется в
На заре человеческой цивилизации
первобытные мыслители сделали
первые в мире научные открытия.
Первобытные архитекторы
Прошлое все равно проявляется бессознательно. Мусульманство вайнахов усвоило множество языческих представлений и обрядов. Это естественный процесс, такое свойство ислам имеет и в других регионах. Особенно эти архаизмы сохраняются в народных праздниках: первой борозды, первого снопа и вообще урожая, в свадьбе и так далее. Тотемизм сохранился в вайнахской топонимике, о чем свидетельствуют отдельные названия сел в верховьях Чанты-Аргуна: Борзой (борз – «волк»), Хьак-хой (хьакха – «свинья»).
С анимизмом у вайнахов связано почитание местных гор, рощ, пастбищ, скал, камней, рек и озер. Большое место в системе древних религиозных представлений и верований вайнахов играла магия, связанная с чисто хозяйственной деятельностью человека. Земледельческая магия включала в себя такие приемы, как перетаскивание плуга через реку, мытье в реке мотыг, одымление вспаханного поля перед посевом, а в засуху прибегали к обряду къоршкъали – «ряженый», суть которого заключалась в вызывании дождя ряженым в окружении детей и подростков. Часто их гоняли по селу, обливая водой.
Комплекс магических действий применялся также при животноводческой деятельности, охоте, ремесленном производстве, лечении. Местные знахари манипулировали высушенной лапой медведя, хвостом черной кошки или волка, знахарским средством холмач (арабск. холматун – «красная ткань») – узелком из красной материи, куда завязывались кости, зубы, когти, уголь, который закапывался в комнате под окном или у околицы. Все эти обряды в той или иной мере сохранились в наши дни в повседневном быту чеченцев.
По сей день сохранились мужские и женские имена, связанные с названиями птиц, и это потому, что птица была почитаемым божеством и культом у вайнахов. Это такие имена, как: Леча (сокол), Аьрзу (орел), Кхокха (голубь), ТIаус (павлин) и другие.
Благодаря, казалось бы, таким простым вещам, как обереги, амулеты, магические обряды, имена, различные статуэтки, сохраняется некая связь времен. Мы узнаем, как жили в старину, кому или чему они поклонялись. Можно узнать о значении слов, которые мы употребляем в повседневной речи, не задумываясь.
Таким образом, пантеон языческих богов оказал определенное социокультурное влияние, став одной из предпосылок для дальнейшего развития цивилизаций последующих эпох.
Информация о работе Пантеон языческих богов как социокультурная система в доисламском обществе