Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 13:50, доклад
Краткое описание
Переворот 1801 года - один из эпизодов Российской истории, он был исключителен в ряду дворцовыхпереворотов XVIII века. За четыре года своего правления Павел I сумел восстановить против себя не толькопридворную аристократию и гвардию, но и широкие слои дворянства, особое недовольство среди которого вызывало постоянное нарушение императором Жалованной грамоты дворянству.
Были отдельные индивиды, мысль
которых шла вразрез с традиционным мировоззрением.
Свидетельством тому является «Катехизис
Муравьева-Апостола», в котором содержались
утверждения, которые коренным образом
расходились с постулатами Российской
православной церкви, с представлениями в вере о
царской власти в России. Утверждалось,
что присяга Царям Богопротивна, Царская
власть рассматривалась как похитительница
свободы, нарушительница воли Божьей.
Оригинальный подход к «Павловскому феномену», а так же к феномену российского
самодержавия представлен трудами А.С.
Пушкина и Л.Н. Толстого. Отношение А.С.
Пушкина к императорам дома Романовых - одна из наиболее
сложных страниц. В советскую историографию широко вошло представление
о великом русском поэте как противнике царизма. Однако на самом деле, даже
в оде «Вольность», которая приводилась в качестве
образца антимонархических настроений великого поэта,
дана жесткая нравственная оценка убийству
императора Павла Петровича, результатом
которого и была восхождение на престол
Александра. Ода осуждала противоправные
политические действия вообще и цареубийство
в частности. Это определило негативное
отношение А.С. Пушкина к императору Александру I. В стихотворениях
«Сказки. Noel», «К Чедаеву» и «Деревня», а также эпиграммах «На Струдзу» и «На Аракчеева» звучит неприязнь к Александру
I и к его ближайшему окружению, Александр
с сарказмом высмеивается и как человек,
и как правитель.
Царствование Александра I в представлении
А.С. Пушкина не было легитимным - его воцарение связано с убийством отца. В
представлении А.С.
Пушкина этот грех не мог быть
смыт благими начинаниями царя. Размышления
Пушкина о предшествующих дворцовых переворотах
носили крайне негативную оценку их участников.
После 1825 г. внимание поэта к павловской
теме усилилось. У Пушкина существовала
мечта «писать историю Петра, Екатерины I и далее вплоть до Павла Первого».
В 1830 годы пушкинский Павел I предстает
в дневниках поэта как «романтический император». Наряду с этой характеристикой
Александр представал как немужественный,
трусливый правитель, «нечаянно пригретый
славой», «плешивый щеголь». Пушкин А. С. по воспитанию, по семейным
традициям был привержен Романовым и воспитан
в почтении к монархической власти и трону. При этом поздний
А.С. Пушкин вспоминал время Александра
I как незабвенное, время славы и восторга.
С.Л. Франк связывал это с созреванием
политического мировоззрения Пушкина
«в сторону консерватизма». Пушкин пришел к выводу, что монархия в народном сознании - фундамент
русской политической жизни. Понимание
сакральной природы царской власти нашло
отражение в «Полтаве». Окруженный сакральным ореолом,
недоступный лицезрению простых подданных,
носитель верховной власти в качестве
высшего нравственного символа и бесспорной
земной инстанции выступал гарантом спокойствия
и воплощением России.
Рассуждая над феноменом царствования
Александра I, он писал, что покойный император окружен был убийцами
его отца. По этой причине не было суда
над декабристами. Николай I же «первый у нас
имел право и возможность казнить цареубийц
или помышления о цареубийстве; его предшественники принуждены
были терпеть и прощать».
В письмах к Н.В. Гоголю, поэт писал, что монарх «оживитель
и верхо-водец верховного согласия». Н.В.
Гоголь постоянно писал о высшем значении
императорской власти, о монархе как о верховной независимой
инстанции. Самодержавный образ правления в России воспринимался
как историческая данность.
К теме цареубийства JI.H. Толстой
обратился в 50-е годы. Он просил историка П. И. Бартенева собрать материалы
для истории Павла-императора, который,
по его выражению, тянулся к народу, чувствовал,
чего ждет от него народ. В отличие от распространенной
характеристики Павла как «безумного царя», Толстой JI.H. находил в нем
«действительный характер,
политический», отмечал его рыцарское благородство.
В письме к Николаю II в 1902 году Толстой писал, что
«хороший Царь — есть только счастливая
случайность», цари «могут быть и бывают
изверги и безумцы». Но убийство, будь то царя,
или другого человека согласно христианскому
учению богопротивно. Тема цареубийства
1801 года нашла свое развитие в сочинении
Л.Н. Толстого «Посмертные записки старца Федора Куз-мича». Замысел
повести о Федоре Кузьмиче возникла у
Льва Толстого еще в 1890 г. В 1901 г. произошло
знакомство Л.Н. Толстого и вл. Князя. Николая Михайловича, о которой
Николай Михайлович вспоминал, что Льва
Николаевича интересовала душа Александра
I. Он считал, что если Александр I «действительно
кончил свою жизнь отшельником, то искупление,
вероятно, было полное».
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой осуждали
переворот 11 марта 1801 года и цареубийство;
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь выступали в защиту сакральности,
преемственности, легитимности царской
власти; Л.Н.Толстой осуждал цареубийство как грех.
Представители радикального
течения мысли так же не давали однозначного
ответа на вопрос о цареубийстве. Они подвергали
жесткой критике дворцовые перевороты, с другой стороны
- рассматривали их как протест неограниченному
самовластью. Было выявлено, что принцип
сакральности самодержавной власти подвергался
ими сомнению, а попытки ограничить власть
монарха охотно обсуждались. Но несмотря
на критику существующего порядка вещей,
А.И. Герцен не дал ни разу положительной
оценки дворцовымпереворотам. А.И. Герцен стремился
к десакрализации монарха, которого легко
сменить, удавить, ограничить его власть.
Более того, деятельность монарха теперь
требует оправдания. Однако, Герцен отрицал
возможность цареубийства, которое, по
его мнению, не оправдывается даже государственной
необходимостью.
В «Деле петрашевцев» практически нет упоминаний
о дворцовых переворотах. Петрашевцы отрицали идею божественного
происхождения царской власти. Принцип
покорности самодержавной власти и принятия
всего, что самодержец предпримет, полностью искажался.
Критика царя порой доходила до объявления
его слугой сатаны. В некоторых местах
встречается и мысль о возможности цареубийства.
Найденные в бумагах студента Филиппова
десять заповедей исполнены в духе «декабристского катехизиса», в которых нашел отражение
факт десакрализации императора. Одна
из заповедей гласила, что цари земные
так же люди, грешные. Однако, ему присуще монархическое сознание с его пониманием царского долга - заступиться за народ.
Неограниченная власть самодержца
нашла обоснование историческое, теологическое
и теоретическое и была закреплена законодательно.
Легитимность императора определялась
его богоизбранностью. Российский монарх
пользовался значительной религиозной
властью, он считался верховным покровителем
и блюстителем православия. Другим важным
принципом стал принцип династический. Переворот 1801 года спровоцировал
рефлексию по вопросам о сущности самодержавия.
Большая часть русского общества не принимало
идеи переворота, цареубийства и отцеубийства.
Только исключительные единицы дерзнули
посягнуть на святое, причислив царя к
простым смертным.
В силу традиционалистского
мировоззрения русского общества цареубийство
в духовном понимании представлялось
как бунт против Бога, вызов его Промыслу,
богоборческий порыв сатанинских, темных
сил. Идея монархической власти в России
никем не подвергалась сомнению.
Само цареубийство как идеологема
для высших слоев было сменой вектора.
С этой точки зрения цареубийство и переворот
оказали заметное влияние на политические
отношения в верхах общества.
Первые публикации документов, касающихся
темы переворота 1801 года сначала в заграничных изданиях, а затем и в российских
появились лишь в 80-е гг. XIX века. Исследования
о перевороте - лишь в начале XX века. В XX
веке, в особенности в связи с ликвидацией
монархии, появился большой цикл работ,
в которых рассматривался переворот и
цареубийство 1801 года. В 1881 году в среде
радикалов созрела мысль о возможности
и необходимости цареубийства царя как
тирана, душителя народа. Это были первые
симптомы проявления десакрализации императорской
власти, которые в начале XX века приобрели
необратимый характер.
Доказано, что переворот 1801 года
поставил вопросы о пределах верности монарху, о прерогативах и неприкосновенности
самодержавной власти, ее сакральности
и преемственности. С одной стороны, эти
события повлияли на формирование консервативных
концепций, с другой - стали первыми симптомами
проявления десакрализации императорской
власти, что влекло за собой тяжелые последствия
и сказывалось на исторических судьбах
России.