Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:15, реферат
В начале царствования Петра I при населении России до семи миллионов человек имелось около 30 тысяч дворян, включая членов семьи. Ряд мер, проведенных Петром в отношении дворянства, привел к укреплению положения этого сословия. Дворянин с 15 лет и пожизненно обязан был находиться на государственной службе. «Табель о рангах» (1722), упорядочив процедуру продвижения по службе, сделала служилое сословие более самостоятельным. Служебную карьеру любой дворянин (или мещанин) обязан был начинать с низшего 14 класса (или ранга). Воинскую службу молодые дворяне начинали рядовыми в гвардейских Преображенском и Семеновском полках.
Вопрос №1. Петр I и эволюция социальной структуры общества.
В начале царствования Петра I при населении России до семи миллионов человек имелось около 30 тысяч дворян, включая членов семьи. Ряд мер, проведенных Петром в отношении дворянства, привел к укреплению положения этого сословия. Дворянин с 15 лет и пожизненно обязан был находиться на государственной службе. «Табель о рангах» (1722), упорядочив процедуру продвижения по службе, сделала служилое сословие более самостоятельным. Служебную карьеру любой дворянин (или мещанин) обязан был начинать с низшего 14 класса (или ранга). Воинскую службу молодые дворяне начинали рядовыми в гвардейских Преображенском и Семеновском полках.
Страна, вставшая на путь модернизации, нуждалась в образованных и профессионально подготовленных специалистах. Учеба в школах приравнивалась к государственной службе, обязательной для всех дворян. Дворяне посылались на учебу за границу. Появились учебные заведения для дворян и других слоев в самой России. Петр запретил дворянским сыновьям жениться, не получив свидетельства об окончании хотя бы цифирной (начальной) школы. К концу царствования Петра I цифирные школы существовали уже в 42 городах, в них обучались 2 тыс. человек. Примерно половина учеников не принадлежали к дворянскому сословию (дети священников и горожан). Введение обязательного обучения для молодых дворян усиливало у них чувство сословной солидарности. Гвардейские полки, где обучалась и получала военную подготовку дворянская элита, приобрели чрезвычайное влияние.
Петр I, свободный от сословных предрассудков, применял два основных критерия в подборе помощников: верность императору и личные, профессиональные способности. При нем российское дворянство значительно выросло численно за счет тех мещан, которые поступали на военную и гражданскую службу и становились дворянами по достижении определенного чина или получения ордена.
Петр ликвидировал разницу между боярством и дворянством. Поместья были приравнены к вотчинам, могли передаваться по наследству как полная частная собственность. По указу о единонаследии (1714) имение мог получить только один наследник, но не обязательно старший по возрасту сын. Остальные были обязаны поступать на государственную службу. Ни вотчины, ни поместья не подлежали продаже. Этой мерой Петр хотел предотвратить дробление земельных владений, впервые установил ограничения прав завещателя. Этот указ заставлял остальных наследников «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».
При Петре духовенство стало
превращаться в такое же сословие,
имеющее государственные
Петр не любил монахов. Монастыри воспринимались им как центры оппозиции его политике. Царь был не против превратить монастыри в фабрики, училища, лазареты, инвалидные дома, то есть полезные государству учреждения. Он ограничился тем, что строительство новых монастырей прекратилось, устанавливался их штатный состав, монахам покидать монастыри запрещалось
Не были забыты царём и низшие, податные группы населения. На основании проведенной переписи была введена подушная подать. Налог в денежной форме стал собираться не с крестьянского двора, а с мужской души крестьянина или посадского человека. При этом облагались все лица мужского пола от новорожденного до глубокого старика. Переписи населения (ревизии) проводились один раз в десять лет и были основой для налогообложения.
Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности.
Петр имел возможность оценить важную роль, которую играли торгово-промышленные круги в капитализирующихся европейских странах. При нем число мануфактур выросло в несколько раз и достигло 200. В стране наряду с государственными предприятиями, работавшими на нужды армии и двора, предприятия стали принадлежать и частным владельцам, стимулировалось частное промышленное производство. Однако, развитие российского капитализма происходило под жестким государственным контролем, приобретало специфически российский характер, сопровождалось различными ограничениями, зависело от произвола бюрократии.
В европейских государствах на промышленных предприятиях широко применялся наемный труд. В России рабочими становились крепостные владельческие крестьяне (на вотчинных мануфактурах) или различные группы населения, прикрепляемые к предприятиям (так называемые посессионные мануфактуры). В России, как и в Европе, существовали ремесленные цехи, но это была не столько экономическая, сколько административная мера, которая позволяла держать данную категорию податного населения под постоянным контролем.
Центральная власть зачастую просто игнорировала экономические интересы купеческого сословия, государственных крестьян, занимавшихся промыслами, отходничеством, торговлей. Торговля любыми товарами, которая приносила хорошие доходы (первоначально соль и табак, позже – длинный перечень), объявлялась государственной монополией, причем реализация этой монополии становилась государственной повинностью части городского населения, сопровождалась материальными потерями, так как любые недостачи покрывались за счет исполнителей. В административном порядке было запрещено использование речных судов старой конструкции, а значительные средства экономически активной части населения в принудительном порядке отвлекались на строительство российского флота. В Архангельской области было запрещено производить узкое сукно, что при недостатке средств на покупку новых сукноделательных станков привело к деградации этой важной отрасли. Принудительным образом, искусственными мерами производилось перемещение внешней торговли из Архангельска в Санкт–Петербург. Вместо развития обоих портов и торговых центров обеспечивалось монопольное положение для одного из них.
Государство активно вмешивалось в промышленность, торговлю, социальные отношения. Государство всячески стимулировало развитие мануфактурного производства, обеспечивавшего нужды армии. На Урале стали выплавлять железо. Возникло собственное кораблестроение, производство вооружения, одежды, обуви для армии. По существу возник военно-промышленный комплекс. Интересы отечественного купечества государство защищало высокими таможенными пошлинами на импортные (ввозимые) товары, то есть проводило политику протекционизма. У некоторых европейских стран была заимствована политика меркантилизма, содержание которой составляло накопление в стране золота и серебра за счет активного торгового баланса, то есть преобладания вывоза (экспорта) над ввозом (импортом).
Вопрос№2. Создание Балтийского флота и регулярной армии.
В новой столице России, в Петербурге
были созданы основы российского
военно-промышленного
В 1704 году было заложено Адмиралтейство, построены десять эллингов, сараи (магазины) и пр. Строились галеры, боты, шлюпки, т. е. небольшие суда. В 1706 году на воду была спущена бригантина, в 1712 году закончилось строительство 54-пушечного линейного корабля «Полтава», а в 1718 – 90-пушечного корабля «Старый дуб». Если в 1709 году численность рабочих Адмиралтейства не достигала и тысячи, то к 1715 году здесь было занято уже свыше двух тысяч семисот человек, а в 1721 году на предприятии работало пять тысяч триста плотников, столяров, кузнецов, конопатчиков, пильщиков, парусных мастеров. С учетом предприятий, обслуживавших Адмиралтейство, набиралось еще почти столько же. Поскольку одно Адмиралтейство не могло справиться с делом создания Балтийского флота, то возник ряд других судостроительных предприятий. Впоследствии в Петербурге появились Скампавейская (Галерная), Охтинская (Петрозавод) и Партикуярная судостроительные верфи. С 1707 по 1725 году на петербургских верфях было построено 59 больших кораблей и 203 галеры и скампавеи (мелкие гребные суда). Появлялись русские национальные кадры судостроителей, талантливые мастера – Федосей Скляев, Ефим Никонов , Алексей Бурцев и др. Петербург формировался как центр передовой русской технической мысли в области кораблестроения.
Лес для постройки судов
Кораблестроение представляло собой сложную отрасль, развитие которой было невозможно без многочисленных смежных, вспомогательных производств. В Петербурге появились Смоляной двор, Канатный двор, водяные пильные мельницы на реке Ижоре, ветряные на Мойке, кирпичные заводы и даже водочный завод. Адмиралтейство завело свои сухарные и пивоваренные заводы, так как пиво тогда считалось хорошим противоцинготным средством.
Петр I создал российский флот. Боевое крещение российские моряки получили во время Северной войны, победив шведов при Гангуте (1714), Эзеле (1719), Гренгаме (1720) и в других сражениях.
Вопрос №3. Екатерина II истоки и сущность дуализма внутренней политики.
Екатерина II (1762-1796) была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей она не решилась на кардинальные реформы. В начале правления она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом.
Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 году было избрано 572 депутата от разных сословий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). Работа Уложенной комиссии выявила острые социальные противоречия, столкновения интересов. Комиссию Екатерина II под предлогом начавшейся русско-турецкой войны (1768-1774) распустила. Но впоследствии учла материалы комиссии при проведении ряда преобразований. Отказу от реформаторских идей, усилению консервативных настроений у императрицы способствовали народные выступления, крупнейшим среди которых стало восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775).
Для внутриполитической сферы наиболее важной была областная (губернская) реформа 1775 года. Страна была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жителей в каждой. Возглавлял губернию губернатор. Территорию из нескольких губерний возглавлял генерал-губернатор или наместник. Эти лица назначались императрицей и обладали огромными полномочиями. Губернии делились на десяток уездов по 20-30 тыс. жителей. Властью в уезде были нижний земский суд с капитаном-исправником во главе. В работе губернских и уездных органов управления, в соответствующих судебных инстанциях участвовали выборные от дворянства. По Жалованной грамоте городам (1785) были созданы городские органы самоуправления. Общероссийское законодательство было распространено на Правобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвидирована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограничены.
В социально-экономической сфере огромные усилия тратились на освоение новых территорий. Появились Севастополь, Одесса и другие города. На новых землях устанавливались крепостные порядки. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. Была проведена секуляризация (переход в руки государства) монастырского (церковного) землевладения. Расходы на содержание церкви были сокращены в 5 раз.
Для внутренней политики Екатерины II был характерен своеобразный дуализм (двойственность). Она пыталась создать о себе представление, как о просвещенной монархине. Запретила дворянам обращаться к ней со словами «Я, холоп, твой…». Но в отношении крестьянства, всего простого люда все «гайки» были закручены.
«Просвещенный абсолютизм».
Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Просвещенные монархи декларировали свое стремление править в интересах общего блага, на разумных основах, не только в соответствии со своими огромными правами, но и помня об обязанностях. Своей первейшей обязанностью просвещенные монархи считали просвещение народа, покровительство искусствам, работники которых в свою очередь прославляли монархов, создавали блестящий фасад абсолютистских режимов.
В России Петр Великий стал первым абсолютным монархом, но многое он сделал и в культурной сфере. Его дочь Елизавета Петровна учредила первый профессиональный театр (1754, Ф. Г. Волков), Московский университет (1755, М. В. Ломоносов), Академию художеств (1757)
Екатерина II или «русская Семирамида» также оставила значительный след в развитии русской культуры. В правление Екатерины II творили выдающиеся архи-текторы. При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге (1773), Большой театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. Созданием Смольного института было положено основание женскому образованию в России. Впервые была проведена вакцинация от чумы.
Немка по происхождению Екатерина Алексеевна заботилась о сохранении русского языка. В 1783 года по инициативе Е. Р. Дашковой была основана Российская академия, которая имела гуманитарную направленность и занималась проблемами русского языка. «Российский язык красотою, изобилием, важностью и разнообразными родами мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские языки, а потому и сожалтельно, что россияне, пренебрегая столь сильный и выразительный язык, ревностно домогаются говорить и писать несовершенно языком весьма низким для твердости нашего духа и обильных чувствований сердца», — писала президент новой Академии. С целью «возвеличить российское слово, собрать оное в единый состав, показать пространство, обилие и красоту, поставить ему непреложные правила, явить краткость и знаменательность его изречений и изыскать его глубочайшую древность» в кратчайшие сроки, в 1789-1794 годах был выпущен словарь русского языка – «Словарь Академии Российской». Дашкова стала членом Стокгольмской, Дублинской и ряда дру-гих академий и обществ.
Екатерина II была образованнейшим монархом. Она сама писала не только законы, но и пьесы, мемуары. Но критических замечаний в адрес монархии не терпела, оставаясь, прежде всего, абсолютным монархом.
Вопрос№4. Просвещенный абсолютизм в России.
Информация о работе Петр I и эволюция социальной структуры общества