Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:52, реферат
Актуальность темы исследования определяется тем значением, которое сегодня приобретает внешняя политика в представлении государственных интересов Российской Федерации. За два последних десятилетия наша страна непростой путь от пассивной и сдержанной политики государства регионального значения до мощного инструмента обеспечения интересов мировой державы с амбициозными целями. Россия сегодня демонстрирует наличие независимого внешнеполитического курса и четко сформулированных приоритетов.
Введение 3
Раздел 1. Внешнеполитическая позиция США 6
Раздел 2. Внешнеполитический курс СССР 11
Раздел 3. Период советско-американского сотрудничества 15
Заключение 25
Список литературы 26
В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой.
Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией.
Но в то же время в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. Мирные инициативы Советского государства выдвигались на фоне значительных успехов советских ученых в совершенствовании вооружений и ракетной техники. В августе 1957 г. в СССР были успешно проведены испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась потенциально уязвимой для нанесения ракетно-ядерного удара. Одновременно началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением ПВО, ВВС и сухопутных войск Советской Армии, но и создание нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения (с 1962 г.). Помимо этого, ракетно-ядерное оружие получил и подводный флот ВМФ СССР. Давление на противника «с позиции силы» по-прежнему оставалось главным инструментом советской внешней политики. Как заявлял Хрущев, «другой политики не может быть, другого языка наши противники не понимают». Именно благодаря угрозе советского «ядерного возмездия» в 1956 г. удалось предотвратить объединенную агрессию стран Запада против Египта в период Суэцкого кризиса. СССР значительно укрепил, а затем последовательно расширил сферу советского влияния в странах, освободившихся от колониальной зависимости как в Азии, так и в Африке.
Брежневское руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах еще более усилились в связи с достижением к началу 1970-х гг. стратегического паритета с США (что лишало любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне), а также ростом освободительного движения. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряженности расценивалось в Кремле как признак его слабости, успех советской дипломатии. Действительно, США не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, тоталитарные и авторитарные режимы способны были сохранять свою силу лишь в условиях военного противостояния и жесткой политической конфронтации. Поэтому одним из главных итогов разрядки западным политикам виделось не только ослабление международной напряженности, но и размывание структур власти в СССР и союзных ему странах.
Таким образом, правительство СССР, помимо стремления к поддержанию мира на Земле и предотвращению угрозы ядерной катастрофы преследовало и свои внешнеполитические интересы, которые заключались в навязывании западным державам социалистических идеалов и расширении сфер своего влияния. Уступки со стороны США воспринимались как признаки загнивающего капитализма.
Раздел 3. Период советского-американского сотрудничества
В первой половине 1970-х годов руководителям СССР и США удалось прийти в консенсусу по ряду вопросов и заключить важные соглашения.
В 1970 году президент США Р. Никсон выступал с заявлениями о нормализации отношений между США и СССР, отмечал необходимость взаимного сокращения войск и вооружений.
9
апреля 1970 г. сенат 72 голосами против
6 принял резолюцию, призывавшую
президента выступить с
Однако администрация Р. Никсона стремилась закрепить преимущества в стратегических вооружениях. Советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений шли трудно. Со своей стороны правительство СССР неоднократно подчеркивало принятия разумного соглашения в области ограничения стратегических вооружений, но на равных условиях. Усиление военной мощи США, по заявлению советского руководства, должно было привести к ответным действиям со стороны СССР.
В 1971 году наметился сдвиг в переговорах об ограничении стратегических вооружений (ОСВ).
В феврале 1971 года руководители СССР, США и Великобритании подписали Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
Было также заключено четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину, согласно которому стороны обязались способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений в районе Западного Берлина, а также приняли ряд конкретных мер в данном направлении. Достигнутое соглашение устранило одну из важных причин, мешавших прогрессу в других областях советско-американских отношений.
30
сентября 1971 г. в Вашингтоне были
подписаны соглашения о мерах
по уменьшению опасности
Развивались советско-американские экономические связи.Темп позитивных перемен в отношениях между СССР и США значительно возрос.
Президент США Р. Никсон подчеркивал: «Если будет новая мировая война, если война будет между сверхмощными державами, то никто не выиграет. Все только проиграют... Я думаю, что мы можем признать также, что ни одна крупная держава не может получить решающего преимущества над другой... Именно по этой причине сейчас настал момент урегулировать наши разногласия, урегулировать их с учетом наших расхождений во мнениях, признавая, что они все еще очень глубоки, признавая, однако, что в настоящий момент никакой альтернативы не существует».
Р. Никсон выразил также уверенность в успешном завершении переговоров об ограничении стратегических вооружений. Вместе с тем из его уст неоднократно звучала критика в отношении социалистического строя: Белый дом стремится «поощрять такие тенденций в советской политике, которые говорят о готовности искать изменения на путях «эволюции», иными словами, способствовать «эрозии социализма».
В 1972 году Р. Никсон с официальным визитом посетил СССР. Это явилось важным шагом не только в двусторонних отношениях между СССР и США, но и в процессе разрядки и укрепления международной безопасности в целом. Стороны подписали документ «Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», в котором подчеркивалось, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». СССР и США обязались избегать военной конфронтации и предотвратить возникновение ядерной войны, проявлять сдержанность в своих взаимоотношениях, регулировать разногласия мирными средствами.
Руководители СССР и США договорились о конкретных шагах по ограничению гонки вооружений: были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Кроме того, были заключены соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, о сотрудничестве в области исследования и использования в мирных целях космического пространства, охраны окружающей среды, здравоохранения, науки и техники. На встрече были определены меры по содействию развитию торговли и других экономических связей. В осуществление данной договоренности в октябре 1972 г. были заключены соглашения о торговле, кредитах, об урегулировании расчетов по ленд-лизу и некоторым вопросам морского судоходства.
Важное место в переговорах заняли вопросы разрядки в Европе. Руководители СССР и США заявили, что готовы внести «соответствующий вклад в позитивные процессы, происходящие на Европейском континенте в направлении подлинной разрядки и развития отношений мирного сотрудничества между государствами в Европе на основе принципов территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, суверенного равенства, независимости и отказа от применения силы или угрозы ее применения». Иными словами, Соединенные Штаты выразили согласие с основными принципами мирного сосуществования, уже принятыми европейскими государствами. СССР и США пришли к соглашению относительно многосторонних консультаций, касающихся подготовки совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Выступая 2 июня 1972 г. на совместном заседании обеих палат конгресса, Р. Никсон заявил, что в итоге переговоров на высшем уровне был заложен фундамент новых взаимоотношений между СССР и США.
Развитие советско-американского диалога способствовало прогрессу и в рассмотрении вопроса о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений, в первую очередь в Центральной Европе. Было достигнуто единство мнений в том, что «любое соглашение по этому вопросу не должно наносить ущерба безопасности какой-либо из сторон», то есть был подтвержден принцип равной безопасности.
Результаты переговоров в Москве были с удовлетворением встречены прогрессивной американской общественностью. Существенно усилилась деловая активность в экономических связях с СССР. Ряд американских компаний объявил о заключении контрактов с советскими внешнеторговыми объединениями.
С ноября 1972 г. по июнь 1973 г. в Хельсинки проходили многосторонние консультации, касающиеся подготовки общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества.
На встрече в верхах, состоявшейся в 1973 г. в США, было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны, по которому СССР и США обязались избегать действий, способных вызвать опасное обострение их отношений, воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны и ее союзников и против других стран в обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность. Были также согласованы Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений, ставящие задачу ускорить выработку соглашений, ограничивающих стратегические наступательные вооружения в количественном и качественном отношении. Стороны подчеркнули, что при выработке новых соглашений они будут руководствоваться признанием интересов равной безопасности друг друга, а также того, что попытки получения односторонних преимуществ несовместимы с укреплением отношений мира между СССР и США. Участники встречи в верхах рассмотрели пути и формы развития торгово-экономических связей между обеими странами в широких масштабах на долговременной взаимовыгодной основе.
Были подписаны соглашения между правительствами СССР и США о сотрудничестве в области сельского хозяйства, транспорта, исследования Мирового океана, о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Стороны договорились, что дальнейшие встречи на высшем уровне должны проводиться регулярно.
В то же время в США нарастала политическая кампания сил, выступавших против разрядки. Р. Никсон писал позднее в мемуарах:
«Слияние сил, стоящих на противоположных концах политического спектра, привело к созданию диковинной коалиции... либералы и американские сионисты решили, что настало время бросить вызов... политике Советского Союза в области эмиграции... С другой стороны стояли консерваторы, которые традиционно выступали против разрядки, поскольку она противоречила их идеологической оппозиции контактам с коммунистическими странами». Поводом для формирования этой коалиции послужил направленный Р. Никсоном в апреле 1973 г. конгрессу запрос о предоставлении СССР статуса наиболее благоприятствуемой нации.
В декабре 1973 г. палата представителей конгресса США утвердила законопроект о торговой реформе с поправкой Джексона—Вэника, фактически лишавшей СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, поскольку оно обусловливалось неприемлемыми для Советского Союза требованиями, представлявшими собой прямое вмешательство в его внутренние дела.
Накануне третьей встречи на высшем уровне в Москве активность сил в США, выступавших против разрядки, приняла такие масштабы, что, как писал Р. Никсон, «вероятно, самая решающая и трудная битва» этой встречи «велась не в Москве, а в Вашингтоне», где деятельность сил, противостоявших разрядке, «достигла почти лихорадочного состояния как раз в тот момент, когда я собирался ехать в Советский Союз». Они стремились сократить уровень торговли с СССР. Кроме того, эти силы ополчились против самой возможности того, чтобы третья встреча действительно увенчалась прорывом в области ограничения наступательных ядерных вооружений или хотя бы запрещением подземных испытаний ядерного оружия. Оппозиция военно-промышленного комплекса новому соглашению об ОСВ наиболее ярко проявилась на заседании Совета национальной безопасности еще 20 июня 1972 г., где министр обороны Дж. Шлесинджер отстаивал жесткую, бескомпромиссную линию Пентагона, отвергавшего любое соглашение об ОСВ, которое не обеспечивало бы подавляющего американского превосходства. Следует учитывать и то сложное положение, в котором находилась администрация Никсона в период уотергейтского скандала.
27
июня — 3 июля 1974 г. в Советском
Союзе имела место третья
Информация о работе Период советско-американского сотрудничества