Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:06, реферат
Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая принадлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.
Периодизация истории Древней Греции
Периодизация истории Древнего Рима
Основные этапы становления полисной организации в Древней Греции
Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира
Александр Македонский и эллинизм
Становление государства в Древнем Риме
Заметно усложнились социально-классовые отношения. В каждой эллинистической стране произошло как бы совмещение отношений развитого полисного типа с традиционной общинной структурой древневосточного типа: наряду с классом зависимых работников разных статусов увеличилось общее количество рабов классического типа. Усложнилась и структура господствующего класса: в него вошли не только представители местной аристократии, но и иноземцы (греки, македоняне), составившие его верхушку. Противоречие между местной и греко-македонской аристократией усложнило социальную борьбу в целом.
Появилась новая форма государственного устройства, пришедшая на смену традиционным типам суверенного греческого полиса и древневосточной деспотии — эллинистическая монархия. Она сочетала в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков. Обожествление правителя, его неограниченная власть наличие постоянного бюрократического аппарата, царская собственность на значительную часть земли, профессиональная армия (признаки восточной деспотии) сочетались с самоуправлением городов, имеющих ряд привилегий, где признавалась частная собственность на землю, собиралось Народное собрание, избирались совет и магистраты, функционировали некоторые полисные институты.
Особенностью эллинистической эпохи является бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук. Большое значение уделяется возможности практического применения науки (в военном деле, в строительстве). Наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин.
Заключение
Великие империи Ахменидов и Александра и последовавшая за ними эпоха эллинизма подвели черту под почти трехтысячелетним развитием цивилизации и государственности на Ближнем Востоке. Эллинизм позволил создать ту Средиземноморскую культуру, порождением которой стала античность — без ближневосточной основы она едва ли могла появиться на свет.
Тем не менее, эллинизм был лишь эпизодом в развитии Ближнего Востока. «…Античный мир остался античным и по структуре, и по образу жизни даже тогда, когда римские граждане подвергались жесточайшему произволу всевластных тиранов-цезарей, а восточный мир оставался восточным и тогда, когда произвола почти не ощущалось, а все текло по традиционному и всех удовлетворяющему руслу каждодневной обыденности» (Л. С. Васильев). Ближний Восток так и не стал похожим на Европу, что оказалось очевидным после его исламизации.
Становление государства в Древнем Риме
Римское государство является последним образцом типа рабовладельческого государства. Периодизация Римского государства следующая:
период разложения родового строя и возникновение римского рабовладельческого государства (753—509 гг. дон. э.);
период республики (509-27 гг. до н. э.). Период высшей ступени развития рабовладельческого общества и государства в Риме;
период монархии (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.).
Последний делится на два этапа:
а) принципат (27 г. до н. э. – 284 г. н. э.);
б) доминат (абсолютная монархия) (284—476 гг. н. э.). На данном этапе происходит кризис и разложение римского рабовладельческого общества и государства.
Первоначально территорию Рима занимали три племени (трибы): латиняне, собиняне, этруски. Каждое из них состояло из ста родов, объединенных в 10 курий. Род был единственной сложившейся единицей и, подобно греческому роду, был отцовский.
Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди римлян возникает неравенство. В противовес роду усилилась патриархальная семья, выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на право вступать в Сенат, становиться военными вождями - эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и людей, находящихся в различных видах зависимости.
Происходит разложение родовой организации римлян. Этот процесс усугубился тем, что на расширявшейся благодаря завоеваниям территории Рима оказалось новое население из коренных, преимущественно латинян, и добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы получили название плебс, т. е. множество. Плебеи были свободными, добились права частной собственности на землю, занимались ремеслом и торговлей, обязаны были платить налоги, отбывать военную службу, могли приобретать имущество, т. е. обладали гражданской правоспособностью, за исключением права вступать в брак с патрициями. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправны, лишены права участвовать в Народном собрании, занимать различные должности и получать свою долю земли из земель государственного фонда. Кроме патрициев и плебеев, существовала еще одна социальная группа - клиенты. Клиент находился в личной и наследственной зависимости от патрона (покровителя).
На становление государства в Древнем Риме большое влияние оказало противостояние патрициев и плебеев в борьбе плебеев за политические права и свободы.
Ранний Рим еще сохраняет черты военной демократии, для решения важнейших вопросов римский народ собирается по куриям. В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, относящимися к культуре, семейными отношениями и делами, касающимися жизни всей общины. На комициях происходили выборы царя, решались вопросы войны и мира, комиции могли судить граждан.
Во главе всей общины стоял царь (реке), который был военачальником, верховным жрецом, вершил суд по делам об измене. Рядом с царем стоит Сенат. Важными полномочиями обладали жреческие коллегии.