Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 06:40, реферат
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.
Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии.
Введение 3
1. Предпосылки реформ Петра I 4
2. Экономическая и социальная политика Петра I 6
3. Реформа системы государственного управления 12
4. Итоги и последствия реформ Петра I 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Контрольная работа
по дисциплине «Отечественная история»
на тему:
Реформы Петра I и их роль в модернизации России
Выполнил:
слушатель ___ курса
группы ___________
зач. книжка _____________
________________________
Проверил:
____________
«____» _________ 2011 г.
г. Санкт-Петербург – 2011
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.
Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии.
Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Россия при Петре I, как и другие страны, встала на путь модернизации. В своих решениях Петр I опирался на тогдашний уровень знаний об обществе, он руководствовался идеями «общей пользы», «государственного интереса». В условиях крепостнической России Петр I реализовал эти идеи сверху, с размахом, не считаясь с интересами подданных. Возникает вопрос: нуждалась ли Россия в огромных преобразованиях?
Предпосылки реформ Петра I можно сформулировать следующим образом.
1. Социально-экономическое отставание России от Западной Европы:
2. Политическое отставание России от Западной Европы
3. Культурное отставание России от Западной Европы.
Экономическая, политическая и культурная отсталость России становилась тормозом ее дальнейшего развития и представляла серьезную опасность для национальной независимости. Для Европы Россия того времени была варварской державой на уровне Крымской «Татарии». Один из знаменитых ученых XVIII в. Г. В. Лейбниц полагал, что будущее России – это превращение ее в колонию Швеции. Будучи за границей, Петр I воочию увидел колоссальную разницу между Европой и Россией того времени. По словам В.О. Ключевского Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, заводами. В России же было всего 30 мануфактур, армии по существу не было, школы были только при церквях, не было ни одного русского врача, на всю страну существовала одна аптека [3, c. 6-7].
Петр I понимал, что Россия сможет быть на равных с европейскими странами лишь при условии ликвидации разрыва в уровнях развития.
Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально-экономического и государственного строя России.
Будучи западником,
сторонником западного
Экстремальные условия войны, необходимость преобразования армии и создания флота требовали быстрого развития мануфактурного производства. Если на Западе мануфактуры создавались постепенно, там уже сформировался класс предпринимателей, то в России для этого еще не созрели экономические условия, первоначальное накопление капитала делало только первые шаги, поэтому здесь государство насаждало мануфактуры. Из 200 мануфактур половина принадлежала государству. Для создания предприятий требовались довольно крупные капиталы. Купцов, имевших значительные капиталы, в России насчитывалось не более трех десятков, но и они не стремились вкладывать деньги в новое рискованное дело.
Недостаток капиталов преодолевался тремя путями:
1) путем строительства мануфактур на государственные деньги. Лишь в последние годы царствования Петра I появились частные мануфактуры;
2) путем насильственного
объединения купцов в «
3) путем стимулирования будущих владельцев мануфактур экономическими мерами (бесплатно предоставлялись земля, сырье, ссуды).
Для выявления и мобилизации частных капиталов использовались насильственные, административные меры. Так, в 1720 г. для налаживания суконной мануфактуры в Москве Петр I объединил в компанию 14 купцов из разных городов и они были доставлены на место под конвоем солдат. Капитал, который скрывался от властей, объявлялся тунеядным. Был издан приказ: «кто будет скрывать капитал, а об этом узнают и донесут, доносчик получает треть этих денег, а остальные конфискуются государством» [1].
Вплоть до
конца второго десятилетия XVII
Но капиталы все же в России были: они накапливались у купцов за счет неэквивалентной торговли. Хуже было со второй стороной первоначального накопления – образованием слоя свободных рабочих. Подавляющую массу населения составляли крепостные крестьяне. Первоначально Петр I исходил из того, что мануфактура будет использовать наемный труд, как в Западной Европе. И пока мануфактур было мало работников хватало из низов города. Но с увеличением масштабов производства резервы наемного труда были исчерпаны. В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам – не дворянам покупать крепостных крестьян и приписывать их к заводам.
Таким образом, петровская индустриализация была основана на принудительном труде, т.е. промышленность увеличилась, а капитализма не прибавилось. Русская мануфактура особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. Подавляющая часть продукции казенных мануфактур поступала в распоряжение государства, цены на нее определялись не рынком, а были «указными». Это делало невозможным конкуренцию. Правительство обеспечивало сбыт продукции (государственный «наряд»). Можно было не улучшать производство, а получить выгодный «заказ», высокую указную цену на товар, землю, лес, различные привилегии.
Центром развития мануфактурного производства был Урал, где развивалась горная, железоделательная промышленность. Появлялись предприятия и в далекой Сибири: Нерчинский сереброплавильный завод, Иркутская суконная мануфактура и т.д.
Итак, важнейшим
результатом экономической
Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали развитию внутренней и внешней торговли. Идеи Петра I о значении торговли соответствовали уровню мировых достижений экономической науки того времени – эпохи господства меркантилизма (главным источником богатства является торговля). Внутренняя торговля была связана с развитием местных рынков (торгов) и ярмарок. Центрами торговли были крупные ярмарки – Макарьевская на Волге, Ирбитская на Урале, Свенская на Украине и другие. Торговые обороты Москвы и Макарьевской ярмарки свидетельствовали об укреплении экономических связей между различными районами страны и о дальнейшем процессе формирования всероссийского рынка. Улучшились пути сообщения. Были построены каналы, соединяющие Волгу с Невой. Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда приходило по несколько сот торговых судов в год. Основными торговыми партнерами России были на западном направлении – Англия, Голландия, Германия, на восточном – Персия и Китай.
Торгово-промышленную политику Петра I условно можно разделить на два периода. Первый период с 1700 по 1719гг., второй период с 1719 по 1725гг.
Таблица 1 – Последствия и значение торгово-экономической политики Петра I
Торговая политика Петра I |
Ее последствия и значение |
I период (1700-1719гг.) | |
|
|
II период (1719-1725гг.) | |
|
|
Первый период был сложным с точки зрения военного положения страны, и государство увеличивало налоги, регламентировало торговлю, применяло меры принуждения по отношению к купцам. Так, Петр I насильственно включал купцов в торговую компанию и предписывал: «Купцам торговать так же, как торгуют в других государствах купцы». Практиковалось административное регулирование грузопотоков, когда купцам четко указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать. К подобным мероприятиям относится и принудительное переселение купцов в Петербург, запрещение вести торговлю через Архангельск. К 20-м годам XVIIIв., когда в успешном для России завершении Северной войны не могло быть сомнений, Петр I значительно изменил торгово-промышленную политику.
Смысл и значение социальной политики Петра I заключалась в юридическом оформлении прав сословий, усилении роли военных и служилых людей в государстве. В новой структуре общества четко прослеживается сословный принцип, регулируемый государственным законодательством.
Таблица 2 – Юридическое оформление социальной политики Петра I
Годы
|
Законодательство |
Содержание |
Значение |
1714г. |
«Указ о единонаследии» |
Произошло слияние двух сословий феодалов в один класс. Всю недвижимую собственность мог получить лишь один из наследников. Петр надеялся, предотвратить дробление владений дворян и побудить их заниматься военной и гражданской службой. |
Указ мог в перспективе привести к появлению слоя дворян, не зависимых от царя. В Западной Европе это привело к ограничению королевской власти. Но в России зависимость дворян от государства еще более возросла. |
1721г. |
Регламент Главного магистрата |
Население городов делилось на два разряда: регулярные (купцы) и нерегулярные граждане (работающие по найму и чернорабочие). |
Упорядочивалась структура городского населения. |
1722г. |
«Табель о рангах» |
Все должности (гражданские, военные) подразделялись на 14 рангов. Основным принципом было не происхождение, а личная выслуга. Это давало возможность не дворянам продвигаться по службе и, достигнув 8 ранга, получить потомственное дворянство. |
Господствующий класс получал возможность укрепляться за счет включения в свой состав талантливых представителей других сословий. |