Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:12, реферат
С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019-1054) и усиливается после его смерти.
Этот процесс несколько приостанавливается при внуке Ярослава Мудрого - Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125). Силой своего авторитета он удерживал единство Руси.
Введение
1.Переход к феодальной раздробленности: причины и последствия. Своеобразие феодальной раздробленности на Руси
2. Основные земли Руси в период феодальной раздробленности, особенности их развития и политического устройства.
3. Русь под властью золотой орды. Влияние монголо-татарского ига на развитие страны.
Заключение
Список литературы
В то время, когда в Галицко-Волынском
княжестве шли бесконечные распри между
князьями и боярством, в Новгороде - ссоры
и усобицы на вечах, на Северо-Востоке
русских земель закладывались основы
новой русской государственности.
Между Волгой и Окой располагалась "Земля
за великим лесом". Чтобы из Киева попасть
в эти места, нужно было преодолеть "Лес",
который таил много опасностей, начиная
с обилия диких зверей до "лихих"
людей. Поэтому первое историческое название
междуречья Оки и Волги - "Залесская Русь".
Долгое время
в Залесской Руси никаких
Ученые полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам:
- здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу;
- земля здесь
была богата в
- Северо - Восточная Русь не знала иноземных нашествий;
- здесь не было княжеских усобиц.
И в X - ХI вв. здесь выросли города - Ростов, Белозерск, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. Центром земли был Ростов. В XII в. эти земли ещё не были самостоятельным владением, и киевских князей не привлекали.
Первоначально связь Ростовского края с Киевом выражалась в уплате дани великим киевским князьям. Позднее в Ростове княжили сыновья великого князя киевского Владимира Святославича - Борис и Ярослав, в Муроме - Глеб.
После раздела Киевской Руси между сыновьями Ярослава Мудрого в 1054 г. Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль.
В XII в. начался очень важный
в русской истории процесс - перемещение
центра государства с юга - из Киева
- на северо-восток - во Владимир.
Залесская Русь при
Владимире Мономахе. В 1093 г. этот край
перешел во владение Владимира Мономаха,
который смог оценить уникальность этих
мест.
В 1108 г. на берегу реки Клязьмы основал мощную крепость и назвал ее своим именем - Владимир. Ростово-Суздальская земля становится наследственной вотчиной Мономашичей.
При Владимире Мономахе эта земля вошла в орбиту политической, экономической и культурной жизни Киева. В 1113 г. Мономах был приглашен на киевский престол как самый авторитетный на Руси князь.
Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей - Юрия.
Юрий, как младший сын,
не мог претендовать на киевское княжение.
Но он оказался очень активным человеком
и энергично занялся
При нем началась упорная борьба княжеской власти с местной боярской знатью. 4 апреля 1147 г. состоялась встреча Юрия с черниговским князем Святославом Ольговичем в небольшом селении Москва. Юрий давал пир в честь свадьбы своего сына Андрея. Описание этой встречи попало на страницы летописи. Это было первое упоминание в летописи о Москве. И дата - 4 апреля 1147 г. - считается датой основания Москвы.
Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и вскоре превратилось в самое сильное на всём Северо - Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали "Долгоруким".
В 1155 г. он захватил-таки киевский престол. Но Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был отравлен киевлянами.
Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но в русской истории он прославится другим - как основатель Москвы.
При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском. Юрий Долгорукий очень хотел передать киевский престол своим детям. Поэтому, став киевским князем, он передал своим сыновьям в управление земли близ Киева.
Старшему сыну - Андрею - передал Вышгород - пригород Киева. Андрею Юрьевичу было уже 30 лет, все эти годы он прожил в родной Ростово-Суздальской земле, которую очень любил и считал своей опорой.
Киева и киевлян он не любил. Андрей был сыном половецкой княжны, возможно, поэтому был очень упрямым. Однажды ночью, против воли отца, он покинул Вышгород и вместе со своей дружиной отправился в родную Ростово-Суздальскую землю.
Уход Андрея
из Киева сыграл судьбоносную роль
в русской истории. Андрей тайком
увез с собой местную религиозную
святыню - икону Богоматери. По преданию,
когда дружина оказалась рядом
с Владимиром, то конь, везший икону
Богородицы, вдруг встал и не хотел идти
дальше. Андрей посчитал это особым знаком:
значит, сама Богородица захотела пребывать
здесь. На том самом месте Андрей заложил
село, назвал его Боголюбово. Боголюбово
сделалось его любимым местом пребывания.
Сам же он на века получил прозвище "Андрей Боголюбский".
Напористый, энергичный, Андрей Боголюбский
резко отличался среди остальных русских
князей. После смерти Юрия Долгорукого
бояре Ростова и Суздаля выбрали Андрея
Боголюбского своим князем. Бояре не хотели,
чтобы к ним присылали князя из Киева.
Бояре надеялись, что в благодарность
Андрей будет править вместе с ними. Но
Андрей продолжил курс отца на укрепление
княжеской власти: отдалил от власти старых,
влиятельных отцовских бояр, согнал с
ростово-суздальских столов всех своих
братьев и племянников, и никому, даже
своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской
земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления
своей земли.
Он также
продолжил курс отца на установление
гегемонии Ростово-Суздальской
Он построил,
как в Киеве, парадный въезд в
город - Золотые ворота. Он стал показывать
всем, что находится под особым
покровительством Богородицы: для привезенной
иконы Божьей Матери выстроил Успенский собор. В честь Богородицы
ввел новый религиозный праздник - Покров
Пресвятой Богородицы (14 октября), который
со временем стал одним из самых любимых
на Руси. Во Владимире началось "житие",
прославление иконы из Вышгорода. Она
получит название "Владимирская".
Икона Владимирской Богоматери сыграет
колоссальную роль в становлении русской
государственности. В критические моменты
русской истории русский народ всегда
будет просить ее заступничества.
Андрей Боголюбский вел борьбу за приоритет
Владимира в церковных делах и пытался
учредить свою церковную митрополию, независимую
от Киева.
Но константинопольский патриарх не дал своего согласия, но уже брата Андрея - Всеволода Большое Гнездо - великим владимирским князем киевский митрополит назвал во Владимире.
Религиозный центр
Руси стал перемещаться во Владимир. История
Киевской Руси закончилась. Началась история
Руси Владимирской.
Во Владимире Андрей пережил страшный
удар - кончину своего совсем еще молодого
сына Изяслава после ранений в боях с половцами.
Летописец назвал сына Андрея "вишенкой,
срубленной в цвету". В память о сыне
безутешный отец решил построить храм.
И в 1165 г. возник самый поэтичный храм русского
средневековья - церковь Покрова на Нерли.
Этот храм считается архитектурным совершенством:
мастерам удалось передать глубокую печаль,
смирение, простоту, созерцание.
В своем княжестве Андрей вел себя как
суровый и властный хозяин. Это вызвало
недовольство боярства. Возник заговор,
и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот
кинжалами своим близким окружением.
Значение деятельности Андрея Боголюбского
для русской истории велико: Андрей Боголюбский
гениально ощутил исчерпанность роли
Киева как центра русских земель. В результате
его деятельности центр политической
власти окончательно переместился из
Киева во Владимир.
Владимиро - Суздальско
княжество в правление Всеволода Большое
Гнездо. После смерти Андрея Боголюбского
после двух лет междоусобиц на владимирском
престоле оказался его брат - Всеволод,
по прозвищу "Большое Гнездо" (у него
было 8 сыновей и четыре дочери, и у всех
было большое потомство, что было редкостью
в те времена). Всеволод был сыном византийской
принцессы. Он был одним их тех, о ком говорили
- "истинный византиец". Тонкий, умный,
дипломатичный, он сумел поладить со всеми
своими братьями и сесть на владимирский
престол. Но, укрепившись на престоле,
Всеволод продолжил политику отца и сводного
брата Андрея - в княжестве стал укреплять
свою собственную власть. Мятежные бояре
были казнены, их имения конфискованы,
сепаратизм знати, таким образом, был подавлен.
Укрепив свою власть внутри княжества, Всеволод
Большое Гнездо стал оказывать все большее
влияние на дела в других княжествах: вмешивался
в дела Новгорода, захватил земли в Киевском
княжестве, в результате походов 1177, 1180,
1187 и 1207 гг. подчинил своему влиянию Рязанское
княжество. С помощью дипломатических
интриг он усиливал свое влияние в Южной
Руси, ссорил, сталкивал князей между собой,
что привело к новому разгрому Киева в
1204 г.
Всеволод Большое Гнездо стал именоваться
великим князем. Великим его признали
все русские князья. Его волю исполнял
даже митрополит Киевский и всея Руси.
Его правление - это время расцвета Владимиро-Суздальского
княжества. После его смерти между его
сыновьями началась междоусобная борьба.
Победу в ней одержал Юрий (1212-1238). При нем
княжество еще больше укрепилось, наметился
экономический подъем. В 1220 г. Юрий нанес
крупное поражение волжским булгарам
и в 1221 г. основал Нижний Новгород.
Но в 1238 г. монголо-татары
разгромили княжество, опустошили и
сожгли его города. Княжество прекратило
свое существование и распалось
на несколько земель.
Итак, князья Северо - Восточной Руси -
Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский,
Всеволод Большое Гнездо - проводили одну
и ту же политику:
- укрепляли свою личную власть внутри своего княжества;
- укрепляли, возвышали свое княжество;
- распространяли свою власть на другие русские земли.
В результате их деятельности во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие.
Новгородская боярская республика – крупнейшее государство на северо-западе Руси в 12-15 вв.
Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде Великом проявились уже в начале 11 в. В 1015 г. Ярослав Мудрый, княживший тогда в Новгороде, в обмен на поддержку новгородцев в борьбе за Киев согласился на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В 1136 г. новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода (внука Мономаха). (См. схему «Династия Рюриковичей».) После этого Новгород стал сам приглашать князя, что означало политическую самостоятельность для новгородской земли.
Развиваясь относительно независимо, Новгород отличался сходством с европейским типом развития городов. Новгородскую республику можно сравнить с городами - республиками Ганзейского Союза или городами-республиками Италии (Венеция, Генуя, Флоренция).
Новгород имел громадный земельный фонд и богатейшие промыслы, занимал выгодное географическое положение на перекрестке торговых путей: Западная Европа – Русь – Восток – Византия.
В этих условиях корпоративно сплоченное Новгородское боярство сумело избежать монархической формы правления.
Новгородские бояре, в отличие от бояр Владимиро-Суздальской Руси – были не княжескими дружинниками, а потомки местной докняжеской племенной знати.
Они представляли собой замкнутую касту, определенный круг семейств. Боярам принадлежали обширные владения на подвластных Новгороду территориях. Первоначально они собирали с подвластного населения дань в пользу городской казны, а затем завладели землями на основе частной собственности, превратив их в свои вотчины. То есть, частное землевладение в Новгороде, в отличие от Северо-Востока, не было основано на княжеском пожаловании, и, следовательно, бояре не зависели от княжеской власти и милости, как это было в других регионах Руси.
Власть в Новгороде была в руках бояр, которые стремились занять все главнейшие выборные должности. Поэтому можно говорить о том, что в Новгороде сформировалась аристократическая республика.
Вече обсуждало важнейшие законы, решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало и изгоняло князя, избирало должностных лиц, управляющих городом. Организационным и подготовительным органом вече являлся боярский совет – «совет господ», который разрабатывал проекты законов, обрабатывал вечевые решения, осуществлял контрольную деятельность, созывал вече. В его состав совета входили знатные бояре и представители городской администрации.
Все высшие должностные лица посадник, тысяцкий, архиепископ выбирались из числа бояр. (См. схему «Великий Новгород»)
Новгородский князь в системе новгородского управления играл во многом формальную роль, он не обладал полной государственной властью, не наследовал Новгородскую землю, а приглашался для исполнения представительских и властных функций.
Рядовое население
Новгорода принимало участие
лишь в «кончанских» и «уличанских»
вече, избирая старост концов и
улиц. Впрочем, кончанскис и уличанские
веча бояре также нередко
Новгородская республика вела борьбу с агрессией шведских, а затем немецких феодалов. Шведы с середины 12 в. начали захват финских земель, население которых платило дань Новгороду. Немецкие феодалы с конца 12 в. вели завоевание Прибалтики. С середины 12 в. до середины 15 в. Новгород вынужден был 26 раз воевать со Швецией и 11 раз с Ливонским Орденом.
Воспользовавшись монголо-
Новгородская земля не испытала ужасов монголо-татарского нашествия, но по инициативе Александра Невского Новгородская республика признала себя зависимой от Золотой Орды и стала платить её ханам дань.
3. Русь под властью золотой орды. Влияние монголо-татарского ига на развитие страны.
Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати.
Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам — одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует все, чего только захочет, и получает. Во время пребывания в Орде у великого хана Плано-Карпини заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою.