Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 16:30, доклад
Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика — первый язык человечества — была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того — все движения в древности назывались не иначе как танцами!
Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика — первый язык человечества — была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того — все движения в древности назывались не иначе как танцами! Греки не признавали танец только как предлог для ритмических движений и красивых поз — напротив, они стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую — то мысль, действие, поступок, что — нибудь говорило зрителю. А испанские танцы и до сих пор посредством своей супервыразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. Считалось, что люди в древности танцевали оттого, что боги дергали людей за веревочки привязанные к их рукам и ногам. В действительности же танец произошел из — за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой — либо жизненно важной информации. Копируя движения животных, первобытные люди пытались проникнуть тем самым в душевное состояние этого животного, понять его «суть», что значительным образом помогало первобытным людям при охоте, а следовательно являлось необходимостью для выживания.
Первобытный танец, конечно же, возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Первоначально в танцах был заключен и определенный элемент игры: в природу, в другое «Я», в «новое» и хорошо забытое «старое». Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нес новые трудности, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения и типизация новых жестов. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как — то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Танец таким образом являлся своеобразным каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни.
Всякий танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение — вступление во взрослую жизнь — вступление в брак — рождение потомства — охота — война — смерть. То есть танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.
Тотемические танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков. В тотемических плясках разных племен отчетливо проявляется их основная особенность — полное уподобление тотему. Лексика тотемического танца определяется характером пластики определенного вида животного, птицы, насекомого. Эти танцы по своему строю всегда были динамичны, в них подчеркивались движения, а не позы. В тотемических танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя (то есть внешне танцующий приобретал звериные черты). В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали до упаду. Оно их за это награждало в бою всеми своими ценными качествами, принося удачу и победу. У каждого было от десяти до тридцати видов мужских охотничьих танцев, каждый с особенным названием, особыми песнями, музыкальными инструментами, па, фигурами и костюмами участников. Каждое движение имело свой сакральный смысл.
В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте.
Что касается женских обрядов, то они принадлежали к числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита. С образом женщины в своих формах были связаны обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. У некоторых племен юго — западной Африки большую процессию с факелами огня, устраиваемую во время неудачной охоты, возглавляла только Великая Женщина. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения.
Военные танцы женщины исполняли либо с оружием в руках, время от времени бросая его вперед (что символизировало преследование бегущего врага) и назад (что имело цель отдалить собственных мужей от опасности). Нередко эти танцы исполнялись с обрядовыми белыми вениками, сделанными из хвоста буйвола или лошади, — женщины широко размахивали этими предметами в течении всего танца (чтобы мужья «смели» своих врагов с лица земли). Военные танцы во все времена были наиболее значимыми обрядовыми действиями племени. Их исполняли без перерыва, день и ночь, пока мужчины не возвращались из похода.
Древнейшим и повсеместно распространенным символическим знаком в пластике танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих — символизировал плодородие. В кругу лечили и женили. Однако круг — не единственная известная форма массовых плясок. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. В танцах древних воспроизводились и такие сложные фигуры, как лабиринт и рисунок ползущей змеи.
Для
первобытного человека действительность
и вымысел были равнозначны. И не случайно
обрядовые действия могли длиться несколько
недель — значит, это было жизненно необходимо!
Но постепенно ритуальное начало, где
танец имел глубинное значение, начинает
вытесняться чисто телесным, развлекательным.
Так происходил плавный переход от первобытного
танца к античному.
В Греции танцевали все: от крестьян до
Сократа. Танцы не только входили в число
образовательных дисциплин, но им охотно
продолжали обучаться и взрослые люди.
Все танцы античности исполнялись для
зрителей, а не для удовольствия и собственного
развлечения. Предполагается, что общее
количество древнегреческих танцев составляет
более двухсот. Условно их можно классифицировать
по пяти группам:
- воинственные танцы — ритуальные и образовательные;
- культовые умеренные — эммелия, танец
покрывал и танцы кариатид, а также танцы
при рождении, свадебные и погребальные;
- оргиастические танцы;
- танцы общественных празднеств и театральные;
- танцы в быту.
Дадим характеристику наиболее значимым группам танцев:
А) Воинственные танцы
«Пирр» является одним из самых ярких
воинственных танцев. Он известен был
также под названием «пиррихий», «пирриха».
Зародился он в Спарте. Начинали обучаться
этому танцу с пяти лет. По сути пирриха
— это виртуозный танец с мечами и щитами.
Пирриха входила в число излюбленных пиршественных
развлечений, особенно когда она исполнялась
танцовщицами.
Б) Культовые танцы
Эммелия представляет собой очень размеренный
танец в медленных ритмах, типа хороводов
и фарандол.
Танец покрывал и танец кариатид более оживленные. Кариатиды и есть те самые танцовщицы, которые впервые применили в своих плясках технику танцевания на «пуантах». Действительно, пуанты в античности применялись, но они не были похожи на современные. Античные пуанты — это стойка на концах пальцев, но босиком, без какой — либо специальной обуви. Так танцевали и мужчины.
В) Театральные танцы
Каждый из трех видов театральных представлений
классической поры имел свой танец: для
трагедии характерна эмеллия; для комедии
— кордак; для сатирической драмы — сикканида.
Танцами как зрелищными развлечениями
заведовали мимы (скоморохи, клоуны, акробаты,
жонглеры). Ни один пир богатых и почтенных
граждан не обходился без них. Перечислим
характерные черты виртуозного танца
мима:
- техника построена на выворотности ног;
- практиковались танцы на пуантах и разнообразные
прыжки;
- излюбленная манера — резкий поворот
корпуса в перпендикулярную ногам плоскость;
- для танцовщиц типичны акробатическая
кубистика (пляска на руках в самых различных
позах) и виртуозная пирриха;
- популярны танцы с кубками и корзинами;
- характерным приемом в греческих танцах
является отгибание кисти руки под прямым
углом вверх.
У греков существовала также целая система,
сложная техника игры руками в танцах
— хирономия. Руки всегда говорили на
условном языке, ключ к которому, к сожалению,
сегодня потерян.
Ритуальные танцы в Древней Греции весьма
разнообразны, но условно подразделяют
их на два основных танцевальных культа:
«светлый» в честь бога Аполлона и «темный»
в честь бога Диониса. Остатки древнегреческих
ритуальных танцев в честь Аполлона и
других светлых богов мы можем наблюдать
в обыкновенном детском новогоднем хороводе.
Отличие лишь в том, что предметом поклонения
является не статуя, а еловое дерево. Корневая
связь этих обрядов уходит в глубокую
древность, когда было принято проводить
ритуальное очищение перед наступлением
Нового Года. Однако в античном мире имелись
и другие танцевальные обряды, концентрировавшие
в себе как раз все то, что изгонялось из
торжественного аполлонического культа:
буйство жестов, превосходство тела над
духом. Все темное и непристойное выплескивалось
наружу в празднике, посвященном Дионису,
богу плодородия.