Петергоф – резиденция царя морей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:12, реферат

Краткое описание

Парки Петродворца (Петергофа) славятся своими многочисленными фонтанами. Они придают праздничное великолепие и блеск всему петергофскому ансамблю -- своеобразному памятнику победам в Северной войне, превратившим Россию в сильную морскую державу "Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по истории.docx

— 26.08 Кб (Скачать файл)

 





 
Петергоф – резиденция  царя морей.  

Парки Петродворца (Петергофа) славятся своими многочисленными фонтанами. Они придают праздничное великолепие  и блеск всему петергофскому  ансамблю -- своеобразному памятнику победам в   Северной войне, превратившим Россию в сильную морскую державу "Петергоф как бы родился из пены морской, как  бы вызван к   жизни велением могучего морского царя. Петергоф -- резиденция царя   морей, -- писал художник А. Бенуа. -- Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофa."  Сверкающие фонтанные струи, рассыпающие радужную водяную пыль, шум падающей воды, перекликающийся с плеском морских волн, многочисленные изображения морских божеств, использованные в оформлении фонтанов, -- всё это наполняет петергофские парки особой поэзией водной стихии.

Петергоф ведет свою историю  от времен Северной войны России со Швецией, начатой Петром I в 1700 году. В мае 1703 года, когда русская армия изгнала шведов с низовьев Невы и вышла к Финскому заливу, началось сооружение Петропавловской крепости на Заячьем острове и форта на острове Котлин. Так зачиналась история Санкт-Петербурга и Кронштадта –морского щита Русского государства.  Ансамбль, возникший в начале XVIII века на берегу Финского залива, является своеобразным памятником в честь победоносного завершения Северной войны и выхода России к Балтийскому морю.

Петр I всячески торопил со строительством форта. Нередко он лично бывал  на Котлине, совершая поездки не только морем, но и проселочной дорогой. Вдоль южного берега залива путь шел до деревушки Кусоя, а оттуда 14 километров до острова - на судне. На морском берегу, близ Кусои, была сооружена пристань и построен "Петров двор" (по-голландски - Петергоф). "Попутный" дворец, избы для немногочисленной прислуги и свиты, небольшая крепость на случай нападения шведов - вот первые сооружения, возникшие на побережье против будущего Кронштадта.

Блестящая победа русских  войск под Полтавой 27 июня 1709 года явилась поворотным событием в ходе войны. Она укрепила и решение  Петра о перенесении столицы  государства из Москвы на берега Невы. Одновременно в беспокойном уме  Петра созрела и мысль о  том, чтобы рядом с новой столицей, связанной морскими путями с крупнейшими  странами Европы, возвести свою парадную летнюю резиденцию. Будучи за границей, он восхищался красотой и богатым  убранством великолепных дворцов и  парков французских королей в  Версале и Марли. Нечто подобное, не уступающее им, а превосходящее  их, надо было создать и в России. Ведь это, по мысли Петра, послужит прославлению могущества отечества в Европе, укреплению авторитета царской власти в самой  России. Такие резиденции решено было основать в Стрельне и Петергофе.

Петр не случайно выбрал именно это  место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько  водоёмов, питавшихся бьющими из под земли ключами. Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоёмов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны. Иное дело -- Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка.   

 Найденные ещё Петром I принципы  водоснабжения действуют и поныне, свидетельствуя о талантах основателя  Петергофа.

Неуемная энергия, решительность  Петра в осуществлении своего замысла не останавливали его  перед преградами. Шла тяжелая  война, экономическое положение  страны было нелегким, немалых средств требовало строительство Петербурга, но уже 27 мая 1710 года "царское величество изволили рассматривать место сада и назначить дело плотины, грота и фонтанов Петергофскому строению".

Изучив книги по архитектуре, паркостроению, искусству, Петр I сам наметил общий план резиденции. Лучшие зодчие и художники Европы были приглашены в Россию для участия в грандиозном строительстве. Тысячи подневольных работных людей были согнаны со всех концов России.В 1714 году работами в Петергофе руководил архитектор И.Браунштейн. В конце 1716 года его сменил французский зодчий и паркостроитель А.Леблон. После смерти Леблона с 1719 до 1723 года дело "петергофского строения" было поручено приглашенному из Италии архитектору Н.Микетти.

Талантливые живописцы того времени  Б.Тарсиа, Л.Каравакк, Ф.Пильман и другие, скульпторы К.Растрелли, К.Оснер, Н.Пино, садовых и фонтанных дел мастера Л.Ганихфельдт, братья Баратини, П.Суалем вложили свой ум и творческую энергию в создание уникального дворцово-паркового ансамбля.Здесь начинали свою деятельность известные русские зодчие XVIII века: И.Устинов, М.Земцов, Т.Усов, П.Еропкин, И.Мордвинов и другие. Они также внесли большой вклад в создание Петергофа.

15 августа 1723 года состоялось  официальное открытие летней  резиденции Петра I. К этому  времени были построены Большой  дворец, Монплезир, Марли; в нижнем парке кроме Большого каскада действовали Марлинский каскад, фонтаны "Менажерные", "Адам", "Пирамида", пять фонтанов Монплезирского сада, "Водяные забавы", или "Курьезные фонтаны", неожиданно обливавшие зазевавшегося посетителя. Парадный въезд в царскую резиденцию оформили со стороны моря, откуда по каналу путь вел ко дворцу.

Император, его свита, многочисленные гости прибыли в Петергоф из Кронштадта, где проходил большой морской  парад в честь создания российского  флота. Перед изумленными спутниками царя развернулась величественная картина: нарядный дворец, возвышающийся над  морем, искусные цветники и аллеи, сотни  мощных струй многочисленных фонтанов. Эта картина привела всех в  восторг. Вечером была устроена иллюминация  с фейерверком. В парке и на кораблях, стоящих в заливе, зажглось море разноцветных огней. Зрелище было изумительное.

Присутствовавший на торжестве  французский посол Кампердон, через несколько дней писал в Париж своему королю о русском царе и его загородной резиденции: "Поражает основательным изумлением то, что он [царь] сумел в течение столь продолжительной войны, в таком суровом климате соорудить все показанные нам великолепные вещи, вполне заслуживающие внимания вашего величества". Цель Петра - удивить иностранцев, поразить их великолепием и роскошью своей резиденции - была достигнута.

После смерти Петра (1725 г.) Петергоф стал "коронной" собственностью царской  фамилии - он переходил по наследству тому из членов дома Романовых, который  вступал на престол. Приостановившиеся  на несколько лет работы вновь  широко развернулись здесь в 30-е  годы XVIII века с воцарением Анны Иоанновны. Значительно обогащается художественное оформление регулярных парков: в ковше канала перед Большим каскадом появляется то монументальное сооружение, без которого мы не мыслим теперь Петродворца, - фонтан "Самсон"; создается аллея водометов вдоль канала, украшается фонтанами Верхний сад. Эту работу по завершению замыслов основателя Петергофа возглавляет талантливейший русский архитектор М.Земцов и его ученики - И.Давыдов, И.Бланк. Над скульптурными украшениями фонтанов по-прежнему трудился в эти годы К.Растрелли.

Расцвет дворянского государства  в середине XVIII века, начавшийся в  царствование Елизаветы Петровны, сопровождался  не только подъемом национального самосознания, развитием науки, культуры, но и небывалой  дотоле роскошью в жизни господствующего  класса. Жизнь при царском дворе  напоминала сплошной праздник: маскарады, балы, иллюминации, фейерверки и другие увеселения непрерывно следовали одно за другим. В Петербурге и пригородах началось в то время строительство  больших дворцов с невиданно  живописными фасадами, богатой отделкой интерьеров.

Новые веяния не могли не сказаться  и на облике Петергофа. Дворцы, построенные  при Петре I, ни по своим размерам, ни по характеру архитектурного убранства  уже не удовлетворяли требованиям  и вкусам елизаветинского двора. Поэтому в 40-х годах XVIII века здесь  возобновилось широкое строительство.Выдающийся зодчий В.Растрелли в период расцвета своего таланта более 10 лет посвятил Петергофу, перестроив петровские "Верхние палаты" в грандиозный дворец длиной по северному фасаду 275 метров. По его же проекту были сооружены Елизаветинский корпус (ныне - Екатериненский) у дворца Монплезир, Ассамблейный зал, Оперный дом. В.Растрелли участвовал и в реставрации фонтанного убранства парков.

Петергофские регулярные сады достигли к середине XVIII века своего высшего  расцвета. С особой торжественностью и пышностью отмечались здесь  знаменательные даты: Полтавская битва, победа при Гангуте, а также дни  коронаций и именины лиц царской  фамилии. Чтобы усилить праздничный  характер торжеств, применялись иллюминации, сочетавшиеся с игрой подсвеченных фонтанов и, как правило, заканчивавшиеся  фейерверками.Слава о петергофских праздниках шла далеко за пределы России. Английский путешественник Натаниел Рэксол отметил в своих записках в 1774 году: "Иллюминация в Петергофе превосходила все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы…"

 

Строительство Петергофа  продолжалось около двух веков, он разрастался, украшался новыми произведениями выдающихся зодчих и ваятелей. Создание этого  грандиозного комплекса осуществлялось трудом тысяч "работных людей", крепостных крестьян, солдат, мастеровых со всех концов России, талантливых мраморщиков и литейщиков, паркетчиков и позолотчиков, резчиков и живописцев.

Великая Отечественная война принесла петергофскому ансамблю тяжелейшие испытания. Приближения фашистских войск заставило в крайне сжатые сроки провести эвакуацию музейных ценностей и укрытие в земле  парковой скульптуры. Однако всё спасти не удалось: 23 сентября 1941 года вражеские  войска ворвались в Петергоф.   

 Почти два с половиной  года в Петергофе хозяйничали  немецко-фашистские оккупанты. Они  превратили в руины Большой  дворец и Большой каскад, Английский  дворец и Марли. Повреждения  получили Монплезир и Эрмитаж. Были вырублены тысячи деревьев, взорваны гидротехнические  сооружения, похищено несколько монументальных бронзовых скульптур Большого каскада, разграблены и уничтожены тысячи произведений искусства.    

 После освобождения Петродворца  в 1944 году дворцово-паркового  ансамбля как памятника искусства  практически не существовало. Перед  реставраторами встала небывалая  задача -- возродить выдающийся памятник русской национальной культуры. Уже 14 сентября 1947 года состоялось торжественное открытие фонтана "Самсон". К 1958 году было восстановлено  здание Большого дворца, проект его реставрации создан архитекторами В. Савковым и Е. Казанской. Творческий труд талантливых реставраторов дал великолепный результат -- Петродворец был поднят из руин. 


Информация о работе Петергоф – резиденция царя морей