Податная реформа Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 02:50, курсовая работа

Краткое описание

Петровские преобразования были настолько грандиозны, всеохватны, что спустя много лет они не стали только историей. Они продолжают быть реальностью, вошли в нашу повседневную жизнь. Ведь именно по инициативе Петра мы празднуем наш любимый праздник «Новый год» зимой. Именно он привез в Россию наше любимое блюдо – картофель. Именно он начал выпуск газет. Продолжать можно еще долго. Но, несмотря на вышесказанное, личность Петра I сложна и противоречива, и большую часть времени правления Петра Россия воевала. А как сказал сам Петр: «Деньги – артерия войны» .

Содержание

Введение 3-5
1.Налоговая политика до Петра I 6-15
2. Попытки реформ впервые годы Северной войны 16-19
3.Подушная реформа 20-23
Заключение 24-25
Список использованной литературы 26-27

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО «Красноярский государственный университет» им. В.П. Астафьева

исторический факультет

Дисциплина: история России

 

Курсовая работа

Податная реформа Петра I

Выполнил: студент II курса

исторического факультета КГПУ

Специальность 030401.65

Митрушина Ксения

 

Научный руководитель:

к.и.н. Буланков Василий Валерьевич

Устная защита на кафедре

отечественной истории

состоялась ____________________2013 г.

Председатель комиссии ________________

 

Красноярск 2013

 

 

 

 

Оглавление

Введение                                                                                             3-5

1.Налоговая политика до Петра  I                                                     6-15

2. Попытки реформ впервые годы Северной войны                      16-19

3.Подушная реформа                                                                         20-23

Заключение                                                                                         24-25

Список использованной литературы                                                26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Петровские преобразования были настолько грандиозны, всеохватны, что спустя много лет они не стали только историей. Они продолжают быть реальностью, вошли в нашу повседневную жизнь. Ведь именно по инициативе Петра мы празднуем наш любимый праздник «Новый год» зимой. Именно он привез в Россию наше любимое блюдо – картофель. Именно он начал выпуск газет. Продолжать можно еще долго. Но, несмотря на вышесказанное, личность Петра I сложна и противоречива, и большую часть времени правления Петра Россия воевала. А как сказал сам Петр: «Деньги – артерия войны» . Но денег, как мы знаем, много не бывает, поэтому Петр I и его соратники в короткие сроки должны были восполнять недостатки бюджета, что они и делали с помощью введения налогов. Система налогообложения населения при Петре несколько раз менялась, она исходила из положения дел в стране. Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: первый  с 1700 года и до победы в Полтавской битве и второй с 1718 и до 1725. целью моей работы является изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIII веке. Для этого необходимо, во-первых, рассмотреть налогообложение населения до Петра. Во-вторых, раскрыть основное содержание налоговой реформы в условные два периода. И в-третьих, определить значения налоговой реформы Петра I для России. Историография по данной теме довольна обширна. В советской историографии податной реформе уделялось недостаточно внимания. Как правило, она рассматривалась в общих работах по истории СССР лишь в связи с другими финансовыми преобразованиями петровской эпохи, а также тогда, когда заходила речь о государственных повинностях крестьян. Особенностью этих обобщающих трудов, затрагивающих петровские реформы (в том числе податную), было не только плодотворное усвоение фактов и ценных наблюдений дореволюционной историографии, но и переосмысление материала, добытого наукой предшествующей поры с точки зрения марксистско-ленинской методологии.

На податной реформе, точнее на I ревизии народонаселения, остановился и В. М. Кабузан в монографии «Народонаселение России в XVIII—первой половине XIX в.». Давая общую характеристику I ревизии преимущественно на основе ПСЗ, автор акцентирует свое внимание прежде всего на проблемах учета народонаселения во время переписи и свидетельства, отмечая при этом важнейшие недостатки первого в истории России опыта подушной переписи населения Несомненную ценность представляют и исследования Я.Е.Водарского, анализирующего численность, сословно-классовый состав и размещение населения России в конце XVII— начале XVIII в. Его наблюдения относительно динамики населения в указанный период позволяют с большей уверенности о судить о статистических итогах реформы, дают возможность внести необходимые коррективы в выводы об этом дореволюционных истории. Подготовленный в 1942 г. к изданию II. А. Воскресенским в виде второго тома «Законодательных актов Петра I» содержит значительный и разнообразный материал по истории податной реформы, причем ценность этой, к сожалению, неизданной публикации в том, что она содержит многочисленные варианты важнейших актов реформы, а это позволяет рассмотреть разработку их Петром и его окружением.

Более подробно о податной реформе писал Е.В. Анисимов в книге «Податная реформа Петра – I». В книге была предпринята попытка рассмотреть социальное значение реформы, связать её с характерными для России XVII – начала XVIII в. социальными процессами. Анисимов высказал глубокую мысль о том, что подушная подать не только оказала воздействие на «гражданские права» различных групп населения, но сама могла быть введена только благодаря издавна подготовлявшимся переменам в порядке гражданских отношений.

В книге Н. И. Павленко «Пётр Великий», была чётко поставлена проблема «цены реформы», величины тех материальных затрат, которые позволили России победить в Северной войне и стать державой европейского масштаба.

Одновременно А.Г. Маньков в своей книге «Развитие крепостного права в России во второй половине 18 века» затронул другой весьма важный для истории России вопрос о влиянии нового налога на бюджет государства и народное хозяйство в целом.

Оценивая в целом литературу по теме, нужно сказать, что в изучении податной реформы достигнуто немало. В исследованиях историков были сделаны важные наблюдения по истории самой реформы, рассмотрены её статистические результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговая политика до Петра I  

История налогов уходит своими корнями в  глубокую древность человечества, к самым истокам цивилизации.  С научной точки зрения историю  российской налоговой политики можно  разделить на несколько больших  периодов. Каждый из них соответствует  общеисторическим особенностям эволюции отечественной государственности. Естественно, что и налоги той или иной эпохи отражают свойственный ей тип, характер и динамику социально-экономических отношений.    

Финансовая  система на Руси начала складываться с конца IХ в., с момента объединения  Древнерусского государства.       

Основным  источником доходов княжеской казны  была дань. Это по сути дела сначала  нерегулярный, а затем все более  систематический прямой налог. Князь  Олег, утвердившись в Киеве, занялся  установлением дани с подвластных  племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под «шлягом», видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - т. е. с плуга или сохи. [10.С. 25]       

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил  древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения  преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.  

Тогда же появляются сведения о русской  гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.        

Дань  взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит. [10. С.48]       

Известно  в Древней Руси было и поземельное  обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.   

С XI века в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики.   

Основными письменными источниками, формировавшими налоговую политику этого периода  были «Русская Правда» и «Поучения  Владимира Мономаха».   

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся  сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.    

Каждый  удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал  ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.  

Помимо  выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. 

 Взимание прямых налогов в  казну самого Русского государства  стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних  доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы.  

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался «осьмеником». Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» - деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.   

В 1480 г. Иван III прекратил уплату «выхода» и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.  

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк  отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто  платил больше.

 Описание земель имеет важное  значение, поскольку на Руси еще  в период татаро-монгольского  владычества образовалась и получила  развитие посошная подать, включавшая  в себя и поземельный налог.  Последний определялся не только  количеством земли, но и ее  качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей. Для определения размера налогов  служило «сошное письмо». Оно  предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.       

Косвенные налоги взимались через систему  пошлин и откупов, главными из которых  были таможенные и винные.       

Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15 - начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация - сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы - «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов. Характерной особенностью всего периода становления централизованного государства во главе с Москвой является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств (расходы на оборону, централизацию и объединение русских княжеств) .       

Процесс централизации российского государства, начатый в конце XIV -начале XV вв., продолжался царствованием Ивана IV Великого.   Иван Грозный (1530 - 1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.       

Итак, что касается прямых податей, то главным  объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании  писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.        

Со  времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала  производиться не по сохам, а «по  животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.       

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен.       

Раскладка и взимание податей производились  самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые «окладные книги».       

Главными  из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины .       

Информация о работе Податная реформа Петра 1