Первые кодификации советского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Законодательная практика знает лишь один наиболее эффективный способ борьбы с многообразием нормативных правовых актов, дублированием норм права, противоречиями и пробелами - это кодификация.
Кодификация это не только закрепление определенных действующих норм, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу.
Главная функция кодификации - существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. . Первые кодификации советского права
1.1 Возникновение советского права. Конституционное значение
Первых декретов Советской власти……………………………………5
1.2. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года………………………....... .8
1.3. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года………10
1.4. Уголовный кодекс 1922 года………………………………………. ….11
Заключение……………………………………………………………..........13
Задание 2. Составить схему…………………………………………….......15
Задание 3……………………………………………………………..............18
Список литературы… ……………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

ИОГП новая.docx

— 116.71 Кб (Скачать файл)

                                        Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………...3

1. . Первые кодификации  советского права

1.1 Возникновение советского  права. Конституционное значение

       Первых  декретов Советской власти……………………………………5

1.2. Кодекс законов о  труде РСФСР 1918 года………………………....... .8

1.3. Руководящие начала  по уголовному праву РСФСР  1919 года………10

1.4. Уголовный кодекс 1922 года……………………………………….  ….11

Заключение……………………………………………………………..........13

Задание 2. Составить схему…………………………………………….......15

Задание 3……………………………………………………………..............18

Список литературы… ……………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение.

                                           

          Законодательная практика знает лишь один наиболее эффективный способ борьбы с многообразием нормативных правовых актов, дублированием норм права, противоречиями и пробелами - это кодификация.

Кодификация это не только закрепление определенных действующих  норм, но и одновременно выработка  новых правовых установлений, совершенствование  законодательства по существу.

        Главная функция кодификации - существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования.

        Термин "конституция" ( от латинского constitute - установление, устройство) имеет многовековую историю.  Однако идея конституции как основного закона государства, устанавливающего основы организации и правового положения личности, зародилась лишь в новое время, в эпоху борьбы буржуазии и народных масс против феодализма.

         Первоначальным этапом конституционного развития стал период становления и утверждения буржуазного общества в передовых странах Европы, Америки. Именно там появляются первые конституции США - 1787 г, Франция 1791 г, которые оказали огромное влияние на мировое конституционное развитие.

          Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства.

          Сущность конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Принятие новой конституции, либо внесение в нее изменений и дополнений осуществляется классом, пришедшим к экономической и политической власти. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.

          Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.

          Декреты конституционного значения, появившиеся в первые месяцы советской власти, отражали то видение образа новой системы, с которым пришли к власти руководители новых социальных сил.

          Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года значительно либерализовали систему наказания: суды ориентировались на расширение сферы применения условного наказания, были введены такие меры наказания как общественное порицание, исправительно-трудовые работы, созданы товарищеские суды.

         Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. Первый уголовный кодекс РСФСР вступил в силу 1 июня 1922 года. УК РСФСР 1922 года состоял всего лишь из 218 статей, четверть из которых относились к общей части. Это был один из самых коротких уголовных кодексов во всей мировой истории.

          Целью данной работы является изучение первых кодификаций советского права. Возникновение советского права. Конституционное значение первых декретов Советской власти, кодекса законов о труде РСФСР 1918 года, руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года,

уголовного кодекса 1922 года.

 

        

 

 

 

 

          1. Первые кодификации советского права        

          1.1.Возникновение советского права. Конституционное       

          значение первых декретов Советской власти

 

           Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В.И. Ленина было объявлено Республикой Советов, т.е. органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

           В первые дни и месяцы советской власти проводились мероприятия по созданию и упрочению ее основ. Они воплощены в ряде декретов, которые можно считать актами конституционного значения. В первые месяцы советской власти все они в совокупности составляли неписаную конституцию Российского государства,  до появления единого официального текста.

         II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов принял 7 ноября 1917 г. обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам!", в котором провозгласил программу социальных и демократических преобразований, прежде всего: демократический мир всем народам; безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством; обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного права на самоопределение. Съезд сделал и первые шаги в практическом направлении. Он принял специальное обращение "О полноте власти Советов" и постановил, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декретом от 8 ноября 1917 г. "Об учреждении Совета Народных Комиссаров" съезд образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу. Таким образом, решениями II Всероссийского съезда - и в этом их конституционное значение - были созданы практически все главные звенья государственного руководства страной, которые затем нашли отражение в Конституции РСФСР 1918 г.

          Декретом II Всероссийского съезда "О земле" отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа; признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена, раз и навсегда, частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние; переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства. Тем самым в декрете была заложена существенная часть предпосылок нового конституционного строя России.

            В декрете "О мире" II Всероссийский съезд заложил основы внешнеполитической деятельности советского государства, базирующейся - если исходить из текста - на миролюбии, неприменении насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождение "трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации".

          Конституционное значение имели и многие последующие декреты советской власти, предшествовавшие первой российской Конституции. Для удобства восприятия их можно разделить на четыре группы.

           Первая: акты, направленные на создание экономических основ нового строя. Это, в частности, "Положение о рабочем контроле", принятое ВЦИК 27 ноября 1917 г.; декрет ВЦИК "О национализации банков" от 27 декабря 1917 г.; декреты СНК "О национализации внешней торговли" от 22 апреля 1918 г. и др.

           Второй группой декретов были заложены основы национально-государственного строительства. Это, в частности, принятая СНК 15 ноября 1917 г. "Декларация прав народов России", обращение СНК "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" от 3 декабря 1917 г., постановление СНК "О Финляндской республике" от 31 декабря 1917 г., декрет ВЦИК "О флаге Российской Республики" от 8 апреля 1918 г. и др.

           Третья группа декретов посвящалась созданию механизма советского государства: декрет СНК "О порядке утверждения и опубликования законов" от 12 ноября 1917 г., декрет СНК "О суде" от 5 декабря 1917 г., декрет СНК "О Рабоче-крестьянской Красной Армии" от 28 января 1918 г. и др.

          Четвертой группой декретов власть пыталась установить основы правового положения граждан, организации всей общественной жизни: постановление СНК "О восьмичасовом рабочем дне" от 11 ноября 1917 г., декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 ноября 1917 г., декрет СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 2 февраля 1918 г., и др.

           25 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа". В этом документе в обобщенной форме закреплялись основы общественного и государственного устройства Советской России.

            "Декларация" объявляла Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежит вся полнота власти в центре и на местах. Государство стало называться РСФСР. В резолюции от 28 января 1918 г. "О федеральных учреждениях Российской Республики" съезд закрепил всю систему высших и местных органов государственной власти страны.

           Таким образом, декреты конституционного значения, появившиеся в первые месяцы советской власти, отражали то видение образа новой системы, с которым пришли к власти руководители новых социальных сил. Можно признавать прогрессивный характер многих мер, считать их служившими интересам трудового населения. Но нельзя не видеть и того, что под знаменем укрепления этой власти уже в первые месяцы ее становления имели место отказ от идей парламентарной демократии, ограничения демократических свобод, отстранение от политической жизни ряда социальных слоев.

 

          1.2. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года.

 

          В декабре 1918 г. была завершена работа по кодификации норм тру-

дового права, принимается Кодекс законов о труде (КЗоТ). В него вошли принципиальные положения ранее изданных законов о труде. Кодекс содержал 137 статей, которые составили девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении трудящихся, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении надлежащей производительности труда, об охране труда. Кроме того, было 5 приложений: 

 правила о порядке  установления нетрудоспособности,

          о выдаче пособий трудящимся  во время их болезни, 

          о безработных и выдаче им  пособий, 

 о трудовых книжках, 

           о еженедельном отдыхе и праздничных  днях.1

 Самый первый Кодекс  законов о труде 1918 года содержал  уже целый раздел VII «О рабочем  времени». Статья 84 закрепляла, что  продолжительность нормального  рабочего времени каждого трудящегося  не может превышать 8-ми дневных  или 7-ми ночных часов.      Продолжительность нормального  рабочего времени каждого трудящегося  не может превышать 6 часов:

          а) для лиц, не достигших 18-летнего возраста, 

          б) в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья.

 Интересно, что в  июне 1920 года был издан специальный  декрет, отменяющий все ранее  изданные постановления центральных  и местных органов в частях, противоречащих данному декрету. В части касательно рабочего времени это, к примеру, означало, что, норма кодекса 1918г., запрещающая ночной труд женщин нивелировалась. Более того, общим правилом запрещалось несовершеннолетним работать ночью, но в примечании под формулировкой «в исключительных случаях» - это было дозволительно.

           Некоторое ужесточение рабочего времени было обусловлено объективными обстоятельствами гражданской войной. Как свидетельствуют современники, «удлинение рабочего дня вводилось в милитаризованных предприятиях в форме «сверхурочных» работ, необходимость которых была ясна каждому рабочему, и также ясно было, что с прекращением гражданской войны нормальный день освободится от надстроек» Хотя очевидно, что не только на военных производствах рабочий день был удлиненным, а порой и бессрочным.

         Ночное время определялось периодом с 10 часов вечера до 6 часов   утра.

           Комиссариата Почт и Телеграфов при советах народных комиссаров союзных республик и управлений округов связи устанавливался семичасовой рабочий день. Специальным Постановлением регулировалась трудовая деятельность работников с ненормированным рабочим днем. Согласно Постановлению, ненормированный рабочий день в учреждениях, предприятиях и хозяйствах может применяться:

 а) для лиц административного,  управленческого, технического и  хозяйственного персонала;

 б) для лиц, труд  которых не поддается учету  во времени (консультанты, инструкторы,  агенты и пр.);

 в) для лиц, которые  распределяют время для работы  по своему усмотрению;

г) для лиц, рабочее время  которых по характеру работу дробится на части неопределенной длительности.

 Отметим в общем, что целью правового регулирования рабочего времени являлось в советское время, с одной стороны, обеспечение права трудящихся на отдых, с другой стороны установление государством и соблюдение каждым работником обязательной меры труда, обеспечение рациональной организации режима рабочего времени, максимального и производительного его использования в интересах общества. В связи с этим советские законы обязывают рабочих и служащих уплотнять свой рабочий день, не допуская потерь рабочего времени.                                       

Информация о работе Первые кодификации советского права