Первый сборник законов «Русская правда» как источник по изучению феодальных отношений средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:56, реферат

Краткое описание

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Характерными особенностями первой части Русской Правды являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 г. и получила название Правды Ярославичей. В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г.

Содержание

Введение
1. Происхождение ''Русской Правды'' и её основные редакции
2. Положение привилегированного и феодально-зависимого населения
3. Право собственности и обязательственные отношения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

Первое юридическое  урегулирование долговых отношений  закупов с

кредиторами было произведено в Уставе Владимира  Мономаха после восстания

закупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры  процентов на долг.

Закон охранял  личность и имущество закупа.

Холоп —  наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение  особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. Таким образом, холоп не имел почти никаких человеческих прав. В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть

любой человек, кроме холопа.

За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях

потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, обращаясь к

государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

Наиболее  ярко классовая природа древнерусского права выступает при

анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко

различается в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.

Так, за убийство основной массы свободных людей  платится вира в 40

гривен. Жизнь  представителей верхушки феодалов оценивается  двойной вирой

в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оценивается  в 12 и 5 гривен,

которые даже не называются вирой.

Неизбежные  исторические процессы развития феодализма влекут за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, приводит, в конце концов, к ее распаду, неизбежному  процессу установления феодальной раздробленности  в 12 веке.

 

3.Право собственности  и обязательственные отношения.

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм,

регулирующих имущественные отношения. В законе отражаются отношения

собственности, предусмотрена правовая защита как  недвижимого, так и

движимого имущества. Феодализм характеризуется наличием полной

собственности феодала на средства производства и  неполной собственности

на работника. При этом феодально-зависимый крестьянин также наделен

определенными средствами производства. Феодальная собственность на Руси

возникает на базе распада первобытнообщинных отношений.

Обязательства возникали из причинения вреда и  из договоров. Например,

человек, нанесший ранение другому человеку, кроме  уголовного штрафа

должен был  оплатить убытки потерпевшего, в том  числе услуги врача. Для

древнерусского  обязательственного права характерно обращение взыскания

не только на имущество, но и на саму личность должника, а порой даже на

его жену и  на детей. Так, злостного банкрота можно  было продать в

холопы.

Русская Правда знает определенную систему  договоров. Наиболее полно

регламентирован договор займа. Это явилось следствием восстания киевских

низов в 1113 г. против ростовщиков. Владимир Мономах, призванный

боярами, чтобы  спасти положение, принял меры к упорядочению процентов по

долгам, несколько  ограничив аппетиты ростовщиков. Закон  в виде объекта

займа предусматривает  не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три

вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый  между купцами, с

упрощенными формальностями, заем с самозакладом — закупничество.

Постановления о займах различают заём с процентами и без процентов. Заём

с процентами, превышающий три гривны, требовал свидетелей,

удостоверяющих договор в случае спора. В займах до трёх гривен ответчик

очищал себя присягой. В статьях о ''резе'' –  процентах упоминаются займы

денег, люда и жита, соответственно которым проценты называются резом,

наставом и присопом. Проценты были месячные третные и годовые.

В Русской  Правде упоминается и договор  купли-продажи. Закон больше всего

интересуют  случаи купли-продажи холопов, а  также краденого имущества.

Русская Правда упоминает также  о договоре хранения (поклажи). Поклажа  рассматривалась как дружеская  услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при  заключении договора.

Феодализму  не свойствен наемный труд. Тем  не менее, Русская Правда

упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги)

или ключники. Если человек поступал на такую работу без специального

договора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается

также о наймите, однако некоторые исследователи  отождествляют его с

закупом.

Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском  государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в статье 54

упоминает о  купце, который мог пропить, проиграть  или испортить чужой

товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для  продажи. Отчетливо

виден договор  комиссии в следующей статье, где  иностранный купец

поручает  русскому продать на местном торге  свои товары.

Уже краткая  редакция Русской Правды содержит «Урок  мостникам», где

регламентируется  договор подряда на сооружение или  ремонт моста.

Исследователи полагают, что закон имеет в  виду не только мосты, но и

городские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде

многочисленные  деревянные мостовые. Интересно, что  этот элемент

городского  благоустройства возник в Новгороде  раньше, чем в Париже.

Надо  полагать, что на Руси существовал  такой древний договор, как мена.

Договоры  купли-продажи и мены признавались действительными, когда

совершались между людьми трезвыми, а кто покупал, продавал или менял

что-либо в  пьяном состоянии, тот, протрезвившись, имел право требовать

аннулирования совершённой сделки. То же можно  сказать и об имущественном

найме.

Другим  условием действительности договора купли-продажи  было отсутствие

пороков продаваемой  вещи.

Порядок заключения договоров был преимущественно  простым. Обычно

применялась устная форма с совершением некоторые  символических действий,

рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых  случаях требовались

свидетели. Имеются определенные сведения и  о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.

Наследственное  право характеризовалось, открыто  классовым подходом

законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать  могли и дочери, у

смердов же при отсутствии сыновей имущество  считалось выморочным и

поступало в  пользу князя. В науке был спорен вопрос о существовании в

Древней Руси наследования по завещанию. На мой взгляд, следует

согласиться с теми авторами, которые решают данный вопрос положительно.

На это  указывают законодательство, а также  практика. Завещания были,

конечно, устными.

При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели

сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На

наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж.

Наследственная  масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел

преимущество, — он получал двор отца. Незаконные, дети наследственных

прав не имели, но если их матерью была роба-наложница, то они вместе с

ней получали свободу.

В законодательстве нет указаний на наследование восходящих родственников (родители после детей), а также боковых (братьев, сестер). Другие источники дают основание  предполагать, что первое исключалось, а второе допускалось.

Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены. Жена тоже не

наследует после мужа, но остается управлять общим хозяйством, пока оно

не будет разделено между  детьми. Если это имущество будет  делиться между

наследниками, то вдова получает определенную сумму на прожиток. Если

вдова вторично выходит замуж, она  ничего не получает из наследства первого мужа.

Заключение

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим  памятником древнерусского права. Являясь  первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным актом. Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда во всех её редакциях и списках  является памятником громадного исторического  значения. На протяжении нескольких веков  она служила основным руководством при судебном разбирательстве. В  том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила  одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты 1550 года, даже некоторых  статей Соборного Уложения 1649 года. Долгое применение Русской Правды в  судебных делах объясняет нам  появление таких видов пространной  редакции Русской Правды, которые  подвергались переделкам и дополнениям  ещё в XIV и XVI век.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла  потребности княжеских судов, что  её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан  Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного  источника права на территориях, объединённых в составе централизованного  Русского государства.

"Русская  Правда" не только рассказывает  о юридических нормах X - XII вв. Источник  дает ценные сведения о развитии  феодальных отношений, образовании  классов и классовой борьбе, категориях  феодально-зависимого населения,  землевладении и земельной собственности,  политическом строе Древней Руси. Причем все эти категории в  статьях "Русской Правды" предстают  не как отвлеченные понятия,  а как эхо жизни далекой  эпохи во всем ее многообразии  и противоречиях. Из источника  мы можем многое почерпнуть  и о быте, нравах человека Древней  Руси. Одним словом, перед нами  срез времени, дающий возможность  увидеть сразу несколько аспектов  эпохи: историко-правовой, социально-экономический,  политический, нравственно-бытовой.

 

 

Список использованной литературы

1. Титов Ю.П. История  государства и права СССР: Учебник,  Ч.1, М., 2001г. 

2. Сахаров А.Н. История  России с древнейших времен  до конца XX века, т.1, М., 2005г.

3. Свердлов М.Б. Генезис  и структура феодального общества  в Древней Руси. М. 2004г.

4. Свердлов М.Б. «От Закона  Русского к Русской Правде»  Москва, изд. «Юридическая литература», 1999г.

5.  Исаев И.А. История  государства и права России. М. 2004г.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов  В.М. История России. М


Информация о работе Первый сборник законов «Русская правда» как источник по изучению феодальных отношений средневековой Руси