Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:05, реферат
Вторая половина 80-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными
переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием “перестройка”. Основной
целью проводимых реформ становится создание правового социалистического
государства, демократизация существующего режима.
Реферат по истории
на тему:
“ПЕРЕСТРОЙКА”
Иванов Иван Иванович
Группа - МО 4
1. Причины перестройки.
Вторая половина 80-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными
переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием “перестройка”. Основной
целью проводимых реформ становится создание правового социалистического
государства, демократизация существующего режима.
Необходимость проведения подобных преобразований была вызвана глубочайшим
кризисом советской системы, сложившимся в конце 70-х - начале 80-х годов, а
также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности, и, прежде
всего, в странах Восточной Европы, в так называемом “социалистическом
лагере”. В этих странах, как, впрочем, и в Советском Союзе, складывается
демократическое общественное мнение, формируется диссидентское движение,
требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов
тоталитаризма.
“Перестройка - единственно возможный путь укрепления и развития социализма,
решение назревших проблем общественного развития. Перестройка- это наша судьба,
шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен,” 1
- говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС.
Именно тогда впервые вопреки закостеневшим, догматическим представлениям о
социализме, политические деятели страны, реформаторы вспоминают слова Маркса
о том, что “социалистическое общество отнюдь не будет какой-то раз навсегда
данной вещью, а как и всякий другой общественный строй его следует
рассматривать как подверженное постоянным изменениям и преобразованиям”.
К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен была понятна многим в
стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка»
нашла живой отклик во всех слоях советского общества. Если говорить коротко,
то «перестройка” означала: создание эффективного механизма ускорения
социально - экономического развития общества; всестороннее развитие
демократии укрепление дисциплины и порядка уважение к ценности и достоинству
личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства;
решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с
экономикой и многое другое.
Руководство страны во главе с Горбачевым поставило перед собой цель вывести
общество из прежнего, застойного состояния и повести страну к своеобразно
понимаемой демократии.
______________________________
2. Перестройка в экономическом отношении.
XXVIII съезд КПСС вырабатывает программу выхода из сложившегося в стране
кризиса. В программе предусматривается демократизация общества - свобода и
благосостояние человека, эффективная экономика, гражданское общество и
правовое государство, признание принципа разделения властей в государстве,
демократизация партии и.т.д. Но то, что было написано в программе, далеко не
полностью было реализовано на практике.
Считаю необходимым привести выдержки из этой программы.
За эффективную экономику
Партия считает необходимым создать условия для формирования и развития
многообразных и равноправных форм собственности, их интеграции и свободного
соперничества:
- государственную собственность (общесоюзную,
республиканскую) преобразовать в общественную собственность, управляемую
самими трудящимися на основе действующего законодательства; предоставить
право коллективам трудящихся арендовать государственные предприяития и
имущество, приобретать объекты промышленности, торговли, сферы услуг;
использовать акционерную форму организации предприятий;
- развивать различные виды кооперативной собственности,
собственности общественных организаций, а также смешанных форм собственности;
- КПСС против тотальной денационализации, а также против
навязывания какой-либо форм собственности
Альтернативой изжившей себя административно-командной системе управления
народным хозяйством является рыночная экономика. КПСС считало необходимым:
- предоставить предприятиям, всем товаропроизводителям
независимо от форм собственности самостоятельность, свободу
предпринимательства, способствовать развитию здоровой и честной конкуренции
между ними;
- осуществить демонополизацию производства, банковского и
страхового дела, торговли, научных разработок; оказать поддержку сети малых и
средних предприятий
- сохранить государственное управление магистральным
транспортом, связью, энергетикой и предприятиями оборонного комплекса
- в системе планирования перейти к разработке
стратегических перспектив экономического развития
- обеспечить переход к конвертируемости рубля, открытость
экономики мировому рынку, создать условия для привлечения иностранного
капитала.
Раскроем тезисы.
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной
собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма.
Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к
рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под
названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г.
Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы
отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней
нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение
различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая
необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот
процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в
экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных
бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе
правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100
рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей
незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на
потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах
выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать
законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей,
правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991
года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт,
коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным
ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире.
Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике
позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в
стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи.
В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя
существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по
производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое
применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации
предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление
безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась
в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный
доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного
бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял,
по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП).
Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над
финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц,
которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более
подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.
3. Перестройка в политическом отношении.
Одним из шагов к демократии в период перестройки было создание многопартийной
системы в Советском Союзе. Можно с полной уверенностью утверждать, что это
стало одной из причин краха социалистического режима. Многопартийность все
явственнее становится естественным атрибутом общественного развития СССР,
появляющиеся и растущие новые партии стремятся к установлению в государстве
демократического режима, приводят к подрыву авторитета и значимости
Коммунистической партии, с 1918 года безраздельно властвовавшей в стране.
Путь к созданию подобной системы в России был достаточно нелегок. Проследим
эволюцию ее создания. Впервые многочисленные политические партии появляются
в конце XIX - начале XX веков. Партии создавались нелегально, подвергались
гонениям, что, кстати, происходило и в советском государстве. Лишь после
подписания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года было дано официальное
разрешение создавать политические партии. Однако уже через несколько лет
демократический процесс в царской России был заморожен: монархия начинает
наступление на демократические права и свободы, Государственная Дума
распускается, деятельность партий не оказывает особого влияния на
государственную политику.
Лишь после февральской революции 1917 года вновь на сцену выходят десятки
партий. В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен
Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета
партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А.
Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И.
Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми
кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.
На короткое время Россия становится свободной и демократической страной. Но